Из школы в помощники Абрамовича. Что даёт обычным детям учёба в центре "Сириус"

Из школы в помощники Абрамовича. Что даёт обычным детям учёба в центре "Сириус"

Фото: © РИА Новости/Сергей Гунеев

1312
Руководитель "Сириуса" Елена Шмелёва рассказала в эфире Лайфа, как работает детский образовательный центр, об успехах которого упомянул президент России Владимир Путин, выступая перед членами Федерального собрания.

ЕЛЕНА ШМЕЛЁВА: Все корпорации практически сегодня идут уже на уровень школьников и даже в школы и системно с ними работают. Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в "Сириусе".

 

Д.НАДИНА: Сегодня весь день мы обсуждаем обращение Владимира Путина к Федеральному собранию. Львиная доля выступления была посвящена проблемам внутренним, про внешние только в конце президент вспомнил, когда говорил о сотрудничестве с другими странами, в частности с США. Ну а в целом поднимались вопросы, связанные с образованием, с медициной, в частности с телемедициной, с гражданским обществом.

Я бы хотела на образовании остановиться, потому что кроме прочего президент здесь говорил о том, что необходимо ликвидировать третью смену, создать комфортную среду для учащихся, открывать больше кружков и секций — это всё понятно, но в частности президент упомянул центр "Сириус" — образовательный центр для талантливых детей, который работает в Сочи. Он упомянул его и сказал, что нужно подумать о формировании центров подобных в других регионах страны. В общем, немножко поговорить об этом интересном месте хотелось бы с Еленой Шмелёвой, руководителем Образовательного центра "Сириус". Елена Владимировна, здравствуйте.

Е.ШМЕЛЁВА: Здравствуйте.

Д.Н.: У вас совершенно необыкновенный какой-то образовательный центр. С одной стороны, многие говорят, что это была идея, в принципе, Владимира Путина, и вот он был создан. С другой стороны, туда действительно привлечены какие-то безумные просто деньги, и богатейшие люди страны вкачивают туда и делятся частью своих ресурсов для того, чтобы центр существовал. Ну, уж, к сожалению, так получилось, что такой вот центр действительно один в стране. Какое финансирование у вашего центра, если говорить в год?

Е.Ш.: Может быть, вы сначала поймёте, в чём состоит центр? И как там всё устроено?

Д.Н.: Про это мы поговорим. Просто, понимаете, про деньги всегда всем интересно. Это же на самом деле какая-то очень внушительная сумма.

Е.Ш.:

Центр расположен на объектах сочинской Олимпиады. Объекты переданы под образовательные нужды
Елена Шмелёва

И это, наверное, совершенно уникальная ситуация. У нас бывший отель четыре звезды со своим выходом к морю в распоряжении детей. У них уникальные совершенно условия для занятия на льду. К нам приезжает очень много хоккеистов — 150 человек, фигуристов — 50 человек ежемесячно, к нам приезжают шахматисты, приезжают дети, которые занимаются балетом. И олимпийская инфраструктура построена была с большим запасом, и у нас есть совершенно уникальные классы — три класса для занятий балетом. У нас есть студии живописи. К нам приезжают музыканты, и у нас есть уникальные возможности для занятий у этих музыкантов.

И к нам приезжают дети, которые занимаются естественнонаучными, точными дисциплинами и себя проявили в них. Под них мы создали научный парк. Соответственно, достаточно уникальные лаборатории созданы, потому что в этих лабораториях школьники — самые одарённые школьники России — работают уже с будущими их партнёрами по развитию, я имею в виду вузы, предприятия, научные институты. В этом плане мы видим, что, конечно, у нас появилась инфраструктура, соответствующая вот этим новым программам, которые позволяют школьникам рано определиться, и причём школьнику, хорошо подготовленному в академическом плане, потому что такой принцип отбора в наш центр: туда приезжают дети, только победившие в олимпиадах всероссийских, те, которые готовятся к международным олимпиадам. И за полтора года работы на олимпийских объектах мы их усилили не только спортивными медалями, но и медалями по математике, по физике международными, самой высокой пробы, в шахматах. И наши дети уже, некоторые из них, приглашены в сборные по фигурному катанию и хоккею.

Поэтому этот центр действительно топовый и федерального уровня. Он находится в Краснодарском крае, принимает детей абсолютно из всех регионов. И проезд этих детей, обучение, которое длится 24 дня, и по профилю оно может занимать у нас до 100 академических часов — вот это всё для детей бесплатно. Поэтому, конечно, мы сегодня получаем для детей в том числе субсидию от трёх министерств: это министерства образования, спорта и культуры, но мы тратим значительные средства на содержание этих объектов.

Д.Н.: Я просто к тому, что, ну, вот президент говорит о том, что нужно создавать такие центры по всей стране, но объективно такой инфраструктуры как-то вот не сразу-то найдёшь, если говорить про масштабы всей страны — это во-первых. Во-вторых, опять-таки, попробуй уговори Абрамовича на 10 "Сириусов" денег дать или кого-то ещё. То есть чисто технически ведь это, наверное, действительно нереально просто организовать...

Е. Ш.: Ну, понимаете, для того чтобы работать с детьми, которые себя проявили, нужен педагог в первую очередь. Если глаза гореть не будут, то и соответственно программа бессмысленная в данном случае. Поэтому речь идёт, конечно же, о системной работе — системная работа, которая позволит объединить ресурсы, которые есть у регионов. На сегодняшний день у нас большое количество регионов. Мы сейчас стали работать в первую очередь с регионами — лидерами инвестиционного развития по итогам прошлого года, которые заинтересованы в кадрах, у которых развиваются кластеры и определённые тематики. И вот тех партнёров, которых вы сегодня упомянули, почти у каждой сегодня большой корпорации есть программы, связные с развитием образования, и это образование давно уже не ограничивается только студентами.

Все корпорации практически сегодня идут уже на уровень школьников и даже в школы и системно с ними работают
Елена Шмелёва

Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в "Сириусе".

Д.Н.: А как можно дать специализацию ребёнку за 24 дня?

Е.Ш.: Я имею в виду глобально. Мы говорим о партнёрах, мы говорили об их программах, которые они развивают. Да, каждая, наверное, корпорация может рассказать про свои профессии. И в этом тоже много смысла — включать в образовательные программы не только педагогов, но и учёных, как у нас в "Сириусе", потому что, знаете, одна из визитных карточек центра, когда приезжает ведущий учёный и рассказывает об открытиях. И если мы сегодня не расскажем школьникам о том, как будут развиваться технологии, они не смогут сделать выбор даже в рамках предметов. А это очень важно, потому что подготовка высококвалифицированных специалистов начинается рано, так же как и спортсменов. Мы видим, что у нас на площадки приезжают дети от 10 до 17 лет. И фактически подготовка к сборной начинается за шесть-семь лет до её поступления.

Д.Н.: Как отбирают всех этих детей? Вот все эти 600 детей — они откуда берутся? Вы говорили, победители олимпиад. Но просто у нас олимпиад вроде меньше проводится в стране каждый месяц.

Е.Ш.: Нет, вы знаете, у нас олимпиад очень много проводится. Всероссийские олимпиады школьников по 22 предметам проводятся, есть очень много серьёзных конкурсов, которые организуют и вузы, и те же корпорации, которые мы сегодня уже  неоднократно упоминали. Дети приезжают по результативному участию в существующих конкурсах. Если говорить про спортсменов, то это командное участие. Если говорить про всех остальных, то это индивидуальный зачёт в данном случае. Конкурс у нас высокий, но мы приглашаем детей и без таких подтверждённых на всероссийском уровне мероприятий, мы отбираем их и по регионам, в том числе и через систему олимпиад и конкурсов. И в том числе они приезжают к нам на итоговую смену. Вот в июле, как раз когда вы вспоминали, когда у нас был Владимир Владимирович в гостях, это был год работы "Сириуса". И приезжали дети как раз на проектную смену, когда очень много приезжало партнёров со стороны отраслей. И эти партнёры фактически рассказывали и создавали лаборатории вместе со школьниками, которые помогают им фактически попробовать себя в исследовательской деятельности, а большинство, наверное, наших выпускников по направлению "Наука" будут работать в науке; попробовать себя в каких-то межпредметных командах в том числе. И это как раз то, о чём сегодня говорил Владимир Владимирович, что успех приходит к тем, кто научился работать в команде, кто может поставить задачу, распределить ресурсы и получить результат, научный или научно-практический, потому что опознать, где можно применить свои таланты, очень важно. Ведь, к сожалению, мы говорим о том, что у нас действительно очень хорошая педагогическая школа, но пока мы славимся как страна-донор кадров для высокотехнологичных отраслей других стран.

Д.Н.: Тут вот вопросов много поступает от слушателей. Спрашивает: "Существуют ли подобные центры за рубежом, например в США?"

Е.Ш.: Спасибо за вопрос.  

Мы анализировали лучший опыт не только советский и российский, смотрели программы и Стэнфорда, и MIT, и Сингапура и создали свои программы
Елена Шмелёва

Поэтому мы тут, может быть, подвижники, потому что точно таких центров пока не было, но в этом году правительство Таиланда приняло постановление создать точно такой же центр с программами 24 дня. И мы ждём делегацию из Таиланда в ближайшее время в Сочи. Только вместо хоккеистов там будут заниматься футболисты. Поэтому в этом плане мы считаем это признанием.

Д.Н.: Спрашивает слушатель: "А сколько детей к вам попадает по рекомендации?"

Е.Ш.: Хороший вопрос. Нисколько. У нас есть рекомендации только нашего экспертного совета, который фактически использует многоуровневый отбор детей. Они подают свои заявки на сайте sochisirius.ru. Соответственно, экспертный совет оценивает — в первую очередь оценивается результативное участие в олимпиадах и конкурсах всероссийского уровня, международного. И дальше можно ещё подать описание своего научно-технического проекта, можно подать свои остальные заслуги, которые тоже будут рассматриваться экспертным советом при зачислении на смены, на образовательные программы. Поэтому можно подавать заявки, можно подавать их неоднократно и ждать. Я думаю, что есть шанс у каждого.

Д.Н.: Тут спрашивают вас: "А предполагается ли стипендия для детей?"

Е.Ш.: Стипендии существуют, их получают как раз победители тех мероприятий, которые утверждает федеральный орган исполнительной власти как мероприятия, выявляющие в их отраслях перспективных школьников, которые становятся студентами. И соответственно, сейчас мы являемся операторами по выплате грантов РФ студентам, которые как раз, являясь победителями, в некоторых случаях победителями и призёрами всероссийских олимпиад, школьникам, а также в других конкурсах, которые содержатся в реестре одарённых детей. И они должны выполнять ещё два условия: поступить на очную форму обучения и продекларировать уже сегодня желание отработать не менее трёх лет в РФ после окончания обучения. Грант составляет 20 тысяч рублей ежемесячно до окончания срока обучения. Это очень серьёзные деньги. И я думаю, что они помогут максимально полно освоить образовательную программу, пройти все необходимые стажировки и, конечно, прийти уже тем нужным, подготовленным специалистом, которого, в общем-то, ждут на нашем предприятии сегодня.

Д.Н.: Наверняка вы знаете, во времена моей-то молодости утром учишься, ночью работаешь, вечером тоже работаешь, спишь по выходным. Примем звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я вот хочу сказать, что в советское время были Станции юных техников. Я, благодаря этой СЮТ, обрёл будущую работу, я её увидел — это в авиации. Вот я сейчас работаю инженером. Мне нравилось конструирование самолётов, проектирование...

Е.Ш.: Очевидно, что надо восстанавливать такие формы работы. И опять же, если возвращаться к примеру "Сириуса", те 600 детей, о которых я говорила, — это равные доли детей из спорта, науки и искусства. То есть по 200 человек дети приезжают, они живут и находятся вместе, и это, конечно, очень важный опыт для них, потому что то, о чём мы сейчас вспоминаем — большое спасибо слушателю за комментарий — это действительно знакомо каждому из нас, потому что в то, ещё советское и постсоветское, время очень многие, проявив себя в одном направлении, например в математике или физике, занимались либо спортом, либо музыкальными какими-то специальностями. Это было нормально, потому что была возможность пойти и попробовать себя, остаться. Всё зависело от педагога и от некоторых возможностей, которые были в том или ином доме пионеров, как они тогда назывались. И конечно же, мы видим, что это уникальная среда создаётся, потому что ещё, знаете, очень важны программы, когда дети учат детей.

У нас есть программа "Первый лёд олимпийский", когда, например, спортсмены – фигуристы и хоккеисты – ставят на лёд математиков и учат, позволяют им попробовать покататься на олимпийском льду
Елена Шмелёва

Это, конечно, очень важный и нужный опыт. И мы говорим о том, что вот это сочетание и равное внимание ко всем трём сферам — спортивной, искусству и математике — это очень важно. И нам бы хотелось, чтобы те опорные площадки, о которых сегодня говорил Владимир Владимирович, о которых мы уже фактически ведём переговоры с некоторыми регионами, развивались бы по такому же принципу, чтобы была возможность у детей увидеть и посмотреть творчество друг друга, потому что они все на одной волне. Дети, которые с шести-семи лет занимаются по шесть — по восемь часов уже какой-то своей профилирующей деятельностью, — это дети, которые с большим уважением относятся к таким же занятиям, но по другому направлению.

Д.Н.: Тут спрашивают: "А почему только хоккей, фигурное катание, шахматы? Почему не развиваете другие виды спорта?"

Е.Ш.: Это связано просто с особенностью тех объектов, которые достались нам как наследникам Олимпиады зимней, поэтому мы развиваем эти направления. Но, конечно же, мы ожидаем, что, когда мы будем формировать сеть из опорных площадок в регионе, мы будем развивать те виды спорта, которые как-то органично связаны с этим регионом. То, что мы сможем развивать эти площадки, мы уверены, потому что мы накопили методический уже багаж, то есть полтора года работы, программы состоялись, создана уникальная сеть педагогов, которые приезжают в Сочи и реализуют эти программы. И конечно же, мы надеемся, что мы станем полноценным образовательным центром не только для школьников, для их педагогов, но ещё и для молодых педагогов. Сегодня тоже много говорилось про развитие педагогического образования. Так вот, центр "Сириус" за эти полтора года стал такой серьёзной площадкой для повышения квалификации ещё тех педагогов, которые, может быть, диплом не получили. К нам приезжают МС, они работают с детьми, работают с нашими мэтрами, которые приезжают на программы. И конечно, если ты смог стать ассистентом Жореса Ивановича Алфёрова и проработать с детьми, у нас приезжают и нобелевские лауреаты, приезжают очень высокого уровня исследователи, конечно, я думаю, что это большое подспорье для вот системы нашего педагогического образования.

Д.Н.: Цинично, конечно, говорить, но тем не менее, ведь одарённых детей не бесконечное число. 600 человек каждый месяц приезжает — это больше семи тысяч в год. В какой-то момент одарённые дети кончатся. И получается, что вы будете привозить всех остальных.

Е.Ш.: Я хочу сказать, что дети, во-первых, очень быстро растут. Во-вторых, одарённые дети кончиться не могут, особенно в России. Ещё раз спасибо за пример нашего слушателя — это проявленная одарённость. Владимир Владимирович сегодня говорил о том, что каждый человек талантлив. Наша задача — создать возможности для того, чтобы он мог себя проявить. Соответственно, чем раньше он сможет попробовать, чем раньше он сможет увлечься чем-то, тем больше шансов проявить себя. Понятно, что мы, как федеральный центр, можем работать только с детьми, которые действительно уже подтвердили какие-то свои успехи, это ровно потому, что мы для них создаём такого уровня программы.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×