Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 мая 2016, 10:47

Как двоечнику сдать ЕГЭ по русскому? Часть 2: сочинение

Сочинение в рамках ЕГЭ по русскому языку не имеет почти никакого отношения к творчеству. На него так же, как и на первую, тестовую, часть экзамена можно "натаскать". Выпускнику стоит лишь запомнить алгоритм действий и так называемые "клише", которые нужно будет дополнить в процессе написания текста. Профессиональный репетитор рассказывает, как выстроить структуру работы.

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

Для начала нужно запомнить, что сочинение в экзамен включили не для того, чтобы вы блеснули знанием средств художественной выразительности — тропов или стилистических фигур. Не стремитесь к "семантическим кружевам", длинным предложениям — не нужно усложнять. Разработчики ЕГЭ просят вас о почти математической работе с небольшим литературным бэкграундом.

Ежегодно требования к сочинению несколько меняются — в этом году допустимым может стать аргумент из жизни, а в следующем такой пример в тексте может быть не засчитан. Однако рекомендуемая структура "выпускного труда" с 2010 года осталась неизменной.

Разные школьные учителя предлагают своё абзацное членение текста — как правило, они отмечают, что "кусков" должно быть 7 или 8. Мы остановимся на первом числе, как оптимальном.

Выделение каждого абзаца новой строкой обосновано критериями оценки ЕГЭ. И для каждой маленькой "части" сочинения есть своё клише, которое нужно выучить и никуда от него не отступать.

Абзац № 1. Постановка проблематики текста

Чтобы максимально качественно написать первое и, по сути, самое главное предложение вашей работы (ведь от правильной постановки проблемы зависит весь текст), нужно определить несколько вещей: какой перед нами текст (художественный, публицистический или научный) и кто его автор. Если первое необязательно и требует вашего умения "различать", то второе элементарно и не выполняется некоторыми учениками только из-за лени.

В конце каждого текста разработчики ЕГЭ дают справку о том, кто такой автор: какова его профессия и в какое время он жил. Используйте эту информацию обязательно в первом абзаце.

"Клише":

"В предложенном для анализа фрагменте (художественного, публицистического или научного) текста (здесь также, если вы уверены, что человек широко известный, использовать прилагательные "выдающийся", "известный" и т.д.) писатель (или исследователь, лингвист, прозаик и т.д. ) ФИО поднимает проблему…"

Абзац № 2. Комментарий к поставленной проблеме

Он должен объяснить (до или после второго клише), почему вопрос, поднятый автором, вам кажется важным. Далее принципиально сказать о его актуальности, идея в том, что тексты, которые предлагаются разработчиками экзамена, говорят о вечном (человеческие чувства и эмоции, философия, грехи, экология, история и т.д.).

Клише:

"Эта проблема как нельзя более актуальна, потому что…"

Обязательно включаем эту фразу во второй абзац и дополняем.

Абзац № 3. Выявление авторской позиции

Вам нужно найти в тексте ЕГЭ основной, главный тезис автора, его "месседж", связанный с проблемой материала.

"Клише", с которого мы начинаем абзац:

"Автор убеждён, что…"

"Автор считает, что…"

Далее мы дополняем предложение, при этом мы обязательно применяем цитирование. Например:

Автор убеждён, что страдания юной души "неприемлемы для большинства, уже пережившего период становления".

"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

Абзац № 4. Комментарий к позиции автора

С ней всегда нужно быть солидарным. Запомните это раз и навсегда. Я встречала в своей практике учеников, которые писали, что не согласны с известными публицистами, писателями и т.д. Они теряли баллы.

Если разработчики ЕГЭ выбрали работу того или иного автора для экзамена, то этот человек априори уважаем, а потому любая ваша "вольность" (за некоторым исключением, если вы гениально будете парировать и приведёте серьёзные аргументы "против") может серьёзно подпортить вам результаты.

"Клише":

"С автором нельзя не согласиться, потому что…"

Если не знаете, что писать, то дополните предложение видоизменённой (повторяться нельзя) мыслью вашего же комментария к проблеме (см. абзац № 2).

Абзац № 5.Аргумент первый

Начинаем с "клише":

"В доказательство своих слов приведу в пример героиню романа (или другой литературный жанр — в зависимости от произведения) "Название" выдающегося (или другое прилагательное на ваш выбор) русского (или "зарубежного", "немецкого" и т.д.) Александра Сергеевича Пушкина (или другое ФИО)".

Начинаем следующее предложение с имени персонажа, о котором мы говорим в аргументе.

Абзац № 6. Аргумент второй

Начинаем также с "заготовки":

Ещё одним примером "проблемы, о которой мы говорим" (вписываем проблему, желательно перефразировав), может послужить история персонажа… (и далее аналогично с первым аргументом).

Или "...может послужить история, описанная в произведении… (продолжаем по рекомендации "Абзац № 5")…"

Абзац № 7. Выводы

"Клише":

"Исходя из вышесказанного, можно заключить…"

Или "Можно сделать вывод, что…"

И дополняем последний абзац вашим главным тезисом, который (по сути) будет полностью перекликаться с авторской позицией. Пишите другими словами.

Последнее предложение вашего сочинения должно быть позитивным. Никогда не заканчивайте на печальной ноте — вне зависимости от того, о чём ваша работа. Это важно, потому что у учителя, проверяющего ЕГЭ, должно остаться о ней положительное впечатление (каким бы "двоечным" ваш труд ни был).

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar