Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
9 июня 2016, 11:30

Мцитуридзе: Кино – это всегда неправда, даже документальное

Документальное кино – это точка зрения автора на определённую вещь, событие, это тоже взгляд, отметила гендиректор «Роскино»

А. МИТНОВИЦКАЯ: Екатерина Мцитуридзе, гендиректор «Роскино», у нас в гостях. Мы сейчас начали говорить со слушателями о том, что для них российское кино. И первый звонок – говорят, что это какие-то дебильные сериалы.

М. ШАХНАЗАРОВ: Там классификация такая: «Менты», «Как я встретилась с олигархом» и что-то про тайгу.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Так люди видят наш кинематограф.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Видимо, они как себе его представляют, так его и видят. Каждый же выбирает по своему вкусу.

А. МИТНОВИЦКАЯ: То есть не кино плохое, а зрители.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Наверное, зритель разный, у вас же не было социологического исследования. Вам позвонил первый попавшийся, может, не очень трезвый ещё с утра зритель.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Нет, этот был трезвый. Предыдущий был не совсем.

М. ШАХНАЗАРОВ: Сначала был идиот, а потом был очень хороший.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: А этот был интеллигентный, который эти сериалы перечислил?

М. ШАХНАЗАРОВ: Вы понимаете, Екатерина, мне иногда удаётся краем глаза зацепить какие-то российские сериалы. Допустим, я сейчас смотрю сериал, который называется «Бедные люди». Я ни в коем случае его не рекламирую. Там пытается играть Ольга Бузова.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Как меня пронесло-то, я даже не знаю, о чём речь.

М. ШАХНАЗАРОВ: Это ты зря.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Хороший сериал?

М. ШАХНАЗАРОВ: Он неплохой, достаточно смешной. Я не скажу, что он шедевральный.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: А какой канал?

М. ШАХНАЗАРОВ: У меня в компьютере такая щёлочка, я бросаю туда монетку, и смотрю. А если говорить о кино в целом.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Всё-таки сериалы и кино – очень разные вещи. Надо их разделять.

М. ШАХНАЗАРОВ: Я подвожу к тому, что кино как такового в России нет.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Это абсолютно неправда. Вы пригласили профессионального человека, и Вы мне теперь рассказываете, что есть. Тогда давайте я Вас послушаю. Если Вам нужно моё мнение – то я скажу.

М. ШАХНАЗАРОВ: Ваше мнение.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я это Вам спокойно говорю, без наезда. У нас есть замечательное кино, есть среднее кино, есть плохое кино, есть выдающееся. У нас такое же кино, как в любой нормальной стране. У нас достаточно хорошо развита индустрия, с большими проблемами, но она развивается.

М. ШАХНАЗАРОВ: Какие выдающиеся фильмы сняты за последние годы?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: У нас было очень много выдающихся фильмов. Я назову несколько, которые были на слуху. Возьмём за последние лет 5. Начнём с 2011 года, когда «Золотой лев» Святого Марка в Венеции получил фильм «Фауст» Александра Сакурова – абсолютнейший шедевр. После этого был фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» два года назад, который получил в Канне приз за сценарий, и потом получил приз «Золотой глобус» и был номинирован на «Оскар». Был анимационный фильм Константина Бронзита, номинированный на «Оскар»: «Мы не можем жить без космоса». Было много картин, которые участвовали в других кинофестивалях. Например, фильм Бориса Хлебникова «Долгая и счастливая жизнь» в Берлине на Берлинском фестивале. Был фильм Юрия Быкова «Дурак» — очень острая социальная драма.

М. ШАХНАЗАРОВ: Но это не выдающееся кино, как и «Левиафан».

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я считаю, что оно очень сильное. Выдающиеся для меня фильмы – это, может быть, фильмы Эйзенштейна и Висконти.

М. ШАХНАЗАРОВ: Почему, Рона Ховарда можно взять.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Рон Ховард – тоже невыдающийся, это уже дело вкуса.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Мы вообще приходим к тому, что всё это вообще одна большая вкусовщина.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, это, в конце концов, дело вкуса, что считать выдающимся. Я назвала вам крепкие, сильные картины. Это я назвала авторские фильмы. Сейчас мы перейдём в раздел коммерческих фильмов, которые тоже не стыдные и достаточно сильно выступили в прокате. Из последнего, что совсем на слуху – это «Экипаж». Я считаю, что это очень крепкое кино.

