Идти или не идти в суд: о том, как правильно обжаловать ложные автоштрафы

Идти или не идти в суд: о том, как правильно обжаловать ложные автоштрафы

Коллаж:  © L!FE. Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк/Максим Блинов

6448
Адвокат Сергей Радько рассказал, что нужно делать, если вам пришло ложное постановление о штрафе.

П. ШКУМАТОВ: Вы нарисовали такую картину. Получается, что, допустим, я получаю штраф 500 рублей. Если я его оплачу в течение 20 дней — это будет 250 рублей, если я хочу его обжаловать. Допустим, тень моего автомобиля нарушает, а не мой автомобиль.

С. Р.АДЬКО: За тень уже будет 1500, а не 500.

П.Ш.: Хорошо, 750 рублей. Тень моего автомобиля едет по обочине. Я вижу это и понимаю, что мне нужно либо бодаться с Почтой России — с абсолютно непредсказуемым результатом, либо мне нужно ехать в ГИБДД, потратить там несколько дней, либо мне надо отправлять заявление сразу в суд, и в суд этот я должен приехать.

С.Р.: Есть ещё один способ. На сайте ГИБДД можно отправить электронную жалобу. Хотя закон такого способа подачи жалобы и её рассмотрение не предусматривает. Хотя ГИБДД принимает. И опять же, возникает вопрос: а если они в жалобе отказали, то где мы возьмём это решение? И чтобы идти дальше в суд, надо показать постановление, которое вы обжаловали, и решение по вашей жалобе. А решения у вас нет, поэтому в суде дальше обжаловать невозможно. Получается, целесообразней, конечно, обжаловать именно в суде.

Полную версию программы "Автопятница" с Сергеем Радько слушайте в аудиозаписи.

П. ШКУМАТОВ: Добрый вечер. Обратимся к актуальной теме штрафов с камер фотовидеофиксации. На этой неделе произошло сразу несколько скандалов. В частности, автовладельцам выписали штрафы за то, что тень их автомобиля пересекла сплошную линию и двигалась по обочине. Та же самая история вдруг образовалась с бликом света фар, который тоже ненароком попал на обочину. Потом ещё и инспекторы тормозили людей так, что камера выписывала им штраф за движение по обочине. И много-много историй. Как будто крышку сорвало. И понеслось. Самые абсурдные случаи стали известны всем. Менее абсурдные стали известны в соответствующих форумах. Но вскрылась очень большая проблема. Штраф получить очень легко. А вот как обжаловать? Поговорить на эту темы мы пригласили к нам известного адвоката Сергея Радько. Сергей, здравствуйте.

С. РАДЬКО: Добрый вечер.

П.Ш.: Вот человек получил штраф за то, что тень его автомобиля двигалась по обочине. Как он мог бы это обжаловать, если его случай не стал достоянием общественности? Что ему нужно делать по закону?

С. Р.: Нужно понимать, что постановление, какое бы оно не представлялось неправильным или несправедливым, его нужно обжаловать. И если этого не сделать, постановление вступит в законную силу и будет тем документом, на основании которого с гражданина будут взыскиваться деньги в виде штрафа.

П.Ш.: Сколько дней на обжалование?

С.Р.: На обжалование даётся законом 10 дней. Но эти 10 дней идут с момента получения или вручения копии постановления. Однако здесь есть нюанс. Поскольку Почта России должна вручать эти письма заказным с уведомлением, а уведомление предполагает расписку адресата в получении. Почта России этого не делает, она просто ставит у себя в базе отметку о том, что письмо вручено. И, видимо, за нас кто-то расписывается. Кидает в почтовый ящик, в базу выставляется информация о том, что письмо это вручено. И даже если вы его получили через два-три дня, всё равно считается, что вы его получили тогда, когда оно поступило в почтовое отделение. Дата поступления письма в почтовое отделение указывается на обратной стороне конверта, на лицевой стороне стоит круглый штемпель, это дата, когда оно было отправлено из места, где вынесено. А на обратной стороне есть штемпель, когда оно поступило. Вот с этого момента и нужно отсчитывать 10 дней. Потому что если вы будет отсчитывать позже, вполне возможно, что вы выйдете за эти сроки и суд или ГИБДД решат иначе, и тогда посчитается, что срок был пропущен, и жалобу рассматривать не будут. 

Поэтому, получив письмо, смотрим на обратную сторону конверта и видим дату, с которой надо отсчитывать 10 дней
Сергей Радько

П.Ш.: Вот эти 10 дней мы отсчитали. Допустим, мы всё-таки успеваем подать жалобу. Как нам её подать и кому?

Два способа обжаловать ложное постановление – какой лучше?

С.Р.: Есть два варианта. Жалоба может быть подана либо вышестоящему начальнику, например начальнику ЦАФАПа, или в суд. Я думаю, что из практики можно рекомендовать, особенно такие жалобы, где явно видно, что нарушения не было, обжаловать именно в суде, потому что в ГИБДД огромный наплыв жалоб, это связано и с тем, что не согласны люди, и со скоростью, и со всеми другими нарушениями. Есть проданные машины, а штрафы идут бывшему собственнику. Поэтому в ГИБДД ходят просто тысячи людей, толпы, и со всеми разобраться жалобами ГИБДД просто не в состоянии. Поэтому если вы отправите жалобу по почте, конечно, её получат, возможно, рассмотрят, но о результате её рассмотрения вы узнаете очень не скоро, если вообще узнаете.

П.Ш.: А они несут хоть какую-то ответственность за то, что получили жалобу, но на неё не ответили?

С.Р.: Дело в том, что по всем их документам жалоба рассмотрена, была даже, возможно, отправлена в ваш адрес обратно. И потерялась на Почте России. Они всегда с удовольствием демонстрируют некий талмуд с почтовыми исходящими номерами. Что они якобы сдали это на почту. И получается, что вам решение по почте отправили, однако вы его не получили. И в результате вы вроде как обжаловали, однако решение уже вступило в законную силу, постановление направляется судебным приставам. О том, что вашу жалобу оставили без удовлетворения, мы узнаем только тогда, когда деньги с карточки списываются, и тогда уже начинается беготня между ГИБДД, судами, приставами.

В итоге получается, что сумма штрафа не стоит того, чтобы ради неё бегать
Сергей Радько

Поэтому я рекомендую направлять жалобу в суд. И как показывает последняя практика, лучше эту жалобу подавать не по почте. Хотя и по почте они доходят, регистрируются, к рассмотрению принимаются. А крайне желательно подавать её лично, в канцелярию, под расписку, в виде отметки на втором экземпляре этой жалобы. В этом случае жалоба поступает в суд, ей присваивают номер, назначается конкретный судья, на сайте суда это всё быстренько отражается. У жалобы есть номер, может быть, есть даже номер телефона судьи, можно всегда позвонить, узнать, в каком состоянии рассмотрение жалобы, на какое число назначено. И решение, пожалуй, будет вынесено, оно будет в материалах этого дела в суде: либо вам по почте придёт, либо придёте в канцелярию суда и получите. В ГИБДД, к сожалению, этого сделать нереально практически.

П.Ш.: Вы нарисовали такую картину. Получается, что, допустим, я получаю штраф, 500 рублей. Если я его оплачу в течение 20 дней — это будет 250 рублей, если я хочу его обжаловать. Допустим, тень моего автомобиля нарушает, а не мой автомобиль.

С.Р.: За тень уже будет 1500, а не 500.

П.Ш.: Хорошо, 750 рублей. Тень моего автомобиля едет по обочине. Я вижу это и понимаю, что мне нужно либо бодаться с Почтой России — с абсолютно непредсказуемым результатом, либо мне нужно ехать в ГИБДД, потратить там несколько дней, либо мне надо отправлять заявление сразу в суд, и в суд этот я должен приехать.

С.Р.: Есть ещё один способ. На сайте ГИБДД можно отправить электронную жалобу. Хотя закон такого способа подачи жалобы и её рассмотрение не предусматривает. Хотя ГИБДД принимает. И опять же возникает вопрос: а если они в жалобе отказали, то где мы возьмём это решение? И чтобы идти дальше в суд, надо показать постановление, которое вы обжаловали, и решение по вашей жалобе. А решения у вас нет, поэтому в суде дальше обжаловать невозможно. Получается, целесообразней, конечно, обжаловать именно в суде.

П.Ш.: Зачем нужна такая замороченная, забюрократизированная волокита для обжалования штрафов? Очевидно, что люди не будут этого делать.

С.Р.: Система оказалась не готова. Потому что количество постановлений, которое выносят в автоматическом режиме по стране, составляет десятки миллионов. К такому наплыву жалоб оказалась не готова ни Почта России, которая раньше этим не занималась, а сейчас она их даже рассылать не успевает. И тем более, оказалась не готова ГИБДД. Потому что много штрафов ошибочных, много штрафов люди не признают. Чем больше нарушений выявлено, тем больше недовольных, больше жалоб.  

ГИБДД, к сожалению, оказалась к этому не готова, поэтому жалобы рассматриваются кое-как, какие-то не рассматриваются, все решения по жалобам похожи совершенно между собой
Сергей Радько

Там просто пишется: "Ваша жалоба удовлетворению не подлежит, потому что ваши доводы не подтвердились". Или подтвердились, что бывает крайне редко.

П. Ш.: То есть шаблонами.

С. Р.: Да. Шаблон давно придуман кем-то из сотрудников. Они просто меняют фамилию нарушителя, свою, якобы отправляют вам по почте.

Штрафы-путешественники: о том, как правильно оформить договор купли-продажи

П.Ш.: А давайте разберём ситуацию. Я продал автомобиль человеку из другого региона. Сейчас машина не снимается с учёта, поэтому мы заключаем договор купли-продажи, в одну сторону уходят деньги, в другую сторону уходят документы на автомобиль и сам автомобиль с ключами, после чего с этими же номерами автомобиль уезжает куда-то. И вот новый собственник гонит, счастливый, желает проверить все возможности автомобиля, едет 180—200—230. Все эти штрафы приходят потом старому собственнику. И вот в чём вопрос. Многие старые собственники, люди, у которых договор купли-продажи, во-первых, они вынуждены проходить эту волокиту, про которую вы рассказали. А во-вторых, ГИБДД сейчас им отказывает в удовлетворении. И суды начали отказывать, несмотря на договор купли-продажи, который имеет юридическую силу.

С.Р.: Есть некий нюанс. Суды, например, пишут, что вы составили договор без привлечения третьих лиц, вы не представили сведений о том, что он не расторгался, и так далее. Аргументы бредовые, видимо, суд намекает на то, что вы не составили договор за тысячу рублей в ближайшей ржавой "газели" ГИБДД, где за тысячу рублей вам печатают договор, заранее заложенный бланк, и ставят печать, что вы якобы продали машину через комиссионный магазин.

На самом деле закон этого не требует. Договор может быть составлен в простой письменной форме, самостоятельно сделать запись в ПТС, составляют акт приёма-передачи, и этих документов чисто юридически достаточно, чтобы считать, что право собственности перешло
Сергей Радько

То есть собственник другой. В судах мнения радикально противоположные. Есть судьи, которые этому безоговорочно верят и штрафы отменяют. Есть судьи, которые этому категорически не верят и пишут ту ересь, о которой я сказал. Что касается ГИБДД, там ситуация немного иная. Если новый собственник в конечном итоге машину на себя переоформит, то подавать жалобу в ГИБДД и указывать, что продали такому-то такому-то по такому-то договору. ГИБДД при рассмотрении смотрит в свою базу и видит, что договор, на который вы ссылаетесь, был представлен новым собственником при перерегистрации машины, и понимает, что этот договор не липовый, убеждается в его правомерности, и тогда эти штрафы отменяет. Но ведь новый собственник может кататься на этой машине, не меняя регистрационные данные, несколько месяцев. И штрафы придут вам, вам придётся это обжаловать. И обжаловать это можно только по месту совершения нарушения, будь то суд или ГИБДД.

П.Ш.: То есть если я, собственник, продал свой автомобиль, значит, я некоторое время нахожусь в зоне риска, что мне начнут приходить штрафы за нарушения вот этого человека? И я буду ходить по этим очередям, я буду взаимодействовать с Почтой России. Это какой-то ужас.

С. Р.: Здесь есть недоработка. Потому что когда система менялась по регистрации автомобилей, об этом никто не подумал, потому что, с одной стороны, регистрационный учёт в ГИБДД — это не регистрация права собственности, это просто регистрация автомобиля как источника повышенной опасности. Но при этом многие пребывают в заблуждении, что, пока не зарегистрировали изменения в ГИБДД, собственность не перешла. Это не так. Потому что право собственности на автомобиль переходит точно так же, как вы продаёте б/у телефон или шапку. Отдали деньги, рассчитались, договор можно даже в устной форме заключить на автомобиль. И закон этого не запрещает. Другое дело, что последствия всего этого весьма неприятны.

П.Ш.: А что сделать, чтобы избежать этой ситуации? Как правильно продавать автомобиль?

С.Р.: Самое оптимальное, что мне видится, это как раньше мы снимали машину перед продажей. Но сейчас можно делать регистрационные в любом отделении ГИБДД. Если вы машину продаёте в Москве москвичу, не обязательно человеку из региона, можно настоять на том, что вы будете с ним присутствовать при внесении изменений в регистрационный документ, в ГИБДД сейчас можно записать по Интернету. Соответственно, вы можете узнать тот день и час, в который это будет происходить. Вы приезжаете туда в этот день, перерегистрировался автомобиль за новым собственником, после этого вы расходитесь, будучи уверенным, что машина перерегистрирована, и новые штрафы вам не придут.

П.Ш.: Многие отдыхающие привезли с собой из южных регионов, особенно это касается Краснодарского края.

С.Р.: В Крым кто ездил.

П.Ш.: В Крыму там одна камера, и та не работает. В Краснодарском крае этих камер просто огромнейшее количество, и мои знакомые привезли оттуда около 10 штрафов. С многими из них они оказались не согласны и хотели их обжаловать. И в результате их обрадовали, что для того, чтобы обжаловать штраф с камер фотовидеофиксации, установленных в Краснодаре, им надо ездить в Краснодар. Это правда?

С.Р.: К сожалению, таков закон. По закону, если мы обжалуем постановление ГИБДД, мы его обжалуем либо в суде, либо у вышестоящего должностного лица. Поэтому если решение выносилось ЦАФАПом города Краснодара, то обжаловать нужно начальнику ЦАФАПа города Краснодара. Верховный суд разъяснил, что если мы обжалуем решение в суде, то это тоже нужно делать в суде по месту совершения этого нарушения, который эту территорию обслуживает. И здесь возникает проблема. Если мы направляем документы по почте — понятно. Здесь есть нарекания по работе камер, поэтому без личного присутствия шансов на успех нет. Жалобу отправлять по почте можно. Она дойдёт и до суда, и до ГИБДД. Но для того, чтобы донести до суда свою позицию более чётко и ясно, конечно, надо там присутствовать. Пока никакого варианта здесь нет. Есть вариант рассмотрения дела по месту жительства, если грозит лишение права управления, но это касается других нарушений, которые не фиксируются камерой. По ней выписывается лишь штраф в размере пяти тысяч рублей. А если вы желаете оспорить штраф, подать жалобу на него, надо, к сожалению, делать именно по месту нарушения. То есть начальнику ГИБДД либо в местный суд.

П.Ш.: Давайте совместим две ситуации. Я продал автомобиль человеку из, допустим, Новосибирска. Он уехал в Новосибирск и там паркуется как хочет, ездит как хочет, а все эти штрафы приходят ко мне в Москву. И для того, чтобы их отменить, мне нужно, каким-то образом связываться именно с местным ЦАФАПом, местной ГИБДД и им туда присылать копии договора купли-продажи.

С.Р.: Да. На постановлении, которое приходит, указано подразделение, указан адрес, поэтому не так сложно понять, куда подавать жалобу. То есть пишем жалобу на имя начальника ЦАФАП, прикладываем копии договоров. И если собственник новый перерегистрировал на себя автомобиль, то проблем не будет. Скорее всего, постановление такое отменят. Может, даже если вы направите эти документы в виде электронного письма. Но если он этого не сделал, то ни один начальник ГИБДД не отменит такое постановление, потому что он напишет вам ответ, что факт перехода права собственности не подтверждён, договор никем не заверен и так далее. Правда, есть вариант: вы можете пойти в свою ГИБДД и через 10 дней сделать такое регистрационное действие, как прекращение регистрации. Но прекращение регистрации — это не прекращение права собственности.

Поэтому пока вы не докажете, что вы сменили право собственности, все штрафы, которые были выписаны до прекращения регистрации, так и будут за вами числиться
Сергей Радько

Что будет со штрафами, которые будут после, я не знаю. Но думаю, что в этом случае новый собственник долго не покатается, потому что при прекращении регистрации номера и регистрационные документы объявляются в розыск. И он будет кататься ровно до того момента, пока его не поймает камера или же инспектор, который проверит по базе и увидит, что машина катается с утилизированными номерами. Тогда у него будут неприятности.

П.Ш.: А может, сразу утилизировать номера при продаже?

С.Р.: Об этом можно предупредить. Что, если вы не перерегистрируете сейчас через два дня, здесь, при мне, я прекращаю регистрацию и до Новосибирска вы не доедете, потому что любой пост ГИБДД, где стоит камера и проверяют по базе, скорее всего, обрадует вас этой новостью.

П.Ш.: И дальше эвакуатор?

С.Р.: Дальше эвакуатор, потому что у автомобиля нет регистрационных знаков и документов. Они будут изъяты как аннулированная спецпродукция, находящаяся в розыске. И дальше с этого поста покупатель, уже не очень счастливый, пойдёт пешком. А машина поедет на спецстоянку. Самое главное, чтобы её оттуда забрать, нужно устранить причину задержания, то есть предъявить регистрационные документы, знаки. А для того, чтобы их предъявить, нужно поставить в ГИБДД на регистрацию. Получается очень неприятная для него ситуация.

П.Ш.: Для меня, как бывшего владельца, это тоже неприятная ситуация, потому что здесь палка о двух концах.

С.Р.: Здесь нужно искать компромисс. Я думаю, самый оптимальный вариант, это после заключения договора купли-продажи вместе проследовать в ГИБДД и убедиться в том, что он произвёл перерегистрацию.

П.Ш.: Или прямо там заключить договор. А если этот человек приезжает со мной в ГИБДД, заключает договор купли-продажи, передаёт мне деньги, потом говорит, что всё, он поехал, срочные дела. Что делать?

С.Р.: Я бы в таком случае просто не отдал бы ему ключи. Пусть будут деньги у меня, ключи у него, либо наоборот: у меня ключи, у него ПТС. То есть можно договориться так, чтобы были заинтересованы в том, чтобы до момента перерегистрации не расставаться друг с другом.

О том, в каких случаях фотографий недостаточно для вынесения постановления

П.Ш.: Что можно сделать в принципе автовладельцу, чтобы как-то добиться справедливости, если региональная ГИБДД отказала в жалобе на штраф?

С.Р.: Решение ГИБДД по жалобе обжалуется только лишь в суде. Опять же по месту нарушения. Если региональная ГИБДД отказала в удовлетворении жалобы, то дальнейшее обжалование производится в федеральном суде общей юрисдикции там же, где было место нарушения. Но чтобы подать туда жалобу, необходимо сначала получить решение по вашей жалобе. Потому что срок для обжалования 10 дней. Соответственно, в суде спросят, где у вас решение? Или вы просрочили срок? Если вы обжаловали, и срок не нарушили, тогда предъявите решение о том, что вам отказали в удовлетворении жалобы. Поэтому без решения ГИБДД дальше идти невозможно. И по этой причине получается, что обжалование в ГИБДД крайне нецелесообразно, потому что это самое решение получить весьма затруднительно.

П.Ш.: А если я всё-таки добился, чтобы суд удалённо рассмотрел моё дело. Я могу там не присутствовать?

С.Р.: Можете не присутствовать. Но дело в том, что если речь идёт о проданном автомобиле, то судьи совершенно справедливо требуют предъявить оригиналы документов о том, что был заключён договор купли-продажи.

П.Ш.: То есть мне туда надо отправить письмом оригинал договора купли-продажи?

С Р.: Либо отправить оригинал с просьбой вернуть его обратно после рассмотрения. Либо ехать лично, чтобы его предъявить. Потому что копия документа является всего лишь копией. Она не более чем повод для принятия к рассмотрению. Строго по закону копия не заменяет собой оригинал. Суд обязан убедиться в тождестве копии и оригинала.

П.Ш.: Нотариальная копия не срабатывает?

С.Р.: Как вариант, можно попробовать. Но я бы не советовал, потому что у разных судей разные подходы. У меня были в практике случаи, когда судьи отменяли постановления просто по копии договора, который направлялся им по почте. А другие судьи отказывали, видя перед собой живой реальный договор. Что именно в голове у конкретного судьи, тем более в провинции, сказать очень тяжело.

П.Ш.: Другая ситуация. Я уверен, что не нарушал. Я выехал на обочину, остановился, потому что сломался или попить захотелось. Что угодно. Колесо пробило. И тут меня сфотографировала камера. Как мне доказать, что я там остановился по нужде, а не потому, что я хотел объехать пробку?

С.Р.: Если вы предъявите суду или ГИБДД документ о том, что была какая-то нужда, например, машина сломалась и вы вызывали эвакуатор или ремонтную службу на место этого нарушения, здесь это легко доказуемо. Если вы остановились, чтобы накачать колесо или покопаться в моторе и уехать, устранив неисправность, думаю, что если на снимке не будет видно, что вы занимаетесь именно ремонтом машины, а снимков делается несколько, и не всегда самые удачные попадают в постановление. Если видно, что вы ремонтируете автомобиль или меняете колесо, то ваши действия называются крайней необходимостью — состав правонарушения здесь отсутствует. В принципе, шанс на отмену есть. А если этот снимок будет сделан, когда вы только съезжаете на обочину или только двигаетесь с неё, видно, что машина вроде бы исправна и двигается, то в этом случае шансов на отмену практически нет. Потому что кроме ваших устных слов нет ничего. А устным словам у нас ни суди, ни ГИБДД почему-то пока не верят.

П.Ш.: Есть ли выход из этой ситуации? Потому что огромное количество людей используют обочину в соответствии с правилами дорожного движения.

С.Р.: Я понимаю, что на каждую остановку справку не возьмёшь, тем более что не всегда она может быть по разным причинам. Я не могу советов давать, но если бы камера не смогла номер по каким-то причинам сфотографировать, то этого можно избежать. Я не буду советов давать. Но как бы сделал я: я бы остановился на обочине и тут же номер чем-нибудь закрыл. Правда, когда я поеду, мне придётся его открыть. И в этот момент камера может сфотографировать. То есть это не панацея, можно стоять сколько угодно на обочине с закрытым номером, но перед ездой его придётся открыть. И в этот момент вас могут снять. Так что это тоже не стопроцентный вариант. Я не знаю алгоритм работы камеры, то ли она фотографирует каждую секунду, то ли каждую минуту. Это уже вопрос чисто технический.

П.Ш.: Камеры вообще должны формировать достаточную доказательную базу для того, чтобы можно было понять, что там происходило. Там несколько снимков, очевидно, этого недостаточно.

С.Р.: Я думаю, есть нарушения, которые сейчас стали расширяться. Возможно, именно поэтому стали появляться фотографии с движущейся по обочине тенью. Видимо, сначала камеры всегда были настроены лишь на скорость. Но скорость измеряется совершенно по иным принципам. Поэтому фотографии в постановлении с указанием скорости вполне достаточно. Но движение по обочине, выезд на встречную полосу или на выделенную полосу — это совсем иное физическое явление, которое должно быть доказано видеоснимком. Я думаю, у нас страна не самая бедная, мы можем позволить себе закупить те же сервера, где можно хранить пятисекундный ролик нарушения, чтобы в случае спора можно было его при необходимости требовать для просмотра в суде или ГИБДД.

Тогда будет видно, потому что само нарушение заключается именно в динамике движения автомобиля. Если фотография спорная, то видеоряд должен быть представлен — в противном случае, кроме личной убеждённости в своей правоте, у нас нет ничего
Сергей Радько

Мы не можем ничего представить. Нам отвечают, что камера сертифицирована, она установлена в соответствии с законом, она выпущена специальной организацией, уполномоченной на это, прошла проверку — вот вам документы. Соответственно, камера – это средство, которое работает объективно, а ваши слова направлены на избежание заслуженного наказания. Вот и всё.

Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×