Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
2 августа 2016, 05:30

Гаишники станут немножко врачами

Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков,flickr/Keoni Cabral

Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков,flickr/Keoni Cabral

Чтобы пострадавшие в авариях люди не умирали на глазах гаишников, МВД и Минздрав будут учить их оказывать первую медицинскую помощь.

Минздрав России бьёт тревогу: инспекторы ГИБДД и другие полицейские почти не спасают жизни и здоровье людей, попавших в аварии, что заканчивается трагедиями. У автоинспекторов нет для этого ни знаний, ни навыков, потому что они проходят только небольшой курс при приёме на работу. В правительстве пока решили, что с 2017 года инспекторов будут раз в год учить оказывать медпомощь. Эксперты говорят, что для устойчивых навыков необходимо освежать знания хотя бы раз в полгода.

В середине апреля у зампреда правительства Ольги Голодец в Белом доме министры обсуждали тему первой медицинской помощи в ДТП.

По данным, которые привела глава Минздрава Вероника Скворцова, в 2015 году в России во время ДТП погибло от травм чуть более 22 тыс. человек. Почти в 5 тыс. случаев трагедии произошли из-за быстрой потери крови и травматического шока. Больше всего таких случаев произошло в Краснодарском и Ставропольских краях, в Ростовской и Самарской области, в Крыму.

Ключевым фактором было время, и теоретически всех этих людей можно было спасти на месте. Как заявила Скворцова, оказывается, гаишники особо никуда не спешили, поэтому в 2015 году скорая помощь в 25% случаев приезжала на место ДТП раньше них.

Даже если автоинспекторы уже были на месте, то по медицинской части от них толку было мало: по всей России они оказывали первую помощь только в 0,03—0,08% случаев. Это один раз на 10 тыс. ДТП. А ведь есть Федеральный закон от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в России", в котором говорится, что сотрудники МВД, МЧС, Минобороны и другие силовики, не имеющие медицинского образования, обязаны спасать жизни и здоровье людей.

Как выяснилось, гаишники и полицейские изучают основы по оказанию первой медицинской помощи, но только при приёме на работу. Этого катастрофически мало для закрепления навыков. Кроме того, МВД даже не ведёт статистику случаев, когда гаишники оказывали первую медицинскую помощь при ДТП, что именно они делали и с каким результатом.

Например, в том же 2015 году подразделения МЧС 135 тыс. раз выезжали на ДТП и оказали первую помощь почти 100 тыс. пострадавшим. Почти в половине случаев спасатели контролировали сознание, дыхание и кровообращение у людей, 28 тыс. раз делали повязки на травмах. Если говорить о спасённых в ДТП, то в 2015 году сотрудники МЧС проводили реанимацию у 1,2 тыс. человек, останавливали кровотечение у 15 тыс., вызволяли из покорежённых машин 18 тыс. пострадавших.

Скворцова знает, почему у ГИБДД сложилась такая ситуация. На совещании она заявила (по словам одного из участников), что у гаишников нет специальных знаний и подготовки по вопросам оказания первой медицинской помощи, нет мотивации, нет средств личной защиты.

В конце выступления глава Минздрава предложила поручить МВД пересмотреть отношение к подготовке гаишников по оказанию первой помощи и разработать необходимые алгоритмы. А чтобы изменить отношение к сотрудникам МВД, Скворцова предложила запустить в СМИ соответствующую PR-компанию.

— Подготовить материалы по популяризации образа сотрудника полиции, помогающего спасать человеческие жизни, — сказала глава Минздрава.

МВД, Минздраву и МЧС дали время на то, чтобы подумать над вопросом подготовки сотрудников автоинспекции.

Сами гаишники признают проблему, но говорят, что этому есть объяснение.

— За время службы я такого насмотрелся, что мне страшно самому оказывать первую помощь. Людей наматывает на руль, зажимает и ломает, поэтому одно неверное движение — и они умрут. Зачем брать грех на душу? Даже врачам не всегда понятно, с какой стороны подступиться к потерпевшему, а что же говорить обо мне, — рассказал Лайфу один из сотрудников ГИБДД. — Страшно ещё по другой причине: бывают наркоманы, больные, всегда есть риск заразиться ВИЧ или другими болезнями.