М. ШАХНАЗАРОВ: Вы смотрели это кино?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я два раза смотрела. На стадии монтажа и на премьере в Москве. И я видела реакцию зала. Более того, мне нравится этот фильм, я с большим удовольствием его смотрела. И считаю, что своё первое назначение – кассовые сборы – оно абсолютно выполнило, потому что это коммерческое, жанровое кино, фильм-катастрофа. Оно до сих пор собирает полные залы. Уже 5 недель держится в десятке лидеров. Потом у того же производителя — студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова был фильм «Легенда №17» — совершенно замечательная картина.

М. ШАХНАЗАРОВ: Как человек, который долгое время играл в хоккей, могу сказать, что фильм – никакой.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Это Вы сейчас судите, как любой человек-профессионал из любой области. Человек из телевидения скажет, что про телевидение это фальшиво, человек из радио скажет, что про радио фальшиво, если будет кино. Это хороший фильм, интересный фильм, его можно пересматривать, что люди и делают с удовольствием. Это действительно успешные фильмы. За эти пять лет был фильм «Высоцкий».

М. ШАХНАЗАРОВ: Отвратительный.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Видите, это опять вопрос вкуса.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Ладно, вкусы оставим.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Были анимационные фильмы студии «Мельница» и Сергея Сельянова – «Три богатыря» и так далее. Они – коммерчески успешные. Я Вам называю успешные проекты.

М. ШАХНАЗАРОВ: Если брать коммерческий успех, Стас Михайлов – коммерчески успешный певец.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Кто это?

М. ШАХНАЗАРОВ: Стас Михайлов, есть такой певец.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я про шоу-бизнес не могу ничего сказать, потому что я не увлекаюсь. Но те фильмы, которые я вам назвала – очень профессиональные, с хорошей актёрской игрой, потому что они понравились зрителю. Их тоже мало, к сожалению. Я не считаю, что у нас всё прекрасно. Если это было бы так, то нам не о чем было бы говорить.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Давайте перейдём к «Кинотавру». Две вещи, которые многих зацепили. Во-первых, почему так много женщин-режиссёров, что это за феминизация? Зачем это?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: А это плохо? Наверное, просто новое поколение.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Где мужики?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Продюсируют.

М. ШАХНАЗАРОВ: Зарабатывают.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Зарабатывают деньги, а женщины в творчестве.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это всё хорошее объяснение, красивое. Но на самом-то деле ведь ещё год назад было не так.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Нет, год назад тоже было очень много девочек-режиссёров. Просто сейчас так сложилась программа. Может быть, в этом году мужчины-режиссёры ещё в процессе съёмок. Но вообще я не люблю, когда делят: женщина-режиссёр, мужчина-режиссёр. По сути, это просто вопрос талантливого фильма и взгляда на жизнь. Я бы не стала сильно делить.

М. ШАХНАЗАРОВ: Екатерина, а вот Вы говорите про коммерчески успешные фильмы, тот же «Экипаж». Но люди, которые разбираются в кинематографе, прекрасно понимают, что «Экипаж» ничего не заработает, он наоборот уйдёт в минуса.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Он уже заработал.

М. ШАХНАЗАРОВ: Как же? А реклама, и так далее.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Нет, он окупился. Что касается «Экипажа», по соотношению с бюджетом – он уже окупился. Прям совсем окупился, даже с учётом бесплатных денег.

М. ШАХНАЗАРОВ: Но не заработал?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Давайте сейчас посмотрим на «Кинопоиске», какой у него сейчас сбор, потому что я сегодня, например, не смотрела. Но вообще уже на прошлой неделе у него был плюс.

М. ШАХНАЗАРОВ: Странно.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Но такое редко случается. На самом деле – это впервые, или второй раз за год. Был мультфильм «Серый волк и Иван царевич», и второй раз «Экипаж». Этого, конечно, очень мало. Если говорить о коммерческом успехе, то это в основном провалы, конечно.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Видимо, услышав о том, что «Легенда №17» — это совсем не так, как должно быть, «зачем снимать красивую неправду?» — спрашивает слушатель.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Это очень абстрактный вопрос. Что значит красивая неправда? Я не думаю, что это неправда. Вообще кино — в принципе неправда. Даже документальное кино – это неправда, потому что документальное кино – это точка зрения автора на определённую вещь, событие, человека или какое-нибудь мероприятие. Это тоже взгляд.

М. ШАХНАЗАРОВ: Екатерина, премьер Рогозин недавно сделал такое заявление: «Мы в космосе от американцев безнадёжно отстали. Вообще отстали, и нам уже никогда не догнать».

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Он так сказал?

А. МИТНОВИЦКАЯ: Да, а потом оправдывался.

М. ШАХНАЗАРОВ: Стоп. Он сказал абсолютную правду.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: А потом оправдывался? Запутался?

А. МИТНОВИЦКАЯ: В строении двигателей вроде как отстаём, а тут не отстаём.

М. ШАХНАЗАРОВ: Он сказал правду, мы действительно от американцев сильно отстали.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я про космос не могу ничего сказать.

М. ШАХНАЗАРОВ: А в кино насколько мы отстали?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Мы не отстали ни от кого. Во-первых, смотря с кем сравниваться. Если говорить о среднеевропейском уровне – то мы на достаточно хорошем уровне. По рынку – мы шестой-седьмой рынок в зависимости от курса валюты, и так далее.

М. ШАХНАЗАРОВ: А по художественной составляющей?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Художественная составляющая у нас на четвёрку из пяти баллов. Всё-таки я бы не сказала, что это 5, но и не 3 тоже. Но если говорить об индустрии и о сравнении с Голливудом, то конечно, мы к Голливуду придём в хорошем случае, если у нас будут приняты правильные законы, если придёт бизнес в кино, поскольку сегодня бизнеса в кино нет, это абсолютно дотационный бизнес. Это всё должно развиваться, 10-20 лет, для того, чтобы стало похоже на индустрию. Потому что советская индустрия была разрушена, и в принципе по-другому не могло произойти.

М. ШАХНАЗАРОВ: Которая снимала хорошие фильмы?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Да, потому что она была давно и долго, руководили ей профессиональные люди, не менялись каждые полгода. Они не приходили из других областей – из налоговой, из сельского хозяйства, или по приказу администрации. Даже из лучших побуждений. Тогда приходили профессионалы. Долго работали, сами учились, учили других. А сейчас у нас настолько быстро происходит смена руководства в той же кинообласти. Приходят люди абсолютно непрофессиональные, потом через 2-3 года начинают разбираться, потом их переводят в сельское хозяйство, и опять.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы сказали, что должны быть приняты правильные законы. Это какие законы?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: В первую очередь, и то, что очень сильно привлечёт деньги в кино – это закон о меценатстве. Его приняли в прошлом году, но это не тот закон, которого все ждали. Потому что есть целый ряд людей, которые подготовили закон о меценатстве, профессионалы в этой области, и там всё детально прописано. Это касается не только кино. Если закон о меценатстве в нормальной версии будет принят, в такой, как во всех других странах – как во Франции, и так далее – тогда всё кардинально поменяется, придёт бизнес.

А. МИТНОВИЦКАЯ: А чем отличается тот, о котором говорите Вы, от того, который принят сейчас?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: В первую очередь – это освобождение от налогов. И вторая – то, что очень большая статья доходов той же Праги, Венгрии – это кинокомиссии, которые освобождают от тех же налогов иностранную съёмочную группу, которая приезжает в эти города и страны, и также они привлекают и своих, потому что 25-30 % составляют налоговые послабления. Это треть бюджета. Представьте себе, какое количество людей. Каждый месяц к нам обращается какой-нибудь иностранный продакшн. Недавно самая богатая китайская компания снимала фильм «Путешествие в Таиланд». Они хотели здесь снять часть эпизодов, потому что фильм будет китайско-русский.

М. ШАХНАЗАРОВ: С Петрухиным?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Нет, с Петрухиным всё хорошо. С тем, что он снимает – всё хорошо, он там снимает. Он действительно успешный пример. «Вий» и продолжение «Вия» — это хорошо, Алексей молодец. Наоборот, те хотели начать полицейский боевик – развлекательный, экшн. Когда они узнали цены в Петербурге и в Москве, они сказали нет и пошли в Венгрию.

М. ШАХНАЗАРОВ: А в Венгрию давно идут. «Красную жару» тоже там снимали.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: И «Казино Рояль» в Праге. И в Москве и в Питере формально есть люди, которые назвали себя кинокомиссией, но это совершенно ни о чём.

М. ШАХНАЗАРОВ: В советское время всегда было народное кино. Кино принадлежит народу и так далее. На самом деле там были крепкие профессионалы, были комиссии, кино не было народным. Оно принадлежало искусству, но делали его профи. Сейчас кино стало народным, потому что делают его все, кто угодно. И уровень у нас свалился.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Потому что нет критериев. Даже сейчас, когда Фонд кино объявлял тендер, подавали документы, защищали проекты. Вроде всё публично и замечательно, и сидит пресса. Но когда вы смотрите список фильмов, которые прошли, 40 или 45 картин, и вы читаете названия, и понимаете, что даже на уровне названий – это уже провал. Но те, которые отобраны – по каким критериям? Допустим, есть 4-5 фильмов – это продолжение тех фильмов, которые провалились в этом году. Условно, провалились «Улица-1», а они заказывают «Улица-2».

М. ШАХНАЗАРОВ: Это моё субъективное мнение, но говоря о выдающемся кино, мне за последний год понравился один фильм — «Географ глобус пропил».

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Я могла и его назвать, просто Вы мне не дали столько возможностей вспомнить всё. И любой фильм Анны Меликян не выдающийся, но очень симпатичный.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Вернёмся к «Кинотавру». Ведь очень много дебютов.

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Что тоже очень хорошо. Это большой плюс.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Это хорошо. Но где все остальные?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Остальные в процессе. Венецианский кинофестиваль сейчас рассматривает 6 фильмов, и все сняты классиками.

Классики там, дебюты на «Кинотавре». Мне кажется, вообще главная функция «Кинотавра» в том, что она даёт площадку людям, которые даже теоретически никуда больше не могут попасть. И замечательно, что у них есть эта маленькая площадка – как маленькая лаборатория. Как Александр Роднянский, который выращивает людей. Чтобы сложился один крепкий, полноценный, талантливый режиссёр, наверное, надо запустить 30-40 дебютов. Из них один будет хорошим. И у нас катастрофически мало запускается, вот в чём проблема.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Можете привести пример, кто пришёл на «Кинотавр», абсолютно никому не известным?

Е. МЦИТУРИДЗЕ: Наверное, этого очень много. Это в целом всё те же ребята, которые у нас всегда презентуются в павильоне в Каннах. У нас есть программа Global Russian, где мы презентуем, и сами за свой счёт приводим 5 авторов короткометражных фильмов. Они потом уже идут с полным метром на «Кинотавр». Такая у нас цикличная работа. Тот же Юрий Быков у нас дебютировал на «Кинотавре» со своими проектами. Сейчас младший Илья Учитель начинал у нас с коротким метром, сейчас у него полный метр на «Кинотавре». Иван Твердовский также с коротким метром был в Каннах несколько лет назад, потом был с первым фильмом на «Кинотавре» картину после «Класса коррекции» и «Зоология». «Зоология» также будет в Карловых Варах, и мне очень приятно, что мы этот проект поддерживали ещё в Париже, отправляя в питчинг продюсера картины, и они там тоже получили дополнительно небольшое финансирование. Ещё очень важно, чтобы Россия была открыта для такой продукции. Это опять же это утерянная прибыль.

М. ШАХНАЗАРОВ: Спасибо! У нас в гостях была директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе.

А. МИТНОВИЦКАЯ: Хорошего дня. Хорошей оставшейся недели!

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar