Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 апреля 2016, 08:00

Недосып ценой в 6 триллионов

Граждане не высыпаются в среднем три-четыре дня из пяти, что сказывается на качестве работы.

Фото: ©flickr.com/Varvara

Фото: ©flickr.com/Varvara

Полёт во сне и наяву — это главный страх российских пилотов.

— Самолёт начал заходить на посадку в Шереметьево, — рассказывает вице-президент Профсоюза лётного состава России Олег Приходько. — Оставалось 300 метров до земли. Боинг-737. Я был вторым пилотом. Я следил за показанием приборов, выпускал шасси, предкрылки, закрылки. Вдруг я почувствовал, что первый пилот толкает меня в плечо: «Что с тобой? Ты спишь». Оказалось, я отключился на несколько секунд. Если бы второй пилот тоже заснул или отвлёкся, могла бы случиться катастрофа. На высоте самолёт может лететь на автопилоте, но, чтобы посадить его, мы должны совершить много последовательных действий. Уставшим здесь быть никак нельзя.

Это случилось в апреле прошлого года. Полёт был ночным и долгим: Москва — Новосибирск — Москва. 12 часов работы.

 — Вылетели в 9 вечера, сели в 4 утра и сразу полетели назад, — говорит Олег Приходько. — По действующим сейчас правилам, полёт с 9 вечера до 9 утра считается дневным. Если бы он начинался в 11 вечера, то считался бы ночным, и нам дали бы третьего пилота.

По его словам, большинство авиакатастроф происходит ночью.

— Смена часовых поясов — это очень тяжело, — говорит он. — Организм вообще не понимает, что с ним происходит. Это серьёзная проблема, реакции значительно снижаются, особенно под утро, когда солнце начинает подниматься. Как бы мы ни боролись со сном, что бы ни делали, это, к сожалению, случается.

Обычно цену недосыпа считают, когда произошло несчастье, и измеряют в человеческих жизнях. Цену недосыпа в рублях впервые в России посчитали в Аналитическом центре НАФИ.

Специалисты НАФИ опросили 1600 работающих россиян, которые живут в 42 регионах (140 населённых пунктов).

В среднем граждане не высыпаются 3,5 рабочих дней из пяти. 

Участники должны были оценить, насколько снижается их эффективность после бессонной ночи. Вопрос звучал так: «Если взять за 100% вашу работоспособность, когда Вы выспались, на сколько процентов Вы оценили бы в среднем свою работоспособность, когда вы не выспались?» Средняя оценка — эффективность падает на четверть (до 75%).

Хуже всего недосып сказывается на чиновниках (в том числе это сотрудники областных, городских, сельских администраций и т.д.). Почти половина из них ответили, что их работоспособность снижается более чем на 40%. 

 

В начале 2015 года в России было 71,3 млн работающих граждан (данные Росстата). Если распространить на них выводы исследования, получается, что не высыпаются 33,2 млн из них. Эксперты НАФИ учли также средние зарплаты разных работников (госслужащих, бизнесменов, рабочих и т.д.). И подсчитали среднюю сумму «переплаты» гражданам, которые с трудом держат глаза открытыми на рабочем месте. Это 493 млрд рублей в месяц, или почти 6 трлн рублей в год.

 — Я думаю, наше исследование заставит работодателей задуматься о том, что сотрудники не должны пересиживать, — говорит генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева. — Иначе есть вероятность, что часть зарплаты им будет выплачена зря. Получается замкнутый круг: люди не могут выспаться потому, что задерживаются на работе; но задерживаются они, вполне вероятно, потому, что не могут работать в полную силу.  

Российская сиеста

Многие работодатели не дремлют и уже знают о проблеме недосыпа. Некоторые даже разрешают сотрудникам спать днём — чтобы после "сиесты" они лучше включились в работу. Например, офисы Google и Сбербанка закупили капсулы для сна. В таких капсулах обычно звучат звуки природы или сердцебиения, работает световая программа — она воспринимается через закрытые веки и "благоприятствует сну". 

Управляющий партнёр компании Energy Point Алексей Винокуров рассказал, что за четыре года спрос на такие капсулы вырос в несколько раз. 

— Когда мы привезли первые капсулы в Россию, тему сонливости сотрудников никто не обсуждал всерьёз, — сказал Алексей Винокуров. — У работодателей был архаический подход: сотрудники должны работать на своём месте, а не отдыхать и тем более спать. Мы перевели на русский язык исследование Гарвардской школы общественного здоровья. В 2011 году там подсчитали, что 20-минутный сон днём улучшает работоспособность на 20%. 

По словам Алексея Винокурова, первыми клиентами, купившими капсулы, были иностранные компании, имеющие представительства в Москве и Питере. Сейчас капсулы заказывают и госучреждения. Но такие покупатели просят не афишировать, что их сотрудники спят на работе. 

В Energy Point в конце 2015 года просчитали "экономику" тихого часа. Средняя зарплата в России — 33,3 тыс. рублей в месяц (данные за ноябрь 2015 года). За один день среднестатистический сотрудник получает 1,6 тыс. рублей. Если сотрудник прибавляет себе 20% продуктивности — он отрабатывает 332 рубля бесплатно. То есть в месяц компания сэкономит около 10 тыс. рублей только на одном сотруднике, если даст ему немного вздремнуть после обеда.

Пока одни работодатели обустраивают в офисе спальни, другие придумывают способы, как заставить сотрудников спать по ночам. 

Начальник отдела внутреннего аудита компании "Автомир" Александр Уткин рассказал о своих методах "воспитания":

— Можно работнику, которого вы считаете сонной тетерей, в течение месяца давать самые сложные и ответственные задания с утра. Показать, что для компании его решения важны, что он реально ставит бизнес под угрозу. Можно также привести в пример образцового сотрудника и рассказать, что ему повышена зарплата (реально зарплату можно не повышать). Ещё не так уж плохо ввести на работе тихий час. А может быть, и тихий час в open space, когда сотрудника насильно укладывают спать на глазах у его изумлённых коллег.

Отследить, сколько часов сотрудники спят по ночам, помогают соцсети. 

— Главный показатель — объём выполненной работы, — говорит управляющий холдингом по аренде недвижимости "Корта" Сергей Вартанов. — А сколько спят молодые сотрудники, можно узнать ещё и из соцсетей. Если последняя активность во всех соцсетях у них всегда в 4-5 утра, значит, что-то идёт не так. Вместе с тем я с пониманием отношусь у тому, что у сотрудников могут быть разные биологические ритмы: кто-то сова, кто-то жаворонок. Но большинство работников должны приходить в 9-10 утра, потому что все деловые контакты начинаются с этого времени, мы же не можем жить в вакууме. Зато сотрудники, которые занимают руководящие должности, могут позволить себе "льготный режим" — приходить к 11-12 и оставаться часов до 9 вечера. Для них не столь важно, во сколько именно они начнут работу, и если им так проще, то почему бы и нет. Я и сам работаю в таком режиме. 

За рубежом ущерб от недосыпа начали считать несколько лет назад. К примеру, в США в 2011 году учёные выяснили, что плохой сон американцев стоит экономике 63,1 млрд долларов в год (если перевести по нынешнему курсу, получается более 4,2 трлн рублей в год). Исследование "Бессонница и производительность труда в США" было опубликовано в журнале Sleep.

В американском опросе приняли участие 7,4 тыс. работающих граждан. Методы в исследовании использовались аналогичные: сначала участников спрашивали про качество сна, потом они оценивали свою работоспособность за последний месяц по 100-балльной шкале (0 — "не делаю ничего", 100 — "работаю на уровне лучшего сотрудника"). Выяснилось, что 23% американских работников страдают бессонницей. При этом среднестатистический американец 14,2% своего рабочего времени занимается "презентаизмом". Это специальный термин, который означает, что человек присутствует на рабочем месте (англ. be present — присутствовать), но по сути ничего не делает. 

Сон на подушке безопасности

Ущерб от недосыпа — не только в офисах, но и на дорогах. 

В феврале 2016 года рейсовый автобус ехал из Ростова в Нальчик. Водитель заснул за рулём — автобус выехал на встречную полосу и врезался в грузовик. Погибли оба водителя и два пассажира.

Во многих странах Евросоюза водителям, у которых есть нарушения сна, не выдают автомобильную лицензию (права). 

Как сказано на сайте британского правительства, если у Вас есть синдром обструктивного апноэ сна (болезнь, при которой во сне периодически останавливается дыхание), Вы должны сообщить об этом Агентству по выдаче автомобильных лицензий: "Вы можете быть оштрафованы на £1000, если Вы не сообщите Агентству об особенностях здоровья, которые влияют на Ваше вождение. Вы можете подвергнуться судебному преследованию, если в результате Вы станете причиной аварии". 

В России людям с нарушением сна разрешено ездить за рулём. И даже для здоровых водителей-профессионалов не высыпаться — это норма. 

— Дальнобойщики работают по 16 часов в день вместо 8, — говорит председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. — Иначе они семью прокормить не в состоянии. Предложение на рынке грузоперевозок сейчас превышает спрос. Я за эту сумму тебя куплю, не хочешь ехать — куплю другого. В 2005 году отменено лицензирование грузоперевозок, с этого момента ни одного регулятора рынка наше государство не предложило. Раз рынок не контролируется, на нём бардак. Усталость накапливается годами. Я сам за рулём засыпал, я знаю, что это такое. 

Зарубежная статистика говорит, что сон за рулём — причина 20% ДТП. Как сказано на сайте Королевского общества по предотвращению несчастных случаев (Британия), такие аварии ещё и на 50% более опасны. Потому что водитель даже не предпринимает попыток объехать препятствие, которое перед ним возникает.

По данным МВД, ущерб от аварий на дороге — 2,5% ВВП. Это более 2 млрд рублей. Берем 20% — выходит, что "сонные" аварии стоят 400 млн рублей в год. 

В 2015 году в России 23 тыс. человек погибло в ДТП, 231 тыс. получило травмы. Ущерб от недосыпа в жизнях — 4,6 тыс. погибших и 46 тыс. раненых.    

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров