Ассоциация малых беспилотников: Через 5 лет дроны лишат работы разносчиков пиццы
Глава организации Олег Понфиленок рассказал о будущем, в котором летающие беспилотники будут доставлять людям на дом продукты и лекарства.
АННА МИТНОВИЦКАЯ: Вы думаете, что это будущее, оно уже настолько близко, что это может быть через год, через два, через 10, когда?
ОЛЕГ ПОНФИЛЕНОК: Я думаю, два-три, пять лет, не более.
МИХАИЛ ШАХНАЗАРОВ: Хорошо, а люди будут лишаться работы реально, очень многие будут терять работу.
О.П.: Конечно.
А.М.: Вам не жалко их?
О.П.: Это правильно. Они же будут терять низкоквалифицированную работу.
Полную версию программы "Вперёд" с Олегом Понфиленком слушайте в аудиозаписи.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Олег Понфиленок, основатель "Коптер экспресс", президент Ассоциации малых беспилотников здесь у нас в студии вместе со своим маленьким жужжащим дружком. А он вообще-то не маленький. Это огромная бандура, причём настолько большая, что мы его с трудом смогли уместить даже на нашем столе. А зачем он такой огромный-то?
О. ПОНФИЛЕНОК: Он не такой уж большой, на самом деле. Он примерно 60 сантиметров. Он именно такой, чтобы перемещать груз весом до одного килограмма, на него даже можно установить коробку с пиццей, и он будет её везти на расстояние три километра.
А.М.: Три километра, один килограмм. Один килограмм — это, например, пицца, да?
М. ШАХНАЗАРОВ: Какая скорость?
О.П.: Да, это пицца, бутылочка воды, например, полкилограмма он будет доставлять и на пять километров и вернётся назад на одном заряде. Идея в том, что они летают очень дёшево, на полном автомате, стоимость такой доставки, может быть, 30—50 рублей, не больше. Модель такого потребления продуктов с помощью таких дронов автоматических меняется.
Захотели попить воды — принёс воду, захотели скушать суп — принёс суп.
А.М.: А как его в магазин-то одного отправлять?
О.П.: В этом и заключается наше видение, когда мы говорим о том, что он полностью автономный, сейчас автономно летает на улице, но мы ведём разработку, чтобы он мог не только на улице летать, но мог залетать в помещения, через окно или дверь.
А.М.: Это широкое должно быть окно, если вот этот 60 сантиметров, и мне он кажется очень громоздким.
О.П.: Да, в дверь он сейчас проходит любую, в окно, к сожалению, не любое. Мы думаем над тем, чтобы сделать его более компактным. В будущем, я уверен, это будет нормой, когда дрон сможет прилететь в магазин, в него там положат необходимый товар и пошлют его, он сам вылетит из магазина и прилетит к человеку домой.
На голову не упадёт: о надёжности дронов
М.Ш.: Допустим, такой вариант: летит этот дрон, переносит пиццу или ту же воду, вдруг форс-мажор, он сломался, он падает вниз, внизу люди, машины.
О.П.: Понятно. Тут есть всякие системы защиты отказоустойчивости. При такой схеме, при отказе двух любых пропеллеров, с ним ничего не будет, он не будет падать, он продолжит летать. Система управления тоже дублируется. Система питания тоже дублируется. Конечно, всё может упасть. В мире зафиксировано очень много случаев падения дронов.
М.Ш.: Много?
О.П.: Падений, да, конечно. Ни для кого не секрет, что дроны время от времени падают, но при этом нет ни одного случая, когда дрон упал бы кому-нибудь на голову или что-нибудь такое.
А.М.: Почему?
О.П.: По статистике, очень маленькая вероятность, если посчитать, это примерно 10-8 вероятность, что такое может произойти в случае падения. Конечно, решение такого глобального вопроса — это, конечно, надёжность отказоустойчивости, которая будет расти по мере их более активного использования. С другой стороны, это продумывание маршрутов таких, при которых дроны не летают над головой у людей. Это по двум причинам важно: с одной стороны, опасность, с другой стороны, уровень шума. Они всё-таки жужжат, чтобы людей не раздражать, лучше, чтобы они облетали немножко стороной все густые улицы, где очень много людей ходит, и парки.
А.М.: То есть, например, в Камергерский переулок пиццу заказать не получится с помощью дрона? Абсолютно пешеходная зона.
О.П.: Скажем так, в сам переулок, наверное, нет, но долететь до крыши дома или куда-то опуститься, в какой-нибудь перекрёсток — это вполне себе нормально.
М.Ш.: Во-первых, жалобы пойдут сразу. Я честно скажу, мне будет неприятно, если я иду по улице, гуляю с ребёнком или с женой, а у меня над головой пролетает дрон.
О.П.: Абсолютно правильно, да.
М.Ш.: Я вам скажу больше: найдутся люди, которые начнут их просто сбивать. Потому что честно, мне будет неприятно, если у меня над головой летает неуправляемая штука такая, которая в любой момент может дать сбой. Я не верю технике на 100%, ей невозможно доверять на 100%. Что-то случилось, форс-мажор, полетели все винты — бах, она мне на голову. Выжить шансов никаких, вы же сами понимаете, абсолютно.
О.П.: Нет, не согласен. Выжить шансы очень большие, потому что штука весом 2 килограмма с площадью где-то одна треть квадратного метра, она даёт небольшой удар.
М.Ш.: С какой высоты?
О.П.: С высоты 50 метров.
М.Ш.: Это смерть моментальная.
О.П.: Нет. Это всё очень зависит, куда попадёт.
М.Ш.: Два килограмма с высоты 50 метров. Я вам гарантию даю. Это всё.
О.П.: Как удар придётся. Это надо измерять и тестировать.
М.Ш.: Мы, конечно, придём к тому, что дроны станут полностью безопасными или система парашютирования будет в них встроена, или ещё что-то.
О.П.: Они могут быть просто мягкими, будут мягкие поверхности.
Пока только промоакции: о том, где уже используют дроны в России
М.Ш.: Нет, мы к этому придём со временем, но сейчас, допустим, мне эта конструкция кажется угрожающей. А используются в Москве дроны для нужд простых жителей, обывателей?
А.М.: Для доставки еды той же самой. Лекарств.
О.П.:
Это был в основном формат промоакций, когда мы задаём, есть точка, например, ресторан, который готовит еду, и есть какая-то точка на улице, в парке, на набережной Волги, на выставке, на конференциях у нас были такие проекты. От этой точки, от одной до второй, по букве "П" дрон летит. Поднимается вверх, летит прямо.
М.Ш.: Он запрограммирован?
О.П.: Да, в автоматическом режиме. И опускается на точку, куда он должен доставлять.
М.Ш.: А сколько зарядки его хватает? На пять километров, да?
О.П.: В зависимости от груза, да. 3—5 километров в одну сторону и назад. Если он в одну сторону полетит, то 10 километров.
М.Ш.: А сколько дрон стоит вот такой, как у вас сейчас?
О.П.: Такой в следующем году мы планируем продавать по цене меньше 100 тысяч рублей, наверное, мы выйдем на 1000 долларов. А дроны, которые возят 10 килограммов, их цена приближается к миллиону рублей. Они сильно больше.
А.М.: А зачем люди должны его купить?
О.П.: Я не говорю, что люди его будут покупать, их будут покупать, наверное, в первую очередь рестораны, различные магазины, которые будут доставлять с помощью них какие-то посылки. Есть модель использования, чтобы его купили люди. Во-первых, это различные предприниматели, c2c какая-то передача вещей, с другой стороны, мне кажется, будет очень в будущем востребована модель, когда у меня есть свой дрон, который я могу отправить в любой момент, в любой магазин, он может мне оттуда что-то принести.
С курьерами проблем не будет: о будущем дронов
А.М.: Вы думаете, что это будущее, оно уже настолько близко, что это может быть через год, через два, через 10, когда?
О.П.: Я думаю, два-три, пять лет, не более.
М.Ш.: Хорошо, а люди будут лишаться работы реально, очень многие будут терять работу.
О.П.: Конечно.
А.М.: Вам не жалко их?
О.П.: Это правильно. Они же будут терять низкоквалифицированную работу.
А.М.: Другой-то нет.
М.Ш.: Человек, допустим, занимается развозом пиццы, вы говорите, низкоквалифицированная работа, он потерял эту низкоквалифицированную работу. Он станет высококвалифицированным специалистом в другой области? Я сомневаюсь. Он останется без работы.
А.М.: Вы действительно готовы его принять на работу в качестве человека, который будет собирать вот этих товарищей?
О.П.: Нет, честно говоря, сам имею интернет-магазин, и с курьерами всегда очень много проблем.
М.Ш.: Нет, почему, я бы не сказал.
О.П.: Очень проблем много с курьерами, найти сейчас хорошего курьера в Москве тоже не так-то просто. Поэтому очень мало людей, уже сейчас не хотят идти на такую низкоквалифицированную работу, особенно в Москве. С другой стороны, с точки зрения экономики увеличится количество денег, поскольку дешёвая доставка будет драйвером для развития интернет-торговли. Соответственно, я считаю, конечно, будущее нашей планеты и нашего государства в безусловном доходе всех граждан.