Регион

Уведомления отключены

26 ноября 2016, 16:00

Кому тюрьма, а кому дом родной. Как Трамп спас бизнес "на заключенных"

Первый сеанс шоковой терапии "Дональд Трамп — президент США" закончен. И пока миллионы рядовых американцев недоумевают, как дальше жить, компании, которым принадлежат частные тюрьмы в США, подсчитывают прибыль: после объявления итогов выборов их акции подскочили на 20-40%. Лайф — о том, как устроен бизнес "на заключенных" и сколько денег он приносит американской казне.

Фото: © Flickr / Gage Skidmore, Thomas Hawk

Фото: © Flickr / Gage Skidmore, Thomas Hawk

Система частных исправительных учреждений появилась относительно недавно, и сейчас функционирует в Великобритании, Австралии, Канаде и США. 

По состоянию на 2016 год в Англии и Уэльсе существуют 14 частных мест заключений, и ещё два в Шотландии, где содержится 15% заключенных Соединенного Королевства. В Австралии их семь, в Канаде — два, а вот наиболее успешным проект оказался в США. В этой стране частные тюрьмы действительно вносят вклад в экономику.

20 лет рабства

Современная история частных тюрем в США началась при другом эпатажном американском президенте Рональде Рейгане, занимавшем этот пост с 1981 по 1989 годы. В 1984 году государство передало контроль над исправительным учреждением в округе Гамильтоне в Теннесси Американской корпорации исправительных учреждений (Corrections Corporation of America, или CCA), то есть заключило сделку с оператором, взявшим на себя обязанность самостоятельно найти надзирателей и остальных сотрудников, которые обязуются поддерживать режим.

Спустя год CCA предложила правительству отдать ей все тюрьмы штата Теннесси за $200 млн, но Вашингтону пришлось отказаться от этого предложения после волны протестов со стороны госслужащих. Несмотря на это, CCA удалось расшириться достаточно быстро.  

Затем при президентах Билле Клинтоне и Джордже Буше-младшем число частных мест заключения росло, и уже к 2008 году в США насчитывалось около ста тюрем, в которых содержалось 62 тысячи заключенных. В 2012 и 2013 годах их количество возросло ещё сильнее, и число арестантов увеличилось почти вдвое — до 120 тысяч человек, а в конце декабря составило почти 200 тысяч. Сейчас в Америке насчитывается около 140 частных тюрем. 

Схема работы такова: компания организует труд заключенных, а взамен от государства получает средства на их содержание. Только вот стоит этот труд без преуменьшения настоящие копейки — от 17 до 50 центов в час, а компания получает взамен до $60 на одного арестанта в день. Естественно, никакой защиты у содержащихся в них людей нет. Отпусков и больничных тоже. 

Современные ГУЛАГи

В США немного компаний — операторов мест заключения. Самой крупной считается названная выше Американская корпорация исправительных учреждений. Сейчас её рыночная капитализация достигает суммы $2,29 млрд, а акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже по $20,29 за штуку, хотя в 2000 году за одну акцию просили лишь доллар.

Создал CCA Роберт Крантс, и за 23 года существования корпорация расширила своё присутствие до 20 американских штатов.

Ещё один крупный оператор называется GEO Group, ранее известный как Wackenhut Securities. Штаб-квартира этой компании расположена в штате Флорида, а основана она годом позже, чем CCA — в 1983 году. Рыночная капитализация GEO Group чуть меньше, чем у конкурента, и составляет $2,18 млрд, а одна акция на Нью-Йоркской фондовой бирже стоит $30,23. Одними из крупнейших инвесторов этих компаний являются банки Уолл-стрит. К примеру, Wells Fargo вложила в GEO Group $100 млн, а в ССА — $6 млн.

Среди других инвесторов частных мест заключений в США можно выделить Bank of America, фонд Fidelity, компанию General Electric и The Vanguard Group.

Более 92% акций CCA владеют около 300 инвесторов, более 91% GEO Group принадлежит более 270 инвесторам, среди которых в основном банковские и страховые компании, фонды, частные инвестиционные компании.

Кому принадлежит остальной процент акций сказать сложно, поскольку индивидуальные акционеры зачастую пользуются услугами посредников. Таким образом, можно утверждать, что частные тюрьмы достаточно прочно интегрированы в финансовую систему США, которой их закрытие выльется в ощутимую копеечку.

Ещё один известный оператор частных тюрем в США Management and Training Corporation или MTC является непубличной компанией, как и Community Education Centers, LaSalle Southwest Corrections и Emerald Correctional Management.  

Польза для всех, кроме заключённых

Компания-оператор может либо заключить обслуживающий контракт с уже работающей государственной тюрьмой, либо самостоятельно построить новое здание. При этом она может вести переговоры о сотрудничестве как с федеральными властями, так и на уровне местных властей штатов США. Также у неё есть возможность просто выкупить исправительное учреждение и получить контракт на его обслуживание или же предложить государственным тюрьмам, которые зачастую переполнены заключёнными, перевести часть из них в подконтрольное ей место заключения.

В CCA, например, заявляют, что частная тюрьма для налогоплательщиков является более выгодным решением, поскольку её содержание до 15% дешевле для них, чем в государственной: якобы компаниям удаётся закупать необходимые товары у поставщиков дешевле. Также CCA утверждает, что строит каждое своё новое здание в период от года до полутора лет, в то время как возведение государственного здания уходит от трёх до шести лет. При этом, если здание тюрьмы CCA, рассчитанное на 1 тыс. заключённых, обойдётся компании в $75 млн, то такое же государственное – более чем в $150 млн.

Заявляя о своей пользе для свободных граждан, CCA напоминает, что создаёт сотни рабочих мест для округа, где расположена её тюрьма, и обеспечивает регулярное поступление налогов в казну. Сейчас CCA управляет 88 учреждениями, большинство из которых расположены на юге страны (штаты Техас, Оклахома), на востоке в Теннесси, и в центральной части – в штате Денвер.

На благо офиса

Чем же занимаются заключённые частных тюрем США? В основном они собирают офисную мебель. По статистике, примерно 21% стульев, столов и шкафчиков для бумаг и другой мебели в офисах различных организаций собраны руками арестантов, отбывающих срок в таких заведениях.

Кадр из сериала "Orange Is the New Black"

Ещё часть обслуживает американскую армию и выпускает военные краски, форму — ремни, брюки, портупеи, а также палатки, рюкзаки, фляжки. Компании как минимум 37 штатов США имеют право заключать контракты с частными тюрьмами.

Известно, что этим правом пользуются такие гиганты, как IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, AT&T, Dell, Compaq, Honeywell, Hewlett-Packard, Nortel, Lucent Technologies, 3Com, Intel, Northern Telecom, TWA, Nordstrom’s, Revlon, Macy’s, Pierre Cardin.

По данным правозащитных организаций, не устающих осуждать производство в частных тюрьмах, большинство осуждённых — это афроамериканцы или личности латиноамериканского происхождения.

Для бенефициаров они являются почти бесплатной рабочей силой, чьи права не защищены профсоюзом. Они не выйдут на забастовку, не опоздают на работу, не возьмут больничный, не уйдут в декрет, не поедут в отпуск, не пропустят день "по семейным обстоятельствам", а за отказ от работы их накажут помещением в изолятор.

Конец временам наживы

В августе этого года заместитель генерального прокурора США Салли Йетс анонсировала решение министерства юстиции США постепенно свести число частных тюрем к нулю и завершить их двадцатилетнюю историю в стране. Сначала американский Минюст рекомендовал местным властям избирательнее перезаключать контракты, чтобы  значительно сократить их количество. Причина отсутствие надлежащего уровня безопасности и коррекционной программы.

В тот же день акции CCA обвалились на 50%, а представитель компании Джонатан Бёрнс выступил с заявлением, в котором опроверг обвинения со стороны Минюста США. Он раскритиковал выступление замгенпрокурора и предположил, что тюрьмы, которыми управляет компания CCA, ничем не хуже с точки зрения безопасности государственных, а система коррекции в них идентична.

Тем не менее, дальше газетных заголовков борьба с частными тюрьмами у Минюста не пошла.

Тот самый день

И вот пришло 9 ноября 2016 года. День выборов-то  ещё ничего, пережили, но вот после того, как стало ясно, что новым президентом станет Дональд Трамп, фондовый рынок мира вздрогнул. Что-то падало, что-то росло. Если котировки нефти и азиатские индексы оказались в минусе, то американские тюремщики — в большущем плюсе.

Победа Трампа означала для них отсутствие борьбы с их формой существования и увеличение работы после усиления контроля за мигрантами, что и обещал бизнесмен-скандалист в ходе своей предвыборной кампании.

Акции CCA поднимались до 40% в цене, GEO Group прибавили около 20%. А всё почему? Бывшая первая леди США и экс-госсекретарь Хиллари Клинтон обещала в случае избрания президентом страны бороться с деятельностью корпораций, управляющих пенитенциарными учреждениями.

Её коллега по партии Берни Сандерс до того, как сошёл с гонки, также обещал бросить все силы на борьбу с частными тюрьмами, ведь цель любого исправительного учреждения — коррекция поведения и реабилитация преступника, а не нажива на его силах. Сторонники Демократической партии США также провели несколько митингов в поддержку закрытия частных мест заключения, требуя положить конец практике переноса бизнес-модели на тюрьму. Но... история, как говорится, не знает сослагательного наклонения.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров