Как двоечнику сдать ЕГЭ по русскому? Часть 2: сочинение
Сочинение в рамках ЕГЭ по русскому языку не имеет почти никакого отношения к творчеству. На него так же, как и на первую, тестовую, часть экзамена можно "натаскать". Выпускнику стоит лишь запомнить алгоритм действий и так называемые "клише", которые нужно будет дополнить в процессе написания текста. Профессиональный репетитор рассказывает, как выстроить структуру работы.
Для начала нужно запомнить, что сочинение в экзамен включили не для того, чтобы вы блеснули знанием средств художественной выразительности — тропов или стилистических фигур. Не стремитесь к "семантическим кружевам", длинным предложениям — не нужно усложнять. Разработчики ЕГЭ просят вас о почти математической работе с небольшим литературным бэкграундом.
Ежегодно требования к сочинению несколько меняются — в этом году допустимым может стать аргумент из жизни, а в следующем такой пример в тексте может быть не засчитан. Однако рекомендуемая структура "выпускного труда" с 2010 года осталась неизменной.
Разные школьные учителя предлагают своё абзацное членение текста — как правило, они отмечают, что "кусков" должно быть 7 или 8. Мы остановимся на первом числе, как оптимальном.
Выделение каждого абзаца новой строкой обосновано критериями оценки ЕГЭ. И для каждой маленькой "части" сочинения есть своё клише, которое нужно выучить и никуда от него не отступать.
Абзац № 1. Постановка проблематики текста
Чтобы максимально качественно написать первое и, по сути, самое главное предложение вашей работы (ведь от правильной постановки проблемы зависит весь текст), нужно определить несколько вещей: какой перед нами текст (художественный, публицистический или научный) и кто его автор. Если первое необязательно и требует вашего умения "различать", то второе элементарно и не выполняется некоторыми учениками только из-за лени.
В конце каждого текста разработчики ЕГЭ дают справку о том, кто такой автор: какова его профессия и в какое время он жил. Используйте эту информацию обязательно в первом абзаце.
"Клише":
"В предложенном для анализа фрагменте (художественного, публицистического или научного) текста (здесь также, если вы уверены, что человек широко известный, использовать прилагательные "выдающийся", "известный" и т.д.) писатель (или исследователь, лингвист, прозаик и т.д. ) ФИО поднимает проблему…"
Абзац № 2. Комментарий к поставленной проблеме
Он должен объяснить (до или после второго клише), почему вопрос, поднятый автором, вам кажется важным. Далее принципиально сказать о его актуальности, идея в том, что тексты, которые предлагаются разработчиками экзамена, говорят о вечном (человеческие чувства и эмоции, философия, грехи, экология, история и т.д.).
Клише:
"Эта проблема как нельзя более актуальна, потому что…"
Обязательно включаем эту фразу во второй абзац и дополняем.
Абзац № 3. Выявление авторской позиции
Вам нужно найти в тексте ЕГЭ основной, главный тезис автора, его "месседж", связанный с проблемой материала.
"Клише", с которого мы начинаем абзац:
"Автор убеждён, что…"
"Автор считает, что…"
Далее мы дополняем предложение, при этом мы обязательно применяем цитирование. Например:
Автор убеждён, что страдания юной души "неприемлемы для большинства, уже пережившего период становления".
"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.
Абзац № 4. Комментарий к позиции автора
С ней всегда нужно быть солидарным. Запомните это раз и навсегда. Я встречала в своей практике учеников, которые писали, что не согласны с известными публицистами, писателями и т.д. Они теряли баллы.
Если разработчики ЕГЭ выбрали работу того или иного автора для экзамена, то этот человек априори уважаем, а потому любая ваша "вольность" (за некоторым исключением, если вы гениально будете парировать и приведёте серьёзные аргументы "против") может серьёзно подпортить вам результаты.
"Клише":
"С автором нельзя не согласиться, потому что…"
Если не знаете, что писать, то дополните предложение видоизменённой (повторяться нельзя) мыслью вашего же комментария к проблеме (см. абзац № 2).
Абзац № 5.Аргумент первый
Начинаем с "клише":
"В доказательство своих слов приведу в пример героиню романа (или другой литературный жанр — в зависимости от произведения) "Название" выдающегося (или другое прилагательное на ваш выбор) русского (или "зарубежного", "немецкого" и т.д.) Александра Сергеевича Пушкина (или другое ФИО)".
Начинаем следующее предложение с имени персонажа, о котором мы говорим в аргументе.
Абзац № 6. Аргумент второй
Начинаем также с "заготовки":
Ещё одним примером "проблемы, о которой мы говорим" (вписываем проблему, желательно перефразировав), может послужить история персонажа… (и далее аналогично с первым аргументом).
Или "...может послужить история, описанная в произведении… (продолжаем по рекомендации "Абзац № 5")…"
Абзац № 7. Выводы
"Клише":
"Исходя из вышесказанного, можно заключить…"
Или "Можно сделать вывод, что…"
И дополняем последний абзац вашим главным тезисом, который (по сути) будет полностью перекликаться с авторской позицией. Пишите другими словами.
Последнее предложение вашего сочинения должно быть позитивным. Никогда не заканчивайте на печальной ноте — вне зависимости от того, о чём ваша работа. Это важно, потому что у учителя, проверяющего ЕГЭ, должно остаться о ней положительное впечатление (каким бы "двоечным" ваш труд ни был).