6 сигналов инаугурации: возвращение старой Америки
Фото: © REUTERS/Jim Bourg
Традиционно за последние годы политическая риторика в Вашингтоне даже в периоды избирательных кампаний являла собой крайне выхолощенное и унылое зрелище: речи президентов были наполнены общими словами, они старались угодить всем и каждому, а в качестве точки акцентирования пафоса и патетики выбирались приемлемые и политкорректные темы.
Поблагодарив в начале своего выступления американцев и жителей мира за поддержку, Трамп, вполне возможно, подразумевал и нас, жителей России, которые надеются на улучшение российско-американских отношений и вывод их из того тупика, в который они были заведены прежней администрацией. Некоторые западные СМИ назвали интерес россиян к Трампу трампофренией, однако это просто уважение к человеку, который наперекор всем гадостям, проблемам и недостойным методам борьбы занял пост главы самого могущественного государства мира, и надежда на то, что чёрная страница наконец будет перевёрнута.
Речь Трампа в ходе состоявшейся сегодня инаугурации его в качестве 45-го президента Соединённых Штатов являла разительное отличие и ознаменовалась тем, что Трамп не пошёл на поводу у истеблишмента, обозначил и обновил свои тезисы и дал чётко понять: "правый поворот" и "национализация" Америки будут приоритетами нового хозяина Белого дома.
Во-первых, обращает на себя внимание подбор глав из Библии, которые читались перед началом процедуры принесения присяги. Это были псалмы из Книги Давида, в которых говорилось о "гонимых и преследуемых" — во имя Бога, правды и справедливости, о тех, кто потерпел беззакония и зло, но остался на истинном пути. Это более чем явная аллегория с самой избирательной кампанией Трампа и его фигурой персонально: ни на кого из кандидатов не вылили в медиа столько грязи, сколько на Трампа. И чтение этих отрывков наглядно демонстрирует тот факт, что новый президент Соединённых Штатов чувствует свою правоту практически на религиозном уровне, но, что самое важное, всё прекрасно помнит и, очевидно, с христианской кротостью намерен воздать своим гонителям и хулителям по заслугам.
Во-вторых — и это, пожалуй, самое главное, — Трамп дал чётко понять, что "Вашингтон сломан", истеблишмент своекорыстен и забыл о простых людях, однако это время закончилось, теперь голос простого человека будет вновь слышен, а власть будет принадлежать народу. Подобного рода тезисы произносятся практически всеми президентами, однако только Трамп сильно акцентировался на этом, что также идёт вразрез с американской политической традицией, в которой априори предполагается, что при всех проблемах американская демократия всё же работает. Трамп между тем говорит, что, нет, ребята, не работает. И это само по себе сенсация из уст человека его уровня.
В-третьих, из того, что власть узурпирована вашингтонским истеблишментом, вытекает и следующий посыл инаугурационной речи Трампа — значительную её часть он посвятил перечислению миграционных, экономических и инфраструктурных проблем Соединённых Штатов. В отличие от прекраснодушных речей Обамы, который говорил о "переменах" и подспудно козырял своим афроамериканским происхождением, речь Трампа была в этой части тяжеловесна — она редко прерывалась аплодисментами.
В-четвёртых, Трамп чётко и недвусмысленно подтвердил свой курс на "национализацию" Америки и провозгласил в качестве руководящего мотива деятельности новой администрации принцип "Покупай американское, нанимай американцев". Трамп дал понять, что проблемы границ, вывоза производств за рубеж, участия США в военных и политических альянсах за рубежом будут решаться только с позиций американских интересов. Это очевидный вызов глобальной корпоративной элите, которая у нас часто ассоциируется с Америкой, однако на самом деле вредит и её интересам, особенно в вопросах деиндустриализации страны и аутсорсинга рабочих мест, убивающих американскую промышленность и средний класс. Заявленный даже вербально Трампом протекционизм — это открытое объявление войны этим глобалистским элитам, которые последние 60–70 лет активно выстраивали финансовую, академическую и идеологическую инфраструктуру, чтобы оправдать своё господство и размывание государственных границ.
В-пятых, Трамп, обозначив приверженность американским интересам, покусился и ещё на одну священную корову глобального либерального сообщества. Американский президент отметил, что США не будут силой навязывать другим странам свой образ мысли и жизни. Это крайне интересный поворот, так как вся концепция исключительности держится на том, что США, как инструмент глобальных элит, навязывает американские ценности. Причём под этими ценностями подразумеваются почему-то крайние формы либерального вероучения, а, например, не идеалы семьи, веры в Бога и т.д., характерные для традиционной Америки.
Трамп также открыто назвал в качестве врага "исламистский терроризм", пообещав стереть его с лица земли, что явно соотносится с его прошлыми заявлениями, что США сделают своим приоритетом борьбу с запрещённой в России террористической организацией ИГИЛ*. При всей очевидности и логичности такой позиции тот же Обама, как, впрочем, и другие официальные лица прошлой администрации, никак не обозначал в качестве врага именно исламистский терроризм. Стоит, видимо, ожидать и изменений в ближневосточной стратегии США, где они поддерживают не сильно отличающихся от ИГИЛ "умеренных" головорезов в Сирии.
Ну и, наконец, в-шестых. Трамп в своей речи неоднократно обращался к Богу, называя его главным защитником американской нации, а не просто отдавая дань дежурной традиции. Такой подчёркнуто религиозный пафос свидетельствует о том, что в США начинается консервативное возрождение на основе традиционных христианских ценностей, а также "национализация" государства и госаппарата, развращённого прежними годами господства либерального дискурса.
Как это отзовётся на внешней арене, узнаем уже скоро, однако можно с уверенностью сказать, что чем дольше и обострённее будет внутриамериканская борьба между враждующими группировками и зачистка Вашингтона от бюрократов-глобалистов, тем лучше: у мира и России будет больше времени подготовиться к превращению США из мирового жандарма и слуги финансового капитала в нормального, уважаемого члена мирового сообщества, не вмешивающегося в дела иностранных государств и сконцентрированного больше на внутренних проблемах, нежели на перманентном стремлении к военным авантюрам и расширению своего влияния.
*Организация запрещена в РФ по решению Верховного суда.