Первым делом — самолёты. Почему иностранцы едут учиться лётному делу в Россию

Первым делом — самолёты. Почему иностранцы едут учиться лётному делу в Россию

Фото: ©РИА Новости

4056
Начальник Краснодарского высшего военного авиационного училища рассказал о требованиях к современным военным пилотам.

И. КОРОТЧЕНКО: Вы по-прежнему готовите лётные кадры для иностранных государств?

В. ЛЯХОВ: Да. Мы готовим лётчиков и инженерно-технический состав для 19 стран мира. Это пятый специальный факультет в нашем высшем военном учебном заведении. Я считаю, что это показатель признания эффективности системы подготовки лётчиков. Больше половины слушателей — иностранных военных специалистов — обучается по профессии военного лётчика. Проходят обучение они на учебно-авиационных базах станицы Кущёвской, специально предназначенной для этого. Выполняют полёты и обучаются в соответствии с заключёнными контрактно-договорными обязательствами.

 ***

И.К.: Ценят ли иностранные государства возможность получить именно в России лётную подготовку? Мы имеем соответствующий бренд и знак качества?

В.Л.: Я уверен, что да. Мы понимаем, что, став правопреемниками практически всех лётных вузов Советского Союза, мы обязаны сохранить и преумножить лучшую в мире систему подготовки лётчиков. На сегодняшний момент мы её адаптируем только с учётом развития новой техники и новых способов и приёмов ведения боевых действий. У нас всегда была лучшая система подготовки лётчиков в стране, поэтому иностранцы прибывают в нашу страну, в Краснодарское высшее военное авиационное училище по подготовке лётчиков.

Полную версию программы "Генштаб" с Виктором Ляховым читайте ниже и слушайте в аудиозаписи.

И. КОРОТЧЕНКО: Я приветствую всех, кто слушает программу "Генштаб". В студии Игорь Коротченко. Говорить мы будем о подготовке лётчиков для Вооружённых сил РФ и других силовых структур. Гость в студии — с удовольствием его представляю — полковник Виктор Павлович Ляхов, начальник Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени А.К. Серова. Виктор Павлович, здравствуйте!

В. ЛЯХОВ: Добрый вечер, Игорь Юрьевич. Добрый вечер, уважаемые радиослушатели.

И.К.: Давайте я задам вам первый вопрос. Какова роль и место училища, которым вы руководите — Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, — в системе подготовки лётных кадров для наших вооружённых сил?

В.Л.: Спасибо. Мне выпала огромная честь руководить вузом, который является единственным в нашей стране по подготовке лётчиков оперативно-тактической авиации, дальней авиации, военно-транспортной авиации и по подготовке морских лётчиков. Совсем недавно мы отметили 78 лет со дня образования нашего вуза. Это было 5 ноября этого года. За 78 лет более 27 тысяч специалистов подготовлено для 61 страны мира — наш вуз знают во всех уголках нашей земли, — из них более 15 тысяч — это лётчики. В настоящее время помимо лётного состава для Вооружённых сил России мы готовим лётчиков военно-транспортной авиации для федеральных органов исполнительной власти, таких как министерство внутренних дел и федеральная служба безопасности.

Говоря о нашем училище, хотел бы отметить, что за 78 лет училище вырастило 142 героя Советского Союза и Российской Федерации. Из них пять человек были удостоены этого звания дважды. Среди выпускников нашего училища, прославивших вуз, восемь космонавтов и 23 лётчика-испытателя. Среди людей, которых знают в нашей стране и во всём мире, — Алексей Петрович Маресьев, чью сотую годовщину со дня рождения мы отмечали в мае этого года; Анатолий Константинович Серов, знаменитый комбриг, лётчик-истребитель, участник боёв в Испании, чьё имя с 1939 года носит наше любимое училище; это Григорий Устинович Дольников, капитан Попков Виталий Иванович, знаменитый комэск Титаренко из фильма "В бой идут одни старики", Николай Михайлович Скоморохов, ныне здравствующий Виктор Васильевич Горбатко и так далее.

И.К.: Как структурно выглядит сегодня Краснодарское училище лётчиков, какие в его состав входят подразделения, авиабазы, полигоны?

В.Л.: В настоящий момент уникальность вуза заключается в том, что численность нашего вуза равна численности авиационного объединения. Вуз представлен пятью авиационными факультетами. Два из них дислоцируются на центральной базе в городе Краснодаре, три факультета — на базе бывших военных училищ: в Армавире — бывшее Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое готовило лётчиков для противовоздушной обороны; в Борисоглебске — на базе бывшего Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков, которое готовило лётчиков по профилю "ударная авиация", то есть фронтовая бомбардировочная и штурмовая авиация; и в городе Балашове — Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое готовило лётчиков для военно-транспортной авиации. Кроме того, в состав нашего училища входят девять учебных авиационных баз, начиная от Майкопа и заканчивая Мичуринском, 10 аэродромов, авиационный полигон первой категории с четырьмя мишенными полями и отдельный инженерный батальон.

И.К.: Ещё раз хочу уточнить. В настоящее время ваше училище единственное, которое готовит лётный состав для российских силовых структур, прежде всего вооружённых сил?

В.Л.: Да, это единственный вуз, который готовит лётчиков оперативно-тактической, дальней, военно-транспортной и морской авиации.

И.К.: То есть для всех без исключения родов авиации на все типы существующих и перспективных летательных аппаратов, которые состоят у нас в ВКС, лётчики проходят первоначальную лётную подготовку и готовятся именно на базе вашего военного вуза?

В.Л.: Да, на базе нашего вуза, за исключением подготовки вертолётчиков, которых готовят в филиале военно-учебного научного центра в городе Воронеже.

И.К.: Как у вас происходит развитие материально-технической учебной базы, какие специализированные классы, тренажёры помогают в процессе подготовки военных лётчиков?

В.Л.: В настоящее время учебно-материальная база постоянно совершенствуется. В училище развёрнута авиационно-тренажная база, представленная самолётами-тренажёрами Л-39, Л-410, Ан-26, Су-25, Ми-29, Су-27, Як-130. Всего их насчитывается более 50 единиц. На факультетах и кафедрах имеется более 116 специализированных классов. Кроме того, более 50 аудиторий предназначено для проведения групповых занятий, лекционных занятий, которые оборудованы современнейшими мультимедийными системами, компьютерами с хорошим программным обеспечением.

Особенно широко развита учебно-материальная база по специальным дисциплинам. Это на кафедрах конструкции и эксплуатации авиационной техники, авиационного и радиоэлектронного оборудования, тактики и практической аэродинамики и так далее. На центральной базе в Краснодаре развёрнут абонентский пункт единого информационного ресурса электронных учебников Министерства обороны, открыт доступ к президентской библиотеке имени первого президента Бориса Николаевича Ельцина. Через абонентский путь — Интернет — мы имеем возможность использовать ту библиотеку. В соответствии с решением министра обороны в настоящий момент все курсанты обеспечены устройствами внешней памяти — флеш-накопителями.

В 2017 году у каждого курсанта будет персональный ноутбук
В. Ляхов

И.К.: Какая авиационная техника состоит на вооружении в подразделениях училища, где проходит процесс обучения курсантов?

В.Л.: В настоящее время на вооружении учебных авиационных баз состоит авиационная техника, давно зарекомендовавшая себя и надёжная. Это самолёты Л-39, Л-410, Ан-26, Су-25, Ми-29, Су-27 и, естественно, современный учебно-боевой самолёт Як-130.

И.К.: Як-130 находятся в достаточном количестве, чтобы их могли использовать курсанты? Я просто поясню для наших радиослушателей: Як-130 — это универсальная летающая парта, которая позволяет в зависимости от типа того самолёта, на который готовится пилот, моделировать условия боевого применения и фактически имитировать процесс управления. В каком количестве у вас находятся эти машины?

В.Л.: В настоящее время существует план развития — план "20–20". В соответствии с планом развития уже две базы у нас перевооружены. Самолёты Як-130 начали поступать к нам в 2011 году. Первая была учебно-авиационная база, дислоцирующаяся в городе Борисоглебске. За пять лет на данный тип перевооружились и переучились две авиационные базы: учебно-авиационная база в Борисоглебске и учебно-авиационная база в Армавире. Главной особенностью Як-130 является то, что по конструкции, лётно-техническим характеристикам эта машина стоит в одном ряду с новейшими образцами авиационной техники, состоящей на вооружении наших ВКС, но при этом позволяет обучать курсантов, она достаточно проста, эргономична и безопасна.

И.К.: Какое количество лет учатся военные лётчики сегодня?

В.Л.: На сегодняшний момент существует федеральный государственный образовательный стандарт, в котором предусмотрено обучение в нашем высшем учебном заведении в течение пяти лет.

И.К.: Пять лет на получение и высшего, и лётного образования одновременно?

В.Л.: Да, совершенно верно. Наш выпускник получает диплом о высшем образовании, специальность у него — "лётчик-инженер по лётной эксплуатации авиационных комплексов".

И.К.: Получается — я ещё раз подчеркну, — что помимо специальности лётчика как таковой полное высшее образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами?

В.Л.: Так точно, да.

От простого к сложному 

И.К.: Виктор Павлович, лётчиков каких специальностей вы готовите в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков?

В.Л.: Основное предназначение Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова, как я уже говорил, — это подготовка квалифицированных лётных кадров для авиации, Вооружённых Сил РФ. Основной наш заказчик — ВКС. Мы готовим лётчиков по всем имеющимся на сегодняшний день специализациям: оперативно-тактическая, дальняя, военно-транспортная и авиация Военно-морского флота.

И.К.: Как построен процесс обучения? Давайте для начала я задам такой вопрос: каков конкурс? Как производится отбор абитуриентов, как проходит процесс сдачи вступительных экзаменов и дальше процесс обучения?

В.Л.: Что касается организации учебного процесса — учебный процесс построен по принципу от простого к сложному. На первом, втором курсах училища преподаются общеобразовательные дисциплины, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом, и дисциплины общей военной подготовки. Это первый, второй, третий и четвёртый семестры. Начиная с третьего года обучения, то есть с пятого семестра, курсанты приходят на изучение специальных дисциплин, необходимых для освоения учебного самолёта. В это же время они проходят подготовку на учебных тренажёрах, которые размещены на центральной базе и на внешних факультетах, выполняют налёт не меньше 10 часов. После того как курсанты закончили обучение в шестом семестре, они убывают на лётную практику в учебно-авиационные базы училища, где под руководством лётного инструкторского состава начинаются первые шаги по освоению профессии военного лётчика.

На третьем курсе установлены нормы налёта 80 часов в соответствии с решением главнокомандующего ВКС. Отмечу, что в этом году мы успешно справились с этой задачей, и курсанты третьего курса впервые налетали такое количество часов.

И.К.: А про конкурс? Как стать лётчиком, условно говоря?

В.Л.: Что касается поступления в высшее учебное заведение, то на сегодняшний момент, для того чтобы стать военным лётчиком, необходимо иметь среднее образование, возраст от 16 до 22 лет. Если вы являетесь военнослужащим срочной службы, то возраст должен быть не старше 24 лет, если по контракту, то предельный возраст 27 лет. Возраст считается на 1 августа года поступления. Что касается подготовки к поступлению в наше училище — родителям необходимо детей готовить.

При поступлении в наш вуз абитуриенты должны иметь результаты ЕГЭ по физике, математике, русскому языку
В. Ляхов

Естественно, установлены минимальные пороговые значения. По математике — не менее 27 баллов, по русскому языку и физике — не менее 36 баллов. После прибытия к нам для отбора — а отбор начинается у нас с 1 июля каждого года поступления и продолжается в течение июля месяца, до 31 июля, абитуриентам проводится профессионально-психологический отбор — определяется наличие профессионально-важных качеств у каждого абитуриента по определённым методикам, разработанным и утверждённым министерством обороны. После прохождения профессионально-психологического отбора абитуриент оценивается по состоянию здоровья — проходит врачебно-лётную комиссию.

И.К.: Это, наверное, один из главных критериев?

В.Л.: Да, один из главных критериев. Но у нас и профессионально-психологический отбор — достаточно серьёзный этап и, естественно, военно-врачебная комиссия — тоже достаточно серьёзный этап для каждого абитуриента. После того как он пройдёт врачебно-лётную комиссию, абитуриент допускается до сдачи физической подготовки. Я хочу сказать, что в настоящий момент достаточно большое количество абитуриентов не проходят именно по состоянию здоровья. Есть абитуриенты, которые недостаточно внимания уделяют своей физической подготовленности.

И.К.: Дальше процесс обучения. Вы уже его отметили: курсанты учатся в течение пяти лет, завершается всё это сдачей государственных экзаменов с присвоением первичного офицерского воинского звания "лейтенант".

В.Л.: Да, лейтенант. После того как присвоено офицерское звание "лейтенант", они убывают в части в соответствии с приказом министра обороны, где проходят службу на лётных должностях.

И.К.: Всё же учатся вначале, а потом специализация. Как определяется, кто идёт на дальнюю авиацию, на Ту-160, 95МС, кто идёт в строевые полки истребительной авиации, в военно-транспортную авиацию? От чего зависит процесс определения кто куда?

В.Л.: Распределение по родам авиации — это достаточно сложный процесс. Естественно, с момента поступления в наше высшее военное учебное заведение психологическое сопровождение курсантов осуществляется группой профессионально-психологического отбора на протяжении всего периода обучения. Мнение психолога о чертах характера каждого курсанта, о его склонностях, поведении, мотивации для нас является одним из основных показателей. Кроме того, желание самого курсанта и решение учёного совета. В соответствии с требованиями приказа министра обороны РФ № 670 распределение происходит по этим трём составляющим.

И.К.: Ожидаете ли вы поступления нового самолёта первоначального лётного обучения Як-130?

В.Л.: Да. Мы ждём этот самолёт. В настоящий момент руководство ВКС и Министерства обороны делает всё для того, чтобы он поступил на учебно-авиационные базы. Это самолёт российского производства. Вы уже неоднократно о нём рассказывали. Мы ждём, он должен прийти на смену нашему самолёту Л-39.

И.К.: Какими базовыми навыками обладает лётчик-выпускник вашего училища?

В.Л.: Знания, умения и навыки, которыми должен обладать лётчик-выпускник Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков заложены в квалификационных требованиях выпускников вуза. Это целый перечень компетенций специалистов-профессионалов. Всё же к навыкам, отличающим выпускника-лётчика от других, следует отнести прежде всего способность изучить и эксплуатировать во всём диапазоне возможности всех современных боевых авиационных комплексов. Второй особенностью является способность и устойчивость к выполнению сложных полётных заданий, зачастую в экстремальных условиях, при наличии перегрузки, а также к действиям лётчика во внештатных ситуациях.

И.К.: Планы по набору на 2017 год каковы?

В.Л.: У нас ежегодный набор курсантов в училище планируется на основании наборной директивы. Планирует его в том числе и заказчик, ВКС, на основании потребности в лётных кадрах. Последние годы численность поступающих в наш вуз составляет более 500 человек.

И.К.: Это ежегодно вы набираете 500 человек?

В.Л.: 500—600 курсантов.

И.К.: Это только граждан России для наших вооружённых сил?

В.Л.: Да. Предполагаем, что такая тенденция сохранится и в 2017 году. Всех мальчишек, которые мечтают о профессии военного лётчика, которые любят свою страну, приглашаем принять участие в конкурсном отборе будущим летом, в 2017 году.

И.К.: Вообще 500—600 человек — достаточно серьёзная цифра. Вы всех, соответственно, размещаете, учебно-материальная база готова и всем обеспечивается необходимым такое количество людей?

В.Л.: Я вам уже докладывал, учебно-материальная база в последние годы развивается достаточно серьёзно, учебных аудиторий достаточно, жилищно-казарменный фонд позволяет всех разместить в достаточно комфортных условиях.

У нас, как правило, первый курс проживает в казармах, второй и третий курсы — в курсантских общежитиях
В. Ляхов

Это достаточно комфортабельные условия для проживания, причём — я подчёркиваю — абсолютно бесплатные. И казармы, и курсантские общежития оборудованы начиная от моющих пылесосов и заканчивая стиральными машинами и бесплатным порошком, душевыми комнатами, комнатами для чаепития, чайными комнатами, комнатами досуга, хорошими телевизорами, аквариумами для психологической реабилитации курсантов, поэтому все условия для комфортного обучения у нас в вузе есть.

Если говорить о питании наших курсантов, то можно сказать, что питание в нашем вузе осуществляется по принципу шведского стола, на выбор не менее двух-трёх блюд— и первое, и второе. Питание отменное. На сегодняшний момент проблем никаких нет. Что касается физической нагрузки, в нашем вузе серьёзное внимание уделяется физической подготовке, поэтому требования достаточно высокие в процессе повседневной деятельности.

И.К.: Виктор Павлович, расскажите о профессорско-преподавательском составе училища, потому что готовить сегодня пилотов для современных ВКС — большая ответственность и, самое главное, достаточно интеллектуально сложная задача. Кто готовит по специальностям, каков ваш научный интеллектуальный потенциал?

В.Л.: Мы гордимся профессорско-преподавательским составом нашего вуза. Численность насчитывает более 300 человек. Более 200 человек имеют учёные степени и учёные звания. Кроме того, хотел бы отметить, что в процессе и обучения, и воспитания участвуют опытнейшие лётчики-инструкторы учебных авиационных баз. Я говорил, что ежедневно психологическое сопровождение осуществляется мощным коллективом психологов. Это опытные инструкторы на тренажёрах, которые выполняют полёты с нашими курсантами, офицеры-воспитатели, так называемые офицеры курсового звена, начальники курсов, офицеры-кураторы, которые закреплены за каждым классным отделением, потому что мы понимаем: помимо хороших знаний для освоения профессии военного лётчика, нужно сформировать личность будущего защитника, лётчика.

И.К.: С учётом современного набора в ваш вуз покрывается ли потребность ВКС в военных лётчиках?

В.Л.: Да, набор осуществляется, чтобы покрыть потребность в лётном составе частей ВКС.

И.К.: Тот потенциал, который получают ваши выпускники, позволяет ли осваивать перспективные виды авиационной техники, которые только предстоят к поставке и сегодня только проходят испытания, в частности, истребитель пятого поколения и другие достаточно сложные образцы авиационной техники, которые идут уже поколения "4++"?

В.Л.: Я вам говорил уже, что на сегодняшний момент хорошие знания преподают в нашем учебном заведении, плюс установлены нормы налёта, а это не менее 200 часов, которые имеет на выходе из вуза каждый выпускник, на самолётах первоначальной военной подготовки, на учебно-боевых самолётах. Всё это позволяет им по прибытии в части после переучивания на новые боевые авиационные комплексы приступать к практическому выполнению полётов в строевых частях.

Военный лётчик как образ жизни

И.К.: Как решается квартирный вопрос для постоянного состава училища?

В.Л.: На сегодняшний момент социальная защищённость военнослужащих, и военнослужащих Краснодарского высшего военного авиационного училища, лётчиков, находится на достаточно высоком уровне.

За последние годы у меня нет ни одного военнослужащего, который бы не имел служебное жильё
В. Ляхов

Все военнослужащие обеспечены служебным жильём. Кроме того, на учебных авиационных базах в Борисоглебске и в Котельникове продолжает строиться служебное жильё для лётного состава, инженерно-технического состава, специалистов тыла, штаба, поэтому социальная защищённость военнослужащих в этом вопросе полностью решена.

И.К.: Вы упомянули, что достаточно хорошо организовано питание, но это, что называется, реактивная норма.

В.Л.: Питание лётного состава и курсантов находится на очень высоком уровне. Как у меня шутят доктора, проблем с питанием нет, нужно не допустить проблему с лишним весом.

И.К.: Физическая подготовка тоже входит в элемент того, чтобы лишний вес регулировался?

В.Л.: Да. Всем курсантам и лётчикам мы говорим, что профессия военного лётчика — это образ жизни, как у спортсмена. Если ты хочешь всё время быть в прекрасной форме, заботишься о своём лётном долголетии, чтобы профессию, которую ты получил, как можно дольше в ней находиться, нужно постоянно развиваться не только теоретически, но и совершенствовать свою физическую подготовку.

И.К.: Курение исключено?

В.Л.: На территории вуза — да. Есть единичные случаи, если говорить откровенно. Абсолютно некурящих людей в лётном вузе нет, но мы с этим боремся.

И.К.: Планируются ли какие-то изменения в программе подготовки лётчиков-штурманов в ближайшее время?

В.Л.: Программа подготовки лётчиков-штурмовиков проводится в соответствии с курсами учебно-лётной подготовки. Они разработаны, приняты и утверждены в 2014 году. Это программы, которые позволяют в полном объёме совершенствовать и прививать умения и навыки, необходимые для того, чтобы выполнять задачи в соответствии с предназначением. Думаю, что в ближайшие пять лет курсы учебной лётной подготовки мы менять не будем.

И.К.: Какие ещё учебные базы кроме Борисоглебска и в самом Армавире будут перевооружаться на новые типы самолётов?

В.Л.: Необходимо сказать, что как бы ни были хороши наши учебные самолёты Л-39, Л-410, их срок уже достаточно серьёзен. Мы эксплуатируем самолёт Л-39 с 80-х годов, поэтому планируем последовательно перевооружать все учебные части на новую технику: самолёты Як-152 и Як-130. План перевооружения существует, он заложен в развитие вуза до 2020 года. На смену самолётам для первоначального обучения Л-39 и Л-410 придут новые перспективные учебные самолёты.

Обучение на экспорт

И.К.: Вы по-прежнему готовите лётные кадры для иностранных государств?

В.Л.: Да.

Мы готовим лётчиков и инженерно-технический состав для 19 стран мира
В. Ляхов

Это пятый специальный факультет в нашем высшем военном учебном заведении. Я считаю, что это показатель признания эффективности системы подготовки лётчиков. Больше половины слушателей — иностранных военных специалистов — обучается на профессии военного лётчика. Проходят обучение они на учебно-авиационных базах станицы Кущёвской, специально предназначенной для этого. Выполняют полёты и обучаются в соответствии с заключёнными контрактно-договорными обязательствами.

И.К.: Среди иностранцев у вас есть и знаменитые выпускники, которые сбивали во вьетнамской войне американский Б-52?

В.Л.: Да. Фам Туан относится к знаменитому нашему выпускнику.

И.К.: В последующем он стал первым вьетнамским космонавтом, если я не ошибаюсь.

В.Л.: Да.

И.К.: Ценят ли иностранные государства возможность получить именно в России лётную подготовку? Мы имеем соответствующий бренд и знак качества?

В.Л.: Я уверен, что да. Мы понимаем, что, став правопреемниками практически всех лётных вузов Советского Союза, мы обязаны сохранить и преумножить лучшую в мире систему подготовки лётчиков. На сегодняшний момент мы её адаптируем только с учётом развития новой техники и новых способов и приёмов ведения боевых действий. У нас всегда была лучшая система подготовки лётчиков в стране, поэтому иностранцы прибывают в нашу страну в Краснодарское высшее военное авиационное училище по подготовке лётчиков.

И.К.: Какими качествами должен обладать современный военный пилот? Всё-таки есть же базовый набор критериев, чисто психологических, может быть, или бойцовских качеств?

В.Л.: Конечно, в лётный вуз идут не только потому, что на сегодняшний момент там хороший социальный статус у лётчиков. Прежде всего в лётный вуз идут фанаты — люди, которые любят свою страну, хотят летать и посвятить свою жизнь самой, на мой взгляд, романтичной профессии — профессии военного лётчика.

К основным качествам, которыми должен обладать человек, который решился связать свою жизнь с профессией военного лётчика... Это профессионально важные качества, их наличие, серьёзный уровень физической подготовки и состояния здоровья.

И.К.: Лётное долголетие. Реально, в каком возрасте ещё летают военные пилоты и успешно выполняют боевые задания?

В.Л.: Всё зависит от образа жизни. Я считаю, что всё зависит от самого человека. Я летаю. На сегодняшний момент должность начальника вуза — лётная. Мне 51 год. Летаю на трёх типах авиационной техники. Конечно же, приходится отказаться от всех вредных привычек, нужно поддерживать себя в хорошей физической форме независимо от того, хочется тебе или не хочется.

Надо понимать, что лётное долголетие — это неотъемлемая часть твоей профессии
В. Ляхов

И.К.: Традиции имеют значение? У нас же были знаменитые лётчики-истребители, пилоты. Мы помним знаменитые авиационные фильмы, музыку и песни из которых сегодня помнят буквально все. "Сталинские соколы" — эту вещь тоже прекрасно помним. Роль традиций в авиации.

В.Л.: Я уже говорил, что личный состав училища, руководство прекрасно понимают, что мы стали правопреемниками традиций, присущих лётным вузам Советского Союза. Хочу сказать, что моральный климат среди лётного состава, как правило, всегда находится на достаточно высоком уровне. Формированию этого морального климата, формированию личности у нас в вузе уделяется очень серьёзное внимание. Конечно же, мы формируем на лучших традициях, которые заложены нашими прославленными лётчиками: Александром Ивановичем Покрышкиным, Кожедубом, Маресьевым, Дольниковым, Попковым. В плане выходного дня мы рассказываем, на встречах с ветеранами, прославленными участниками Великой Отечественной войны, какими моральными качествами должен обладать современный лётчик. Это играет свою положительную роль.

И.К.: Вы упомянули о высоком уровне социальной защищённости военнослужащих. Лейтенант, пришедший в строевую часть, — каков уровень его денежного довольствия в месяц?

В.Л.: Лейтенант, который пришёл после окончания высшего учебного заведения, получает порядка 53—55 тысяч рублей в месяц. В среднем лётчик, который имеет воинское звание "капитан", который имеет первый класс, находится на должности командира авиационного звена, в среднем получает от 80 до 90 тысяч. Что касается социальной защищённости военнослужащих, денежного довольствия лётного состава — в военно-воздушных силах я прослужил уже 34 года и с уверенностью могу сказать, что никогда лётчики не были так обеспечены в плане выплаты денежного довольствия, как сейчас. Сейчас у лётчика есть все условия, чтобы быть независимым, чтобы полностью себя посвятить своей профессионально-должностной подготовке и не заботиться о том, как кормить семью, чем платить за квартиру.

И.К.: Кожаные куртки остались в предметах лётной экипировки?

В.Л.: Да. Это одна из традиций. Кожаные куртки, шевретовые куртки — всё это есть.

И.К.: Хорошо. Ваша полигонная сеть. Не секрет, что в процессе обучения курсантов осуществляется и бомбометание, использование ракетного оружия по целям.

В.Л.: На сегодняшний момент полигон первой категории у нас есть в составе училища, расположен в Воронежской области и включает четыре мишенных поля. Основное предназначение этого полигона заключается в том, чтобы и курсанты, и лётный состав отработали практическое бомбометание, практические пуски управляемых и неуправляемых ракет, кроме того, выполнили тактическое бомбометание — фотобомбометание и фотострельбу из систем вооружения, которое имеется на самолётах. Эти полигоны используются и воздушными армиями, на территории которых расположены мишенные поля. Хочу сказать, что наш авиационный полигон имеет не просто первую категорию, он оборудован по последнему слову техники информационными системами сбора, анализа, обобщения и контроля за результатами боевых применений, что позволяет очень объективно оценивать практические применения и лётным, и курсантским составом, тем самым делать соответствующие выводы, делать всё, чтобы результаты были лучше, а уровень профессиональной подготовки по элементам боевого применения — выше.

И.К.: Как выглядит дальше карьера молодого лейтенанта, который пришёл в лётную часть? Чего он может добиться, закончив училище, чего достичь? От чего зависят дальнейшие возможные перспективы?

В.Л.: Молодой лейтенант, придя в строевую часть, должен чётко понимать, что профессия военного лётчика достаточно сложная и в ней нужно постоянно трудиться, работать над собой. Нужно постоянно поддерживать соответствующий уровень знаний, постоянно стремиться его совершенствовать, преумножать, развивать. Кроме того, нужно постоянно совершенствовать своё лётное мастерство, получать третий класс последовательно, затем второй, первый, нужно становиться командиром авиационного звена, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, а дальше поступать в Военно-учебный научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Жуковского и Гагарина, который расположен в Воронеже, и дальше расти по служебной лестнице.

И.К.: Будет ли совершенствоваться программа подготовки лётных кадров в связи с планируемыми поставками перспективных авиационных комплексов фронтовой, дальней авиации? Сейчас известно, что заложены новые типажи авиационной техники. Это будет техника нового поколения? Какие-то корректировки, совершенствование программ планируется?

В.Л.: На сегодняшний момент программа подготовки лётных кадров совершенствуется путём изучения боевого опыта применения частей и подразделений военно-воздушных космических сил в локальных конфликтах. Она совершенствуется в зависимости от развития боевых авиационных комплексов и сводится к переучиванию профессорско-преподавательского состава на новые боевые комплексы в учебных центрах ВКС, а также усилению практической направленности обучения.

И.К.: Где старшеклассники могут познакомиться с информацией о том, что необходимо для поступления в ваше училище?

В.Л.: Информация для абитуриентов представлена на официальном сайте Министерства обороны РФ. Кроме того, у нас есть сайт Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, где каждый желающий найдёт всю исчерпывающую информацию о нашем вузе. На нашем сайте можно задать любой интересующий вопрос руководителю вуза и получить ответ. Кроме того, исчерпывающая информация представлена в военных комиссариатах субъектов РФ.

И.К.: Наверное, самой лучшей визитной карточкой, рекламной акцией, которая популяризирует профессию военного лётчика, — это успешные действия наших ВКС в Сирии. Кроме того, наши пилотажные группы, которые проводят различного рода демонстрационные выступления в разных уголках нашей страны, очевидно, также работают на имидж. Повышается ли сегодня конкурс в связи с тем, что профессия военного лётчика не просто востребована, она на слуху и пользуется любовью и уважением, как это всегда было? Русский народ, наша страна всегда с появлением первых военных пилотов их любила, профессия военного лётчика всегда была окутана ореолом престижа. Ожидаете ли вы сегодня повышения количества абитуриентов и увеличение конкурса?

В этом году у нас конкурс был практически четыре человека на место
В. Ляхов

Конечно же, этому способствовала серьёзная агитационная работа, которую мы проводим под руководством главнокомандующего ВКС: агитационные перелёты по регионам нашей страны, огромная военно-патриотическая работа, которую мы проводим в субъектах РФ. Мы посещаем среднеобразовательные школы, президентские кадетские училища, суворовские военные училища. Очень серьёзную работу проводим по военно-патриотической акции "Служба по контракту — твой выбор" с участием пилотажных групп, где демонстрируется не только прекраснейшая техника пилотирования лётчиков ВКС, но и потрясающие возможности авиационных комплексов. Всё это способствует имиджу ВКС, поднятию их престижа и повышению конкурса в наш единственный вуз в стране.

И.К.: Главнокомандующий ВКС генерал-полковник Бондарев часто бывает в училище, держит ли он на контроле ход подготовки будущего наших ВКС?

В.Л.: Главнокомандующий ВКС тоже в своё время начинал свою деятельность лётчиком-инструктором в Барнаульском высшем военном авиационном училище лётчиков. Все тонкости и нюансы работы в вузе знает досконально. Кроме того, вуз подчиняется непосредственно главнокомандующему ВКС.

И.К.: Напрямую главкому ВКС?

В.Л.: Да. Он очень большое внимание уделяет развитию нашего вуза, часто бывает, встречается и с руководством вуза, и с курсантами, проводит большую работу вместе с руководством вуза, чтобы вуз был лучшим вузом Министерства обороны, чтобы обучаться в нём было престижно, а ветераны ВКС, ВВС гордились нашим лётным училищем.

И.К.: В завершение нашего эфира хочу спросить: ситуация сейчас непростая в мире в целом, каков морально-психологический настрой офицеров и курсантов, которые в будущем будут офицерами?

В.Л.: Мы готовы выполнить все задачи, которые перед нами ставит руководство Министерства обороны, ВКС. Настрой положительный. Мы понимаем, что нашим вооружённым силам нужны высокопрофессиональные лётчики, и всё сделаем для того, чтобы оправдать доверие и министра обороны и главнокомандующего ВКС. Лётчики-выпускники нашего вуза не подведут.

И.К.: Это был полковник Виктор Павлович Ляхов, начальник Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени А.К. Серова. Спасибо за этот честный, прямой и откровенный разговор. Всего доброго.

 

 

 

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×