Борьба с хамами или пополнение казны? Эксперты — о законе об опасном вождении

Борьба с хамами или пополнение казны? Эксперты — о законе об опасном вождении

Фото:  © РИА Новости/Евгений Биятов

1801
25 ноября российское правительство внесло в Госдуму законопроект о штрафах за опасное вождение. Если документ будет принят, в Кодексе об административных правонарушениях появится новая статья, согласно которой лихачам будет грозить штраф в размере пяти тысяч рублей.

Е. АРТАМОНОВА: К нам сейчас подключаются эксперты. Константин Сдобнов, секретарь Общественного совета при Росавтодоре. Константин, здравствуйте! В другом углу ринга, можно так сказать, Марат Аманлиев, адвокат. Здравствуйте! Давайте начнём с Константина. Константин выступает за этот законопроект. Сформулируйте, пожалуйста, почему он нам нужен и насколько он сейчас проработан, потому что у многих претензии именно к формулировкам, к тому, что он проработан ещё недостаточно хорошо.

К. СДОБНОВ: Начнём с того, что изменения в ПДД были внесены ещё несколько месяцев назад — 30 мая 2016 года, 7 июня они вступили в силу. Единственное, что не было введено наказание за опасное вождение, которое сейчас, собственно, и вносится путём внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Это вполне понятная последовательная мера, то есть, если есть преступление, должно быть и наказание. Что касается самих формулировок, они все до этого были написаны в ПДД. Все они там есть по отдельности, но теперь, если водитель совершает их последовательно, что приводит к ДТП, либо создаёт опасность ДТП, либо одно из них совершает несколько раз, это уже попадает под категорию опасного вождения.

Ничего нового в ПДД не появилось: все эти нарушения уже там были, просто их последовательность обозначена как опасное вождение, если она многократно повторяется водителем.
Константин Сдобнов

 

И действительно, на мой взгляд, это очень важно и нужно, потому что все мы видим происходящее на наших дорогах: хамов очень много, с хамами бороться нужно. И это, как мне кажется, может стать хорошим инструментом борьбы с хамами на дорогах.

Е.А.: Спасибо, это был Константин Сдобнов, секретарь Общественного совета при Росавтодоре. Прошу вас остаться на связи. А сейчас слово передаю Марату Аманлиеву, адвокату. Марат, вы ранее, в 2016 году, в июле, подавали иск в Верховный суд с требованием признать частично недействующими и нарушающими права граждан формулировки "опасное вождение". Чем закончился этот иск?

М. АМАНЛИЕВ: Да, это было именно так. Закончилось всё тем, что нас в Верховном суде не стали слушать, хотя мы говорили объективно правильные вещи. Понимаете, мы же не против того, что ввели ответственность за автохулиганство, за автохамство, таких хамов много. Если посмотреть, то это в основном люди, которые недавно сели за руль, молодые люди. Если посмотреть на эти случаи с "гелендвагеном", "ламборджини", с "поршами". Это всё молодые ребята, которые ещё вчера сдавали на "лада-2110", а сегодня пересели за 900 лошадиных сил.

То, как сейчас прописана формулировка относительно вот этих боковых интервалов и повторяющихся действий, ни в какие ворота не лезет
Марат Аманлиев

То, что касается нескольких действий, то есть комбинаций — боковой интервал, ускорился, кого-то там поучил, перестроился, шашки — это всё понятно. Но если вы почитаете, как прописано про неоднократное совершение одного действия, то вы придёте к такому заключению, что вы в апреле можете один раз перестроиться, а потом ещё в июне — и это будет два, потому что нет никакой временной привязки относительно именно однородных нарушений. Это первое. Второе. Если уж мы говорим о нарушениях в области безопасности дорожного движения и автохамов, то нужно тогда говорить об объективных средствах контроля и фиксации правонарушений, это раз, и объективных средствах контроля за деятельностью самих инспекторов, потому что нет никаких инструментов, технологий, которые могли бы в автоматическом режиме зафиксировать такое автохулиганство и передать инспектору, то есть всё определяться будет исключительно на глаз. Если инспектор посчитает, что это попадает в категорию опасного вождения, то значит попадает, и вы в суде не докажете, что это не опасное вождение, потому что видео никакого нет.

Просто представьте ситуацию: у нас запрещено перестраиваться влево-вправо без надобности. Вот вам нужно повернуть через 500 метров направо. Вы из крайнего левого ряда уходите правее и ещё чуть правее, но не успеваете повернуть, потому что вас останавливает инспектор. Вот как вы будете доказывать, что вам надо было повернуть — вы же ещё не повернули? И всё, на этом моменте вас будут штрафовать. Поэтому это всё нужно переписывать, это нужно писать так, чтобы было понятно всем. Если это вызывает напряжение не у трёх, не у четырёх человек — это десятки тысяч людей, эксперты все говорят, что неправильная формулировка, то значит, надо задумываться.

Е.А.: Надо переписывать. Ваша позиция понятна. Константин, парируйте, пожалуйста. Вот Марат говорит, что технологий нет, что формулировки неточны.

К.С.: Формулировки очень долго обсуждались, в том числе с привлечением общественности и экспертов. И это та формулировка, которая сейчас существует в ПДД, которая была выстрадана. Самое важно на сегодняшний день, в чём я действительно могу согласиться с Маратом, — это то, что средств выявления подобных нарушений, конечно, нет. Но есть в пункте оговорка, что всё это может считаться опасным вождением, если была создана угроза гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, то есть если была угроза ДТП. Оценить, была ли угроза ДТП можно сегодня реально только после того, как ДТП совершилось. Если ДТП произошло, то выяснить, предшествовали ли ему такие действия, как опасное вождение, уже будет несложно. Этот пункт правил как раз и будет применяться как ужесточение наказания для тех, кто виноват в ДТП.

Мне кажется, это очень весомый аргумент для молодого и неопытного человека для того, чтобы лишний раз не лезть, не хамить на дороге, подумать, не зацепит ли он сейчас соседнюю машину, даже слегка, но при этом попадёт на штраф за опасное вождение дополнительно
Константин Сдобнов

Думаю, этот пункт будет применяться именно так, а уже дальше будем смотреть, как будут внедряться новые технологии, которые позволят не только после ДТП выявлять факты опасного вождения, но и до.

Е.А.: Так может быть, сейчас, пока ещё не приняли закон, взять и доработать формулировки, технологии, видеорегистраторы прописать в этом законе. Насколько я знаю, там их нет пока.

К.С.: Формулировка уже принята. Она уже принята постановлением правительства, она уже внесена в ПДД. Сейчас вносится только статься в Административный кодекс, которая определяет меру наказания, сумму штрафа. Сама формулировка долго обсуждалась и она уже принята постановлением правительства. Поэтому сейчас можно только посмотреть, как это будет работать. И уже потом на основании мониторинга, когда пройдёт хоть немного времени, мы посмотрим, кого штрафуют и как это происходит. Можно дальше предлагать, в том числе правительству, чтобы какие-то формулировки, может быть, исключить, изменить, дополнить.

Е.А.: Если резюмировать вашу речь. То сейчас этот закон нужно принимать, и уже потом дорабатывать и смотреть?

К.С.: Конечно, потому что это в любом случае уже сейчас будет влиять на действия некоторых водителей, которые, я надеюсь, всё-таки возьмутся за голову и будут аккуратнее вести себя на дорогах, не будут хамить.

Е.А.: Спасибо. Константин Сдобнов, секретарь Общественного совета при Росавтодоре. Теперь ещё несколько секунд Марату Аманлиеву, адвокату.

М.А.: Сейчас рано вводить ответственность. Понимаете, сейчас говорят, что пока нет технологий, всё очень сложно. А всё очень легко: наверное, не все слышали о системе 500. Человек превысил скорость, больше 60 километров в час, — сразу передаётся всё инспектору. Ведь придумали же, всё очень быстро и легко придумали. То, что касается самого размера наказания. Когда мы говорим о том, что это влияет на безопасность, а люди умирают на дорогах, и мы вводим штраф 5 тысяч рублей. У нас штраф за проституцию 2 тысячи, а за опасное вождение — 5.

Е.А.: Нужно поднимать штраф, да?

М.А.: Нужно вообще менять наказание.

Это сделано для пополнения казны. Если мы реально хотим повлиять на ситуацию, то нужно вводить такие меры, как лишение свободы на три месяца и конфискацию предмета административного нарушения — вот тогда люди задумаются
Марат Аманлиев

А если штраф 5 тысяч рублей — он отдал на месте и уехал. Всё, пополнилась казна, все довольны. Опасное вождение работает. Нужно ограничивать новичкам право доступа к особо мощным автомобилям. Я уже обращался с такой просьбой в правительство и МВД — ограничить доступ водителей. У которых нет стажа больше 2 лет — к автомобилям мощностью свыше 150 лошадиных сил. А они говорят: нет не надо. Просто опасное вождение введём.

Е.А.: Спасибо, поняли вас. К сожалению, времени больше нет. Нужно закон дорабатывать. Марат Аманлиев, адвокат.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!