Недосып ценой в 6 триллионов
Граждане не высыпаются в среднем три-четыре дня из пяти, что сказывается на качестве работы.
Полёт во сне и наяву — это главный страх российских пилотов.
— Самолёт начал заходить на посадку в Шереметьево, — рассказывает вице-президент Профсоюза лётного состава России Олег Приходько. — Оставалось 300 метров до земли. Боинг-737. Я был вторым пилотом. Я следил за показанием приборов, выпускал шасси, предкрылки, закрылки. Вдруг я почувствовал, что первый пилот толкает меня в плечо: «Что с тобой? Ты спишь». Оказалось, я отключился на несколько секунд. Если бы второй пилот тоже заснул или отвлёкся, могла бы случиться катастрофа. На высоте самолёт может лететь на автопилоте, но, чтобы посадить его, мы должны совершить много последовательных действий. Уставшим здесь быть никак нельзя.
Это случилось в апреле прошлого года. Полёт был ночным и долгим: Москва — Новосибирск — Москва. 12 часов работы.
— Вылетели в 9 вечера, сели в 4 утра и сразу полетели назад, — говорит Олег Приходько. — По действующим сейчас правилам, полёт с 9 вечера до 9 утра считается дневным. Если бы он начинался в 11 вечера, то считался бы ночным, и нам дали бы третьего пилота.
По его словам, большинство авиакатастроф происходит ночью.
— Смена часовых поясов — это очень тяжело, — говорит он. — Организм вообще не понимает, что с ним происходит. Это серьёзная проблема, реакции значительно снижаются, особенно под утро, когда солнце начинает подниматься. Как бы мы ни боролись со сном, что бы ни делали, это, к сожалению, случается.
Обычно цену недосыпа считают, когда произошло несчастье, и измеряют в человеческих жизнях. Цену недосыпа в рублях впервые в России посчитали в Аналитическом центре НАФИ.
Специалисты НАФИ опросили 1600 работающих россиян, которые живут в 42 регионах (140 населённых пунктов).
В среднем граждане не высыпаются 3,5 рабочих дней из пяти.