Синдром Стеллы Барановской. Как шарлатаны зарабатывают на нашей вере в чудо
4 сентября от рака крови умерла актриса Стелла Барановская. С декабря 2015 года она боролась с острым лимфобластным лейкозом. Она собирала деньги на своё лечение, а потом публиковала красивые фотографии с пляжа. И на фото, особенно в начале болезни, она не была похожа на других онкобольных — лысых и измождённых после химиотерапии. Стелла вообще отказалась от химиотерапии, заменив её диетами, йогой, инфракрасной сауной и хлорофиллом, который содержится в водорослях.
Возможно, именно из-за того, что Стелла на фото не производила впечатление больной раком, в соцсетях появились группы, призывающие развенчать миф о её недуге. Администраторы утверждали, что болезнь девушки — мнимая, а все собранные — якобы на лечение — деньги она тратит на фешенебельные курорты, спа-салоны и красивую жизнь.
И только когда она умерла, её перестали называть шарлатанкой. А вот те, кто её лечил нетрадиционными способами, действительно шарлатаны.
"Нетрадиционное лечение — самоубийство"
— Я знаю историю Стеллы, и я лично ей рекомендовал продолжать химиотерапию, — говорит заведующий онкохирургическим отделением опухолей кожи и мягких тканей Московского клинического научного центра Константин Титов.
Девушка в начале болезни прошла 7 сеансов химиотерапии, но отказалась от дальнейших, потому что после сеансов чувствовала сильную боль.
— К сожалению, она решила, что пойдёт нетрадиционным путём, — продолжает Константин Титов. — Ультрафиолетовые излучения, инфракрасные сауны, хлорофиллы — это всё, наоборот, может стимулировать рост опухоли.
По словам врача, препараты на основе хлорофилла применяются в онкологии — но для лечения опухолей "наружных локализаций" (например, это рак кожи).
— Абсолютно точно то, что хлорофилл не используют для лечения рака крови, — утверждает онколог. — Среди нетрадиционных методов лечения нет ни одного эффективного. Это всё средневековье и обман. Стелла поддалась воздействию авантюристов.
По его словам, экзотические методы лечения — бизнес-индустрия, направленная на то, чтобы сбить заболевшего с толку и вытрясти из него деньги.
Врач-онколог Игорь Долгополов сравнил онкобольных, которые решили лечиться нетрадиционными методами, с самоубийцами.
— К нетрадиционным методам можно прибегнуть только тогда, когда все традиционные уже исчерпаны, — сказал он.
Врач-онколог Лев Ашрафян назвал нетрадиционные методы "абсолютным бредом".
"Нетрадиционные методы позволили Стелле жить"
Руководитель московского Центра биохронотерапии, где онкобольным как раз предлагают процедуры с использованием хлорофилла, Виктор Борисов привык защищаться от таких нападок.
— У Стеллы был очень опасный рак. Но нетрадиционные методы ей позволили прожить какое-то время, больше, чем полгода, — сказал он.
Сам он её не лечил, но хорошо знает её историю, потому что был на программе "Прямой эфир" в 2016 году. Главной героиней ток-шоу была Стелла.
По словам Виктора Борисова, методика с хлорофиллом — не лечение рака, а вспомогательная технология.
— Мы стали разрабатывать наш метод для поддержки больных в процессе химиотерапии, — сказал он. — Я не говорю, что лечу. Я говорю, что помогаю этим несчастным больным. Они же после химиотерапии не похожи на людей. У них выпадают волосы, их постоянно рвёт, у них постоянно понос. А с нашей методикой они нормально переносят химиотерапию и восстанавливаются гораздо быстрее.
Суть метода, как ранее сообщалось, в том, что сначала пациент принимает препараты из водоросли Spirulina, они насыщают раковые клетки хлорофиллом. Следующий этап — облучение лазером, при этом в раковых клетках происходит выделение кислорода и он разрушает их. Нормальные клетки не страдают.
Виктор Борисов добавил, что сам убеждает больных лечиться традиционными способами. Вместе с тем некоторым пациентам, говорит Виктор Борисов, хлорофилл помогает и без химиотерапии. Яркий пример, по его словам, — его бывший пациент, первый официальный миллионер Артём Тарасов. Он умер в июле этого года. И как раз после этого на Борисова и его клинику обрушилась очередная волна критики.
— Но Тарасов умер не от рака, — говорит Виктор Борисов. — При вскрытии тела не обнаружили рака. Он умер совершенно от другого заболевания. А у нас в центре ему стало лучше. И он прожил после этого семь лет.
Как рассказали Лайфу в Центре биохронотерапии, один курс (он длится неделю) стоит около 60 тысяч рублей. Центр (юридическое лицо — "Реабилитационные клиники доктора Борисова") не раскрывает своей финансовой отчётности.
Онкобольным в среднем требуется три курса.
— Сейчас у меня около 10 пациентов, — говорит Виктор Борисов. — Вообще, их количество зависит от того, сколько на меня выльется помоев. В последнее время пациентов мало. Да мне нападки уже не важны — я 20 лет на пенсии.
Несмотря на эти слова, Борисов не собирается покидать медицинский бизнес. За несколько дней до смерти Стеллы, 28 августа, он зарегистрировал новую компанию — она называется "Центр иммунокоррекции".
Травы и жуки от рака
Как рассказал онколог Константин Титов, из нетрадиционных методов лечения рака в России наиболее популярно лечение травами. И действительно, травников, обещающих избавить от метастаз, немало. На одном из сайтов даже можно найти сбор лекарственных трав "Онкологический".
Ранее Лайф рассказывал о том, как люди пытаются лечить рак, глотая живых жуков-чернотёлок.
"Через 10—15 дней приёма жуков исчезают боли, характерные для раковых заболеваний, а у диабетиков стремительно снижается уровень глюкозы в крови", — так "жук-аптеки" в Интернете рекламируют свой товар.
При этом жук должен попасть в желудок больного ещё живым. Только в таком случае он выделит полезные вещества.
Консультант виртуальной торговой точки, представившись Динаром, рассказал:
— У одного моего клиента был рак горла последней стадии, врачи сказали, осталось полгода где-то, надежд нет. Уже отхаркивался кровью. Он начал употреблять этих жуков, очень полегчало, начал нормально ходить, перестал пить лекарства от давления, в общем, шёл на поправку, но заболевание взяло своё. Об этих жуках он узнал поздно. Если бы пораньше, думаю, вылечился бы. У друга дядя болел тоже раком горла, врачи говорили, осталось года два, начал употреблять этих жуков и вылечился. Уже лет как 10 живёт. Пришёл в больницу, врачи в шоке: как так?! А вот так!
Возможно, Стелла поверила бы и в то, что ей могут помочь жуки. Теперь главная забота её друзей — помочь её пятилетнему сыну. С Даней давно не общается его отец. Стелла же просила не отдавать Даню бабушке. После смерти Стеллы он остался один.