В "Яндексе" рассказали, какие пробки ждут москвичей после 1 сентября
С приходом осени в Москву снова вернётся утренний час пик, и добираться на работу к 9 утра станет гораздо сложнее, объяснил аналитик сервиса "Яндекс. Пробки".
Фото: © РИА Новости/Владимир Сергеев
И. ПАНОВ: И со второго сентября будет уже рабочая картина?
Л. МЕДНИКОВ: Примерно такая, какую мы наблюдаем сейчас, и появится один необычный элемент — острый утренний час пик. Он пропадает на каникулы и появляется со второго сентября.
И. П.: Опишите его по времени и по баллам!
Л. М.: Самый пик утром приходится на без пяти девять. Очевидно, многие к этому времени синхронно везут своих детей, и получается, что дороги в этот момент перегружены. Уже после девяти час пик начинает спадать, уже к десяти становится заметно свободнее. За этот час обычно на два-три балла может упасть загруженность. Летом этот всплеск и спад не такой острый, а с осени мы будем видеть его каждый день.
Полную версию программы "Вперёд" с Леонидом Мельниковым слушайте в аудиозаписи и читайте ниже.
И. ПАНОВ: Здравствуйте. У микрофона Анна Митновицкая и Илья Панов.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Доброе утро! И, как мы и обещали, к нам пришёл Леонид Медников, аналитик сервиса "Яндекс. Пробки".
Л. МЕДНИКОВ: Доброе утро!
А. М.: Всё, уже началась эта тягомотина: уже первое сентября, все вернулись, все приехали. А вы можете разложить по полочкам отдельно, что становится самой частой причиной пробок в последнюю неделю перед 1 сентября и отдельно уже в 2—3 дня накануне? То, что все приехали, — это одна общая причина, она ничего не даёт.
Л. М.: Мы точно знаем, как пробки растут сейчас и как будут расти — это видно по наблюдениям за прошлые годы. Мы уже работаем много лет, и такие данные есть. Рост пробок продлится до первого сентября. Для многих, может, это удивительно, но уже к первому сентября мы резко выходим на рабочий уровень. Если вспомнить лето, то пробки отступали постепенно: где-то с начала июня неделя за неделей — было незаметно — становилось свободней. А сейчас всё происходит очень быстро, и потому заметно.
При этом особенно неожиданным может быть то, что сам день первое сентября, к которому всё это приурочено, проходит обычно достаточно спокойно, без каких-либо коллапсов.
А. М.: Это странно по двум причинам. Во-первых, вы говорите, что пробки будут вплоть до первого сентября. Я представляю: все родители вместе с детьми поехали искать пеналы, ручки и прочее. Но ведь они же не делают это вплоть до вечера первого сентября! Как правило, люди чуть заранее решают эти вопросы. Ну, забыли купить ластики, грубо говоря, можно же их купить и второго числа, и третьего! Можно первые два дня походить и без ластика! Неужели всё происходит прямо до полуночи первого сентября, до первого звонка?
Л. М.: Судя по пробкам, без ластика первого сентября никак нельзя. Действительно, к этому дню все выдыхают и говорят, удивительно, что этот день, казалось бы, кульминация, судя по пробкам, проходит совершенно спокойно. Но до первого числа всё очень плотно.
И. П.: И со второго сентября будет уже рабочая картина?
Л. М.: Примерно такая, какую мы наблюдаем сейчас, и появится один необычный элемент — острый утренний час пик. Он пропадает на каникулы и появляется со второго сентября.
И. П.: Опишите его по времени и по баллам!
Л. М.: Самый пик утром приходится на без пяти девять. Очевидно, многие к этому времени синхронно везут своих детей, и получается, что дороги в этот момент перегружены.
За этот час обычно на два-три балла может упасть загруженность. Летом этот всплеск и спад не такой острый, а с осени мы будем видеть его каждый день.
А. М.: 25-го числа писали, что второй день подряд наблюдается вечерний час пик, движение почти прекращается, совершенно невозможно куда-то поехать, и впервые с начала марта загруженность дорог достигла девяти баллов. В последнее время очень редко видим эту цифру, правда же?
Л. М.: Под последним временем вы имеете в виду лето?
А. М.: Не только лето, я бы даже сказала — и весну.
Л. М.: За лето действительно девять баллов было впервые. Лето было достаточно спокойным.
А. М.: Самый максимум какой был летом? Восемь баллов?
Л. М.: Не считая этого дня, было восемь баллов. Причём однажды, в начале лета, когда ещё не было спада, в дождливый день. Это нормально.
А. М.: В сентябре вернётся стабильная девятка?
Л. М.: Смотрите, 9 и 10 баллов — это из ряда вон выходящее, это не может быть стабильным.
10 из 10: что на самом деле означает шкала загруженности дорог
А. М.: Когда-то эти баллы были стабильными. До того, как поменялась шкала. Если раньше мы каждое утро видели 10 баллов, и всё было красным-красно, то потом всё изменилось, и максимум стал где-то на уровне семёрки. Или это слухи?
Л. М.: Баллы настроены так, чтобы 10 баллов были экстраординарным событием. Это, можно сказать, их определение. Поэтому если когда-то вы видели 10 баллов каждый день, мне кажется, это могло быть где-то в 2008 году. Возможно, что тогда система ещё не была отстроена. Последние лет пять точно мы работаем в рамках именно такой концепции.
И. П.: А почему многие задаются вопросом, не ввести ли больший градиент, условно 100 баллов?
Л. М.: Некоторые компании проделывали такие эксперименты, но эмпирически оказалось, что 10 баллов всё-таки удобнее, потому что отличить условные 75 баллов от 76 — нереально. Порой даже градация в один балл не очень понятна — в одном районе получше, в другом похуже. А 10 баллов — это достаточно чётко. Если мы говорим, что обычно восемь баллов, сегодня семь, многие водители это почувствуют, они понимают, почему так.
А. М.: Хорошо. Значит, 10 баллов — это экстраординарное. А ситуация в девять баллов — это что?
Л. М.: 9 — это менее экстраординарная. Но это несколько субъективно.
Они работают более чем в 30 городах, и для каждого города существуют свои реалии.
А. М.: То есть баллы в Москве и Петербурге — это разные баллы?
Л. М.: Да. Но для жителей каждого города в отдельности это нормально. Условно говоря, если вы скажете южным людям, что сейчас за окном холодно, они подумают, что это +20 градусов, если вы скажете людям с Крайнего Севера, что сейчас холодно, они подумают, что за окном -30. Баллы в каком-то смысле работают так же. Если бы мы всё мерили по московской шкале, в большинстве городов пять баллов было бы критическим максимумом, и людям было бы неинтересно и неудобно. Поэтому 10 баллов в конкретном городе — это экстраординарная ситуация.
А. М.: Сколько баллов будут пробки на первое сентября?
Л. М.: На первое сентября не обещаю ничего особенного: пять с утра, семь — вечером. Как в обычный день.
А. М.: Запомните формулу обычного дня: пять утром и семь вечером.
И. П.: Леонид, у меня такой вопрос: повлияет ли как-то реконструкция, проведённая этим летом в Москве, на ситуацию на дорогах зимой?
Л. М.: Давайте разберёмся. Реконструкций очень много.
И. П.: Я имею в виду центр. Тротуары пошире, полосы поуже.
Л. М.: Во-первых, эта реконструкция не была призвана улучшить транспортную ситуацию, насколько я понимаю.
И. П.: Как она скажется?
Л. М.: Скорее всего, кардинальных изменений не будет. Сейчас, летом мы действительно видели отдельные серьёзные осложнения за счёт того, что улицы сужали и реконструировали. Я не знаю конкретный статус по каждой улице. Сейчас наступил момент, когда уже хватит копать, потому что пробки вернулись. Летом идеальное время, чтобы копать. А сейчас осенью или к зиме, если будут какие-то проблемы, то будет обострение. Но если улицы останутся в своих руслах, то особых осложнений не ожидается.
И. П.: А чиновники с вами вообще советуются, когда собираются копать?
А. М.: Может, спрашивают, может, в этом месте вообще нельзя — всё встанет намертво, и люди будут ночевать в машинах?
Л. М.: Сейчас правительство разрабатывает интеллектуальную транспортную систему, соответственно, оно в основном пользуется своими датчиками, какого-то глубокого обмена информацией нет.
И. П.: Ощущение, что твоя работа звучит на всех радиостанциях, что вы работаете в очень важном центре, как-то поднимает ваш дух?
Л. М.: Это действительно важное дело. И как любое важное дело, оно ответственное, поэтому у нас реально много сил уходит на дебаты относительно того, как лучше и точнее донести информацию.
А. М.: Я всё-таки хочу создать рейтинг Леонида Медникова. Вы сказали, что 10 баллов — это экстремальная ситуация. Как вы назовёте девять баллов?
Л. М.: Ноль-три балла — более-менее нормально, зелёная зона, четыре-шесть — это достаточно серьёзные пробки. Самая выгодная ситуация для тех, кто смотрит на карту, — это знать, что где-то можно проехать, где-то нельзя, надо искать пути объезда. С семи до десяти — сложная ситуация, когда приходится просто стоять и стоять. Но, опять же, бывают разные ситуации.
Навигатор, но не пророк: почему пробки не предсказывают заранее?
А. М.: Мне рассказывали коллеги-водители: два человека включают навигаторы, забивают один адрес из одной точки, а навигаторы их отправляют совершенно разными маршрутами. Что это за перераспределение такое? И какого чёрта вообще навигатор решает мою судьбу? Может, я бы поехала другой дорогой и мне не снесли бы зеркало, допустим?
Л. М.: Навигатор предлагает вам самый быстрый путь на данную секунду, по его мнению. Информация постоянно обновляется, соответственно, может быть, что один человек получил один маршрут, а другой — второй. Даже если они стоят рядом, возможно, эти два маршрута отличаются в секунду по расчётному времени, он определил 10 метров вперёд, на 10 метров назад, одну сторону улицы, другую сторону улицы. От этого может зависеть, куда он поведёт. Но, скорее всего, оба маршрута достаточно быстрые.
А. М.: То есть можно не копаться, а ехать, как говорит навигатор?
Л. М.: Есть одна глубинная проблема, которую навигатор не умеет решать, — это изменения пробок. Наверное, многие водители с ней встречались, если они выезжают рано с утра на работу, и навигатор говорил, езжай по этой дороге, она свободная. Человек едет, и через полчаса она на его глазах краснеет, он приезжает, и навигатор ему показывает, что там и правда пробка, но ведь полчаса назад её там не было.
А. М.: Два разных маршрута из одной точки в другую — это реакция навигатора на пробки? Или это спланированное распределение потоков автомобилей?
Л. М.: У нас нет никакой планировки. Мы единственное, что сделали, это функцию, которая оптимизирует алгоритм, если говорить научным языком, — это минимальное время. За минимальное время он ищет из всех возможных путей лучший. Возможно, вы видели, насколько порой странные он предлагает маршруты — он действительно перебирает все возможные варианты, которые нам могут не прийти в голову, и находит самый быстрый на данную секунду.
И. П.: У меня по этому поводу постоянные битвы с таксистами, потому что они очень часто умничают, доверяясь навигатору, а я умничаю, доверяясь голове. Получается схватка бульдога с носорогом. Аня, я хочу уточнить твой вопрос, ты про две разных навигационных системы говоришь или про один, условно говоря, "Яндекс" на обоих устройствах?
А. М.: Да. В одну секунду ты спрашиваешь, как проехать из одной и той же точки в одно и то же место. Я была уверена, что это перераспределение людей, чтобы рассеять машины по городу.
Л. М.: Это может быть связано с тем, что чуть-чуть сдвинута точка А или навигатор определил вас на разных сторонах дороги, и за счёт этого вы выезжаете с одной стороны улицы в одну сторону, и этот путь на 30 секунд быстрее, а у другого человека второй путь. Навигатор показывает два разных пути, хотя по времени они очень близки. Либо вариант, что проходит не одна, а 10—20 секунд, пока вы с одного телефона на другой смотрите, обновляется карта пробок, и происходит то же самое — один маршрут стал чуть-чуть побыстрее.
И. П.: То есть даже доли секунды могут сыграть роль? Вы говорите, что ваш конкретный навигатор не учитывает динамику пробок, но он также не учитывает и особые манёвры на дороге, например, поворот через право налево или разворот на дороге. Например, рядом с моим домом можно проехать, повернув направо, развернуться и дальше поехать налево, в то время как навигатор ведёт в объезд полтора километра.
Л. М.: Это две разные истории. Давайте закончим со временем сначала.
Что касается поворотов и разворотов, это так называемая картографическая основа. Это данные карт. Мы где-то больше года назад запустили проект "Народная карта", где каждый человек может зайти с компьютера и внести правку: здесь около моего дома можно поворачивать, а вот тут шлагбаум. Это можно исправить, и тогда навигатор будет показывать правильно. У нас огромное количество отзывов от людей. И на данный момент у нас действительно точные и подробные карты, но это не означает, что ошибок нет вообще.
А. М.: Слушатель спрашивает: "Хотелось бы кроме текущего состояния пробок знать прогноз на конкретном маршруте. Когда до этого дойдёт дело?"
Л. М.: Прямо сейчас с компьютера можно посмотреть примерный прогноз на ближайший час и только с компьютера посмотреть прогноз на любой день недели и любое время. Учитывать их конкретно и подмешивать в маршрут — задача нерешённая. Следите за новостями.
И. П.: Я хочу провести эксперимент: параллельно на телефоне и компьютере я прокладываю маршрут от нашей редакции до Ленинского проспекта, дом 37. 26 минут, 36 километров ведёт нас по Третьему транспортному кольцу тот навигатор, что на компьютере, и… невозможно проложить маршрут, пишет телефон, хотя с интернетом всё в порядке.
А. М.: Что нового разработал портал "Яндекс. Пробки" для наших автомобилистов на ближайшее время?
Л. М.: Самое заметное нововведение последнего времени — мы стали следить за ограничениями скоростей, показывать эту информацию. Это особенно актуально для тех, кто ездит за город. Вы можете понять, какие знаки стоят, потому что они часто бывают за деревьями, или просто сложно увидеть их за грузовиком. Бывает полезно и в Москве. Например, многие знают, что на Третьем транспортном кольце ограничение 80 км/ч, но кое-где оно 60 км/час, и можно вполне не заметить. Теперь текущее ограничение скорости показывается. Если вы превышаете на установленный вами лимит, он даёт сигнал. А если ещё и камера висит, то об этом он скажет голосом. Это из полезного. Если уйти в прошлое, то наиболее интересное высокотехнологичное достижение — это голосовое управление. Наверное, все сталкивались с тем, что если произнести название нашей компании и адрес, навигатор найдёт его и построит маршрут. Кстати, ваш телефон всё-таки построил маршрут?
И. П.: Да. 26 минут, но разные маршруты.
А. М.: Леонид, спасибо, что пришли! У нас в гостях был Леонид Медников, аналитик сервиса "Яндекс. Пробки".