В июне Минздрав направил в правительство новое письмо о том, что перечень состояний, когда нужно оказывать первую помощь, в России определён и точен, поэтому не требует доработки. Проблема заключается лишь в отсутствии информации. 

— Учётной формой "Карта вызова скорой помощи" не предусмотрено внесение информации об оказании первой помощи сотрудниками экстренных оперативных служб, поэтому анализ типичных ошибок при оказании помощи, а также причин неоказания — затруднён, — говорится в письме.

Минздрав предложил обучать сотрудников МВД практическим навыкам оказания медпомощи не реже одного раза в год и подготовить методики.

МВД направило своё предложение в правительство только 25 июля этого года. Ведомство согласилось на предложение Минздрава. Гаишники хотят учиться оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в ДТП, но только с одной оговоркой — "с учётом их финансового обеспечения". Имеется в виду бюджет подразделений Госавтоинспекции.

— Минздраву, МВД и МЧС обеспечить на безвозмездной основе начиная с 2017 года дополнительное обучение сотрудников Госавтоинспекции практическим навыкам оказания первой медицинской помощи, — говорится в предложении МВД.

Теперь над предложением МВД будут думать в правительстве, в МЧС и в Минздраве. В первую очередь необходимо понять, сколько будет стоить эта программа и где на неё можно взять деньги. 

Эксперты удивлены тем, что люди, которые по своей службе связаны с организацией дорожного движения и ДТП, не могут спасать людей.

— Есть федеральный закон об оказании первой медицинской помощи, и если они этого не делают, то могут попасть под статью 124 Уголовного кодекса — "Неоказание помощи больному", — рассказала Лайфу руководитель проектов и инструктор по оказанию первой медицинской помощи центра "Арибрис" Екатерина Морейно. — Это очень странно, когда при таком законе человек не может оказывать первую помощь. Любой полицейский в США или в Европе чётко знает, что делать в таких ситуациях.

По её мнению, гаишники не просто должны обучаться основам оказания первой помощи, но и делать это регулярно.

Навык, который не практикуется, утрачивается в течение полугода, — пояснила Екатерина Морейно. — Есть вещи, которые не нужно практиковать каждые полгода, но есть и такие, которые необходимо регулярно отрабатывать на манекене. Должна быть какая-то программа, какие-то учебники, что-то нужно вспоминать на практике каждые полгода. По-хорошему, в профильных учебных заведениях МВД должны быть специальные классы с манекенами, чтобы отрабатывать навыки сердечно-лёгочной реанимации.   

Эксперт считает, что гаишник сможет эффективно спасать людей, если его обучат стандартному минимуму: правильно оценить первичную ситуацию с пострадавшими в ДТП — вытаскивать или не вытаскивать людей из салона, если автомобилю ничего не угрожает, трогать их или нет.

Он должен уметь правильно оценить травмы головы и позвоночника. Он должен заметить кровотечение и остановить его, потому что при некоторых видах травм вся кровь вытекает из тела за 1,5—2 минуты.

Кроме того, гаишники должны иметь специальную расширенную аптечку, крепкие ножницы для резки одежды и перчатки индивидуальной защиты. Пострадавший может быть заражен опасными болезнями, поэтому гаишник должен подумать и о своём здоровье. Гаишник также должен уметь правильно размещать и транспортировать пострадавшего. По словам Морейно, очень важно, чтобы автоинспекторы могли проводить реанимацию.

— Все эти знания вполне доступны. Базовый курс первой медицинской помощи — это 16 часов и два дня. Среди наших клиентов есть люди, кто обучается сам за свои деньги, а есть и сотрудники различных коммерческих или государственных организаций. Они учатся добровольно-принудительно, первые 20 минут обычно относятся ко всему скептически, но затем втягиваются и с удовольствием обучаются сами и затем обучают дома свою семью, — рассказала Лайфу Екатерина Морейно.

По мнению экспертов, программа подготовки автоинспекторов очень важна для жизни и здоровья автомобилистов, поэтому должна иметь господдержку. 

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров