Как двоечнику сдать часть 1 ЕГЭ по русскому
Моим самым трудным учеником был 18-летний Саша, начинающий футболист, проводивший на тренировках большую часть своей жизни. Мужественный на вид, высокий и крепкий — внутри простодушный ребёнок. Во время занятий он не переставал меня удивлять. Оттого Саша стал также и самым любимым моим подопечным. Из-за занятий спортом он посещал уроки раз в неделю, при этом уровень его русского языка едва дотягивал до двойки. Он не знал, что такое "грамматическая основа", а его словарный запас заморозился на уровне первого класса.
Слово "дебаты" было для него незнакомым. Я решила ему напомнить о выборах президента, но он сказал, что политика ему неинтересна. Я попросила подумать, что бы "дебаты" могли означать. После 10 минут танталовых мук (они отражались в его голубых глазах) он ответил:
— Я понял! Это дурацкое слово появилось от слова "дебошировать"!
"Адресат" оказывался, по логике Саши, "человеком, придумывающим адреса". А в конце предложений он не всегда ставил точки.
"Олимпийский резерв" чётко сказал, что вуз бы его устроил любой, ведь и в нём он будет появляться редко: "Просто не хочу расстраивать маму. Я ничего не запоминаю, и у меня голова не занята школой. Может, я дурак?"
Саша научил меня закрывать глаза на условности — моей задачей было "выпустить" его из школы с тройкой, вопреки его тотальному незнанию предмета. Большинство заданий ЕГЭ я объясняла ему логически: ассоциациями, причинно-следственными связями, придумывала алгоритмы действий на экзамене.
У нас всё получилось. Он получил 55 баллов.
Я преподаю ЕГЭ по русскому языку и литературе не один год и пришла к выводу: не стоит перегружать теорией тех, для кого выпускной экзамен не является судьбоносным. Не стоит объяснять двоечнику, каким неповторимым может сделать текст фигура умолчания или объяснять закостенелым языком науки значение метафоры или метонимии. На практике гораздо эффективней сказать "ненавистнику" русского, что сочинительные союзы — те, что состоят из 1–2 букв, чем заставлять его заучивать их.
Есть школьники, которые изначально знают, что родители за их обучение заплатят, есть другие, посвятившие свою жизнь спорту или танцам, третьи, например, рано вышли замуж (в свои 18 — уже домохозяйки).
Отдельная категория школьников — лентяи. По своему опыту могу сказать, что никакие рычаги влияния на них не работают. "Одержимые" свободой или непоколебимым спокойствием, они не хотят учиться и не понимают, зачем, собственно, это высшее образование им нужно.
Родители нанимают репетиторов по всем школьным предметам, плачут, кричат, стараются мотивировать ребёнка денежными вознаграждениями (конечно, всё это изначально ошибочно), взывают к здравому смыслу — всё пустое.
Но каким бы ни был школьник, какие бы цели после среднего образования он ни преследовал, сдать ЕГЭ по русскому языку и по математике ему придётся. Иначе школу не закончишь.
Я не хочу читать мораль тем, кому ЕГЭ по русскому не нужен. Может, этот мальчик с вечной тройкой по грамматике поступит в престижный технический вуз и станет прекрасным учёным, инженером или изобретателем. Ему нужно сдать русский на тройку, как и мне когда-то нужно было набрать минимальный балл на ЕГЭ по математике.
Ползти свои 300 км, подобно герою Ди Каприо (из фильма "Выживший". — Прим. ред.), готовы не все. Поэтому хочу не поучать, а объяснять проще.
1. Помните: в задании № 1 теста никто не просит вас читать между строк
Вам нужно выбрать два ответа, полностью перекликающихся с небольшим текстом. Предложения нужно рассматривать как два отдельных независимых друг от друга ответа. Каждый ответ должен полноценно отражать главную мысль текста.
Не надо думать, что от вас хотят чего-то большего, чем умения сопоставлять факты!
Пример задания № 1: "В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства для её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование — уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. На такое действие не способно ни одно животное."
Разработчики теста считают, что главная информация текста содержится в предложениях:
1) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.
2) Человек, разрабатывая проект того, что ему нужно, действует сознательно и творчески, что и отличает его от животного.
Каждое предложение действительно передаёт нам ключевую информацию, но многие ученики делают ошибки в этом задании, потому как считают, что первый и второй ответы должны друг друга дополнять.
К примеру, мой воспитанник выбрал первое предложение (и это верно), но также ещё и такой вариант ответа:
Проектирование — это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.
Конечно, это предложение тоже верно передаёт некоторую информацию текста задания, но НЕ ВСЮ.
Умение отсекать лишнее вам потом пригодится в вузе, поэтому учитесь выделять главную мысль даже в самых коротких текстах. Это несложно, просто нужно перестроить немного своё мышление.
2. Выучите ударения в тех словах, которые вы редко употребляете в своей речи (их не так много, поверьте)
Если русский родной для вас, то запомнить придётся всего 20–25 слов, если, конечно, вы не социопат и не проспали все уроки. Не бойтесь, разработчики ЕГЭ уже забыли о том, что в тест можно включить слова "ворожеЯ", "рододЕндрон" или "грЕйпфрут". Это не 2010 год.
Если не хотите сделать "ударение" головой о стену, выучите "адский" минимум: "кровоточИть" и "кровотОчит", "углубИть", "слАла" и "послАла", "заперлА", "слИвовый", "страхОвщик", "свЕкла", "симметрИя", "красИвее", "дОчиста", "граффИти", "дремОта", "завИдно", "избаловАть" и "избалОванный", "исчЕрпать", "кладовАя", "нАчал", "премировАть", "тОрты" и "бАнты", "ходАтайство", "щавЕль"; "языкОвый" (если мы говорим об анатомии) и "языковОй" (если о речи); все слова, оканчивающиеся на "провОд" — "мусоропровОд", "трубопровОд" и т.д. Это просто!
Не ленитесь и распечатайте сложные слова — на худой конец, попросите это сделать родителей. Повесьте на видном для вас месте: перед письменным столом на стене, на двери туалета, холодильнике или у кровати. Непроизвольно, но ваш глаз будет падать на эти, возможно, ненужные слова.
3. Сопоставляя предложения и грамматические ошибки (задание 7), помните: половина из них однотипна и не требует глубинных знаний теории
О "неправильном построении предложения с деепричастным оборотом"
А) Найдите предложение с деепричастным оборотом (это попутное действие во время действия: читая, горько плакал).
Б) Вдумайтесь в смысл прочитанного: если "попутное действие" делает неодушевлённый предмет или два описанных в предложении действия ("главное" и "попутное") совершают разные предметы, то, скорее всего, это та самая ошибка!
Например: Поссорившись с деканом, у студента появились проблемы.
Грамматическая основа предложения — "проблемы" появились.
"Проблемы" совершают и главное действие, и "попутное", но разве могут "проблемы" поссориться c деканом?
Мы нашли ошибку.
Правильно было бы сказать: У студента появились проблемы после того, как он поссорился с деканом.
В) Кстати, посмотрите, если среди вариантов ответа только одно предложение с деепричастным оборотом, то зачем вообще размышлять?
О "неправильном построении предложения с причастным оборотом"
А)Найдите предложения с причастными оборотами (Внимание! Они могут быть и не выделены запятыми).
Б) Попробуйте задать вопрос к причастию от существительного (как у прилагательных: Какой? Какая? Какие?) — хорошо звучит? Окончание правильное? Нет? Значит, это та самая ошибка. Например:
Ошибка: В этих книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, было необходимое.
Проверка: В книгах (каких?) посвящённЫХ
О "несогласованном приложении"
Так уж вышло, что в 2016 году от вас требуется просто найти предложение, в котором есть имя собственное — название книги, постановки и т.д. (оно закавычено), в нём-то и скрывается ошибка. Оно должно быть в именительном падеже (если перед ним нет определения).
Правильно: "он писал в романе "Мастер и Маргарита".
Неправильно: "он писал в романе "Мастере и Маргарите".
В 90% тестов в задании № 7 есть только одно предложение, где есть какое-то название в кавычках, так что вам остаётся только его найти.
О "неправильном построении предложения с косвенной речью"
А) Нужно найти предложение, в котором передана чья-то речь (3-го лица), мысль. В предложении мы найдём закавыченную выдержку чьих-то слов: Михаил говорил, что он "ненавидит учиться и работать".
Б) Посмотрите, нет ли в найденном вами предложении местоимений 1-го лица (Я-МЫ) или (ТЫ-ВЫ), если есть, значит, здесь есть ошибка! Например:
Ошибка: Пётр говорил о том, что "у меня слипаются от усталости глаза".
Правильно: Пётр говорил о том, что у него "слипаются от усталости глаза".
О "неправильном употреблении падежной формы существительного с предлогом"
А) найдите предложение со словами "благодаря", "вопреки" или "согласно".
Такой вариант, скорее всего, будет один.
Б) Задайте от этих слов вопрос: эти предлоги всегда употребляются с Дательным падежом (Кому? Чему?)
Какой-то другой падеж? Значит, ошибка!
В) В редких случаях могут попадаться предложения с предлогом "по". Найдите его.
Разработчики экзамена предложат вам что-то из трёх вариантов: По приезд*, по истечени* или по прибыти*. Запомните, с этими словами предлог "По" употребляется с Предложным падежом!
Правильно: по приезде, по истечении, по прибытии!
4. Эпитеты — это прилагательные, а олицетворение — глагол
Не все "средства художественной выразительности" обязательно выучивать, чтобы решить задание № 25. Стоит запомнить, что эпитеты — всегда прилагательные, и вы их точно найдёте, а олицетворение — глагол, действие, которое совершает неодушевлённый предмет! Например: вольный (эпитет) ветер поёт (олицетворение).
О "парцелляции". Это просто предложение, которое разделили. Тем, кто вырос в нулевые, нужно просто вспомнить рекламу МТС со строками Александра Блока "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" и запомнить этот пример. "Парцелляция" — один из самых простых приёмов, нужно просто запомнить, как она выглядит визуально.
Знания понятий "аллегория", "ассонанс", "оксюморон" вам не понадобятся. Такие варианты ответов встречаются, но только чтобы вас запутать. Вы сдаёте русский язык, а не теорию литературы.
5. Запятые никогда не появляются из ниоткуда — считайте грамматические основы
У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается "привинченным" к другой грамматической основе. Хватит это терпеть! В ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко. Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).
Перечитайте дважды, как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов. Чаще всего с сочинительным союзом ("и", "но" и т.д. Проще — союзы, состоящие из 1–2 букв) оказывается ещё и подчинительный ("длинный" — чтобы, когда и т.д.).
Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.
Например: Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.
Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описания происходящего: Меня удивляло, что его нет дома
Союз "что" относится к "его нет дома", а "когда ни позвонишь" можно выкинуть, мы не потеряем ключевой мысли автора. Если можно выкинуть, то нужно обособить. Вспоминайте принцип вводного слова — всё работает так же. Придаточное предложение не изменяет высказывания, главного факта — "лепите" запятые.