Спину прямо, стопы в рулончик. Физрук — о том, как помочь детям больше двигаться

Спину прямо, стопы в рулончик. Физрук — о том, как помочь детям больше двигаться

Фото: © РИА Новости/Владимир Вяткин

1963
Дмитрий Федин, учитель физкультуры с 18-летним стажем, рассказал о своих подходах к воспитанию детей, которые предпочитают есть гамбургеры и не хотят бегать и прыгать.

 Д. Ф.: Бывает, что приходят студенты или школьники, которые искренне ненавидят физкультуру, и ты это видишь. С такими бывает сложно, но, как ни странно, я насильно не тащу в этот предмет. Я вижу детей, которые будут заниматься, которым нравится двигаться, и вижу тех, кто двигаться не хочет. Понятно, что они видят себя совсем в другом, для них вообще не существует понятия эстетики тела: большие размеры, но мне комфортно, и оставьте меня в покое. И иногда надо оставить.

М. Ш.: То есть пусть дальше ест гамбургеры?

Д. Ф.: Нет, но своим примером ты показываешь, что у тебя преимущество. Ты показываешь ему примеры других школьников, у которых тоже появляется перед ним преимущество.

Полную версию программы "Вперёд" с Дмитрием Фединым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

А. МИТНОВИЦКАЯ: В студии Дмитрий Федин. Мы вас назвали физруком. Здравствуйте!

М. ШАХНАЗАРОВ: Доброе утро!

Д. ФЕДИН: Здравствуйте! На самом деле фильм "Физрук" и реальная профессия преподавателя физической культуры — совершенно разные вещи.

М. Ш.: Так он же не физрук, он из братвы. Фильм-то не про физрука.

Д. Ф.: В любом случае там есть педагогическая направленность, но к физкультуре она не имеет никакого отношения.

М. Ш.: Но фильм-то неплохой.

Д. Ф.: Фильм весёлый. Это всё, что я могу о нём сказать.

А. М.: "В Саратове ливень, дочка сказала, что это слёзы учеников перед школой", — пишет слушатель.

"В первом классе первый раз признался в любви к девочке. Звали её Валя". Мне, кстати, тоже в первом классе признались в любви, мальчика звали Максим.

"В третьем классе меня перевели в другую школу, а 1 сентября я по привычке пошёл в предыдущую".

Дмитрий, вы помните своё 1 Сентября первого класса?

Д. Ф.: Помню. Это была ещё советская система. Это было очень здорово, я шёл, как на праздник. Правда, через месяц я начал понемногу разочаровываться в этом празднике, я понял, что учёба — это серьёзный труд. Но надеюсь, что все 10 лет я прошёл достойно.

М. Ш.: Без медалей?

Д. Ф.: Без медалей, но я был хорош в спорте.

А. М.: С какого момента вы в спорте?

Д. Ф.: Я думаю, что с первого класса.

М. Ш.: А вид какой?

Д. Ф.: Плавание.

А. М.: У вас есть отдельная страница в "Вконтакте", страница с вашими афоризмами, а вообще вы 18 лет преподавали физкультуру на журфаке МГУ. Сейчас вы не преподаёте. Скучаете?

Д. Ф.: Да. Сейчас я работаю тренером в фитнес-центре, работа мне нравится.

М. Ш.: С моделями? Я посмотрел в Instagram, увидел там очень интересные лица.

Д. Ф.: Да-да.

Флирт в помощь: как преподавателю привить ученикам любовь к своему предмету, но не выйти за пределы допустимого

А. М.: Но мы в этом копаться не будем. В одном из прошлых интервью вы говорили, что не может быть никаких личных взаимоотношений между преподавателем физкультуры в школе или институте и студентками или школьницами старшего возраста. И тут же наш продюсер рассказывает, что девчонки по вам просто сохли, и со всеми вы флиртовали. Так что же это было такое?

Д. Ф.: Флирт — это ещё не те самые серьёзные отношения. 

Более того, в хорошего преподавателя должны влюбляться
Дмитрий Федин

М. Ш.: А вы знаете, какие трагедии бывают?

Д. Ф.: Бывают. Но преподаватель не должен доводить до трагедии.

М. Ш.: Допустим, она полюбила красивого, молодого, обаятельного физика, а он не обращает на неё внимания.

Д. Ф.: Он хороший преподаватель.

М. Ш.: А она пошла и повесилась. Что делать?

Д. Ф.: Я думаю, что в этом точно не виноват физик.

А. М.: В вас наверняка влюблялись, девочки пытались завоевать ваше внимание. Что вы им отвечали? Как выстраивали тонкую игру во взаимоотношениях со студентками?

Д. Ф.: Моя задача, прежде всего, заключалась в том, чтобы они ходили на мои занятия.

Флирт в какой-то степени помогал привлечь их к своему предмету. Не конкретно ко мне, а к предмету
Дмитрий Федин

Очень важно, чтобы влюблялись не в преподавателя, а в предмет.

А. М.: Я помню, как это было у меня — 11 лет каторги.

Д. Ф.: Преподаватель не должен делать свой предмет каторгой. Должно быть хорошо, весело, а главное — очень разумно и умно. И студент или школьник должен понимать, что это нужно. Но очень важно построить предмет так, чтобы он не испугался физической нагрузки, усталости. Усталость — это, на самом деле, не так уж и плохо.  

Но нужно создать методику конкретно для этого студента или школьника, где он будет чувствовать себя комфортно, будет чувствовать свою физическую нагрузку и при этом спокойно её преодолевать
Дмитрий Федин

Это — высший пилотаж. А если преподаватель ещё и неплох внешне...

А. М.: Это вообще идеальный вариант.

Бочечка с резинкой от штанов: как должен выглядеть идеальный преподаватель физкультуры

Д. Ф.: А если он ещё и своей фигурой пример для подражания — это вообще замечательно. Плохо, когда преподаватель по физической культуре сам физически бескультурный.

А. М.: Это правда. Я помню нашу первую учительницу по физкультуре, она была такая бочечка, перетянутая резинкой от штанов.

Д. Ф.: Нужны знания в области физической культуры, но эти знания ты должен не только давать другим, но и применять на себе.  

Если ты физически некрасив, значит, ты где-то потерял те необходимые знания
Дмитрий Федин

Как может учитель русского языка писать с ошибками? Так же преподаватель по физической культуре не имеет права иметь некрасивую фигуру.

А. М.: Допустим, он красив. Но часто возникает ощущение, что он какой-то не очень далёкий человек. Второй учитель физкультуры, который гораздо дольше с нами работал в школе, был каким-то таким бугаём, звали его Миша. И на него все смотрели и хихикали над ним, потому что он не вызывал особого уважения. Это во-первых. А во-вторых, всё время казалось, что ему абсолютно наплевать на каждого из нас: есть норматив, надо его сдать — всё. Как вы к нормативам относитесь?

Быстрее, сильнее, выше: нужны ли ученикам спортивные нормативы

Д. Ф.: Неоднозначно. Я сразу скажу, что нормативы нужны, но нормативы по физической культуре не должны быть определяющими для школьника: если ты не выполнил норматив — это плохо. Нет, это не так. Более того, если он не выполнил норматив — это плохо для преподавателя, а не для школьника.

А. М.: Не смог научить?

Д. Ф.: Совершенно верно. Это первый вариант. А второй: я за нормативы в военных училищах. Вот там это очень важный показатель. Военные, люди, которые служат, должны уметь сдавать нормативы, потому что это может спасти жизнь в экстремальной ситуации.

М. Ш.: Я вспоминаю армию: когда нормативы сдавали наши прапорщики и офицеры, нас загоняли в казарму и вешали затемнения, чтобы мы не видели этого позора.

Д. Ф.: Тут я бы сказал, что для них нормативы нужны. Но есть другая категория студентов, которая не будет служить, те, которые не видят свою профессию в службе вооружённых сил.

А. М.: Как минимум, это все девочки.

Д. Ф.: Не факт. Это могут быть и девочки, и мальчики гуманитарных вузов. Вот для них я бы не стал вводить нормативы, если, конечно, это не спортсмены.

М. Ш.: Это естественно.

Д. Ф.: Здесь важный компонент — внешний вид. Важно сделать акцент на выравнивании спины или ног, например.

А если у кого-то плоскостопие, можно сделать ему хорошую стопу
Дмитрий Федин

Всё это возможно. Здесь надо просто поменять программу. Но чтобы менять, надо иметь хорошие знания в области физической культуры, спортивной медицины, физиологии.

А. М.: Но это же говорит о том, что надо работать с каждым учеником или студентом индивидуально. У кого-то есть плоскостопие, у кого-то нет, кто-то толстый, кто-то худой и так далее.

Д. Ф.: Даже если нет плоскостопия, если он сделает упражнение на укрепление свода стопы, ему хуже не будет.

М. Ш.: Конечно, каждое утро нужно делать гимнастику, планку держать.

Д. Ф.: Надо рассказать технику выполнения упражнения. Она несложная, но за ней надо следить.

Сложность работы преподавателя физической культуры состоит в том, что нужно рассказывать мало, но максимально точно
Дмитрий Федин

И обязательно должен быть показ. Причём считается, что показ должен быть только в начальных классах. Нет, надо показывать и студентам, потому что не все понимают, как правильно выполнять упражнения.

Цветник МГУ: особенности работы с девушками и молодыми людьми на журфаке

А. М.: Вы 18 лет проработали в цветнике. На журфаке МГУ же практически одни девчата учатся.

Д. Ф.: Я застал то время, когда были и ребята. Их было не меньше.

М. Ш.: Сейчас ребята часто встречаются "цветные".

Д. Ф.: Да, конечно.

М. Ш.: В вашей группе выложена ваша фотография и написано "До того, как в зале появился магнитофон, в зале был аккомпаниатор". И все ваши изречения там собраны. И какая-то девушка пишет: "А я и забыла, что когда-то создавала мемы с Фединым". Ребята вас по-доброму подкалывают.

А. М.: Вам это льстит, я вижу.

Д. Ф.: Во-первых, там бывает не всё точно, студенты часто додумывают что-то своё. На занятиях нужно очень ёмко сказать, чтобы они поняли главную мысль.

К примеру: "Распущенный живот — это распущенная жизнь". Все сразу поняли — собрать брюшной пресс
Дмитрий Федин

И на фоне этой подтянутости ты дальше ведёшь всё занятие.

А. М.: Мальчиков и девочек можно учить вместе или лучше всё-таки раздельно?

Д. Ф.: Можно. Но нужна очень высокая квалификация самого тренера.

А. М.: Но разница есть, согласитесь.

Д. Ф.: Огромная. Но я просто разделял: сейчас делают упражнение мальчики, а девочки отдыхают, потом мальчики отдыхают, а девочки делают.

А. М.: Но когда девочки наблюдают за мальчиками, а мальчики не всегда прекрасны во время исполнения этих упражнений.

Д. Ф.: Совершенно верно. Но нужно объяснять технику мальчикам, она несложная. Я не делаю акцент на количестве, потому что самое главное в физической культуре — это качество движений.

А. М.: То есть отожмись два раза, но красиво и хорошо.

Д. Ф.: Да, красота должна присутствовать, но главное — техника. Ты не должен нарушать изгибы спины, ты должен правильно дышать в этот момент, ты должен правильно согнуть локоть так, чтобы плечо было ровным. Если ты эти вещи чётко выполняешь, сделаешь пять раз правильно — и ты молодец. Потому что в следующий раз с этой техникой ты сделаешь шесть раз, потом семь и так далее. 

Правильная техника от неправильной отличается тем, что с правильной тебе легче выполнить упражнение, не нарушая анатомию
Дмитрий Федин

М. Ш.: А работа тренера не утомляет? Там же разные персонажи появляются, могут и мозг вынести.

Д. Ф.: Бывает, что приходят студенты или школьники, которые искренне ненавидят физкультуру, и ты это видишь. С такими бывает сложно, но, как ни странно, я насильно не тащу в этот предмет. Я вижу детей, которые будут заниматься, которым нравится двигаться, и вижу тех, кто двигаться не хочет. Понятно, что они видят себя совсем в другом, для них вообще не существует понятия эстетики тела: большие размеры, но мне комфортно, и оставьте меня в покое. И иногда надо оставить.

М. Ш.: То есть пусть дальше ест гамбургеры?

Д. Ф.: Нет, но своим примером ты показываешь, что у тебя преимущество. Ты показываешь ему примеры других школьников, у которых тоже появляется перед ним преимущество.

М. Ш.: Допустим, "у меня девушка красивая, а в твою сторону никто не смотрит". Тоже пример, да?

Д. Ф.: Совершенно верно. Я против того, чтобы тащить заниматься насильно, это вызывает ещё большее отторжение. Но иногда пример завораживает, и дай бог, чтобы тот, кто не любил этот предмет, проникся им.

А. М.: Я была не толстой девочкой, а доской, каких свет не видывал. Меня очень раздражал постоянный соревновательный момент: четыре команды, а ты бежишь медленно и подводишь людей. И всё время нужно было выдвигать себя вперёд, а я в детстве не любила все эти соревнования. Другое дело — командные игры, типа баскетбола. Зачем детей заставлять чувствовать себя ущербными?

Д. Ф.: Я лично всегда разделял тех, кто хочет соревноваться, и тех, кто не хочет. Кто хочет, у тех в вечернее время игровые виды спорта. А те, кто не желает подводить своих товарищей, но при этом хочет хорошо выглядеть, их время утреннее и дневное.

А. М.: Получается, вы с ними круглые сутки работали?

Д. Ф.: Да, я таким был.

А. М.: Вот это — идеальный учитель.

Д. Ф.: Дело в том, что за это платят. Я же не бесплатно работал. Ты должен хорошо выполнить свою работу. Но на журфаке было два зала: игровой и гимнастический.

А. М.: Это удобно.

Д. Ф.: Да. Вообще вся программа должна составляться под условия.

А. М.: То есть два спортзала должно быть в каждой школе?

Д. Ф.: Это идеальный вариант.

М. Ш.: Но гимнастический зал же может быть меньше игрового.

Д. Ф.: Так и было. Утром — общая физическая подготовка, вечером для желающих — игровая.

М. Ш.: А идеально, если ещё и бассейн есть.

А. М.: Это просто мечта.

М. Ш.: В Штатах это сплошь и рядом.

Делай раз, делай два, делай три: чем заниматься детям на трёх уроках физкультуры в школе?

А. М.: Новый министр образования Ольга Васильева вчера сказала, что необходимо заменить один из уроков физкультуры в школьной программе. Сейчас их три, а нужно сделать два, а один отдать под ритмику. Вам как физруку больно от этого?

Д. Ф.: Нет. Во-первых, ритмика стоит рядом с физической культурой. А во-вторых, я бы третий урок отдал исключительно под коррекцию опорно-двигательного аппарата: исправление осанки, плоскостопия, коленей, плеч, умение правильно держать себя в положении сидя, умение укрепить спину. Потому что очень часто говоришь детям: "Выпрями спину".

А. М.: Дети сейчас очень сутулые.

М. Ш.: Не все.

Д. Ф.: Ребёнок не может держать ровную спину, потому что у него она ослаблена. Укрепи его спину, выровняй — и ему будет легко её держать.  

Он и рад бы выпрямиться, но, если спина ослаблена, он пять минут подержит, а потом уходит в оседание
Дмитрий Федин

Так что третий урок я бы отдал на коррекцию опорно-двигательного аппарата, то есть на лечебную физическую культуру.

М. Ш.: Сейчас физкультура пользуется успехом? В наше время этот предмет был в радость, а сейчас как дети к нему относятся?

Д. Ф.: Раньше была идеология, которая была связана со спортом, и, безусловно, надо было заниматься. Значок ГТО был важен в те времена.

М. Ш.: Это было хорошо.

Д. Ф.: Да. Но опять-таки это было военное направление.

А. М.: "У меня племянник в седьмом классе, у них вообще нет подтягиваний, он ни разу не может подтянуться", — пишет слушатель.

Д. Ф.: Плохо. Норматив подтягиваний есть, так почему не научить? Ведь главное — это качество движений, а не их количество. Начинать надо именно с качества. Подтягивание — это достаточно сложный элемент, сделал его один раз, но правильно, и дальше будет легче.

М. Ш.: А подъём с переворотом для них вообще, наверное, что-то нереальное.

Д. Ф.: А для нас он был обязательным.

М. Ш.: Да.

Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×