Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
17 февраля 2017, 06:30

Ждун денег. Как зарабатывают на самом популярном меме

Автор Ждуна Маргрит ван Брифорт обещала сделать аналог популярного мема для всех желающих за $10 тыс. Однако в России, судя по всему, её услуги мало кому понадобятся. Как выяснил Лайф, Ждун становится всё более востребованным у бизнеса. В Интернете легко можно купить игрушки, фигурки, кресла-мешки и даже крупные скульптуры в виде популярного мема. Боевое крещение Ждуна в качестве подарка состоится 23 Февраля. Популярного сетевого мема многие мастера уже начали предлагать именно для этого праздника. На Ждуна надевают форму морпеха или ВДВ, материал фигуры – от полимеров до войлока. Стоимость от 200 до 40 тыс. рублей.

Коллаж © L!FE Фото: © vk.com/zhdun

Коллаж © L!FE Фото: © vk.com/zhdun

Полтора года назад Иван Щёлок открыл в Москве собственную кальянную. Вскоре стал подумывать и о втором бизнесе. К концу января он уже на 70% подготовил бизнес-план чайного Интернет-магазина, но вдруг решил этот проект заморозить. 26-летний молодой человек встретился у себя в кальянной с другом сео-специалистом Никитой Подгорным. Между прочим речь зашла о Ждуне — неожиданно набравшем популярность меме, Homunculus Loxodontus голландского скульптора Маргрит ван Брифорт.

Молодые люди решили, а почему бы не запустить бизнес на Ждуне. Иван начал искать специалистов, которые взялись бы изготавливать кресла-мешки, а Никита занялся сайтом. Так родился проект zhdun-beanbag.com.

— Я долго не мог найти исполнителей, которые создали бы нужный нам Ждун-мешок, — вспоминает Иван. — Всё-таки размеры у него внушительные: метр сорок высотой, основание метр на метр. Фактически это кресло, в котором легко могут уместиться два человека. И вот однажды, снова у меня в кальянной, мы вдруг поняли, что сидим как раз на креслах, которые очень подходят под основу для Ждуна. Я позвонил в цех, где их заказывал, и там согласились на сотрудничество. Мы только запустили производство, сейчас определяемся с ценой — наш Ждун будет стоить порядка 6–7 тыс. рублей.

По словам Ивана, их Ждун вполне может стать отличным подарком на 23 Февраля, да и вообще на любой праздник. Молодой человек понимает: жизнь мема коротка, поэтому и бизнес на нём не вечен. Тем не менее Иван считает, что интерес к Ждуну в России продлится дольше, чем к другим мемам. Он рассчитывает хотя бы на полгода. И тут у Ивана своя логика. Всё-таки у Ждуна очень нетривиальная история популярности. Произведение голландского скульптора прославилось сначала в России, здесь получило русское имя и уже дальше под нашим именем в латинской транскрипции стало набирать популярность на Западе.

— Интерес к Ждуну вряд ли продлится больше двух месяцев, — считает генеральный директор R&I GROUP Юний Давыдов. — То есть ажиотаж будет примерно таким же коротким, как вокруг покемонов. Хотя, конечно, многие мемы жили ещё меньше. В любом случае производители Ждунов должны наладить стремительное производство и завершить его, когда популярность персонажа пойдёт на спад. Для этого надо постоянно мониторить рынок. Но сейчас, конечно, благоприятное время для развития бизнеса на меме — он находится на пике популярности.           

Штучный товар

Пожалуй, самый дорогой Ждун, которого можно сейчас заказать в Интернете, — это мем, выполненный из пенных материалов. Стоит он 30–40 тыс. рублей. Ксения Гончар — организатор группы мастеров для Ждуна на портале YouDo.com. Сначала популярный мем не произвёл на неё особого впечатления, о его существовании она вообще узнала совсем недавно, когда персонаж уже вовсю гулял по Рунету.

Но потом Ждун заинтересовал Ксению как мастера с технической точки зрения. В результате появилась специальная команда мастеров, которая решила выпускать Ждуна из пенных материалов. Цена 30–40 тыс. за скульптуру в оригинальном размере. Мастера группы авторских прав нарушать не собираются и будут обсуждать детали работы с автором скульптуры. Кстати, на долгую популярность Ждуна рассчитывают и заказчики, которые покупают скульптуру не только в подарок, но и на перспективу.

 Мы планируем поставить Ждуна во время проведения московского маркета "4 сезона", посвящённого приходу весны, — рассказывает заказчик YouDo.com Тимофей Базанов. — Чтобы люди просто могли с ним фотографироваться. Он будет там в качестве символа долгого ожидания этого прекрасного времени года. Исполнитель, готовый выполнить копию, нашёлся довольно быстро. В конце марта Ждун будет готов. Все авторские права на его использование будут соблюдены. Сейчас мы как раз заключаем договор с создательницей, который позволит нам разместить Ждуна во время проведения маркета. Будет здорово фотографироваться с этим героем, но, например, лично я бы такому подарку не очень обрадовался, ставить его у себя дома, честно говоря, не хочется.

Как оказалось, мужчины действительно в массе своей не в восторге от идеи получить на 23 Февраля в подарок Ждуна, пусть даже в костюме морпеха, бойца ВДВ или любой другой форме. Разве что очень маленького. Именно поэтому основную долю рынка заняли мини-Ждуны размером от 5 до 20 сантиметров и по цене от 200 рублей. Их продают и на "Авито", и на страницах мастеров во "ВКонтакте", и на сайтах производителей игрушек. 

Чистый маркетинг

Евгений Рыбальченко делает полигональные модели из бумаги. Продаёт через свою группу во "ВКонтакте". Сделал и полигонального Ждуна. Только вот изображение популярного мема высотой 30 сантиметров Евгений не продаёт, а раздаёт бесплатно. Всё началось с того, что ему просто понравился персонаж и он захотел порадовать своих подписчиков.

— Достаточно много своих моделей я выставляю на платной основе, а именно Ждуна предпочёл выставить бесплатно, без какой-либо материальной выгоды, — рассказывает Евгений. — У образа Ждуна есть свой хозяин, а именно автор — Маргрит ван Брифорт. И было бы нечестно с моей стороны наживаться на образе Ждуна. Плюс отчасти это оказалось рекламой паблика. О рекламе на момент выпуска развёртки в свет я даже и не думал. Это уже потом пришла мысль, что неплохо получилось. Число участников группы выросло на 15%, а каждый участник — это потенциальный покупатель. Для моей маленькой группы это очень хорошая прибавка. Так что Ждун мне очень помог.

Несмотря на то что многие мастера стараются соблюдать авторские права, по факту сейчас привлечь к ответственности нельзя даже тех, кто эксплуатирует образ мема на откровенно коммерческой основе, никак не общаясь с автором. Просто потому, что юридического хозяина у Ждуна в России ещё нет.

Получить оперативный комментарий от Маргрит Лайфу не удалось. При этом вопрос с авторскими правами в России на Ждуна пока никак не решен. В начале февраля в Роспатент заявку на регистрацию соответствующего бренда подал предприниматель Михаил Соловьёв, который хочет выпускать под ним игрушки, одежду и прочие товары. Пока заявка находится в стадии рассмотрения.

Маргрит, кстати, об этом знает и уже высказывала свою позицию. Девушка против, чтобы кто-то присваивал себе плоды её работы. Сейчас она ищет в Голландии юриста, который бы разбирался в российских законах об авторском праве. Так что выходит, что пока права скульптора никак не защищены.

— Если скульптор не зарегистрировал товарный знак, то нет и правообладателя, — говорит адвокат Евгений Корчаго. — Соответственно, любой может выпускать игрушки и товары в виде Ждуна. А вот если будет товарный знак, то можно отстаивать свои права. С вопросами о Ждунах в костюмах морпехов или ВДВ с немного изменённой внешностью правообладателю надо идти в суд. И уже суд решает, есть ли у этих объектов сходство до степени смешения.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar