Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
20 сентября 2016, 04:00

Игры США со смертельными бактериями. Защита или угроза?

Роспотребнадзор обеспокоен из-за американских биологических разработок: слишком много в США проводят исследований, цели и задачи которых не всегда открыты и понятны. В ведомстве уверены: Америка стремится ослабить Конвенцию о запрете биологического и токсинного оружия. Лайф разбирался, какие исследования проводят Штаты, где и зачем.

Фото: © Flickr/Daniel X. O'Neil/Ken Marshall © Kinopoisk

Фото: © Flickr/Daniel X. O'Neil/Ken Marshall © Kinopoisk

С начала 2016 года органы власти США предоставили различным научным учреждениям 234 гранта на исследования, в описании которых есть слово "патоген" — микроорганизм, вызывающий болезни. Общая сумма грантов, выделенных на эти цели, — 85 миллионов долларов (5,3 миллиарда рублей). Такие данные размещены на официальном портале Правительства США (usaspending.gov). 

Задуматься тут есть над чем. Особенно учитывая то, что с 2008 года число таких грантов увеличилось более чем в два раза, а выделяемые суммы выросли более чем в три раза. 

Об опасности того, с чем работают учёные, можно судить по описанию одного из таких исследований за текущий год: "Микробы оказывают воздействие на многие важные аспекты гражданской и военной сферы. Бактерии, которые возникают в естественной среде, такие как легионелла и чумная палочка, могут парализовать жизнь всего общества в целом. Микробы, выращенные в генных лабораториях для преднамеренных атак, могут угрожать национальной безопасности, как это было с письмами со спорами сибирской язвы в 2011 году".

Задача исследования — "разработать математические методы и создать инструменты измерения", которые позволят оценить условия, необходимые для роста бактерий. Заказчиком выступило Министерство обороны США. Общая сумма гранта 5,5 миллиона долларов. 

Кроме этого органы власти США с начала 2016 года заключили 53 контракта на закупку товаров или услуг, где в описании было слово "патоген", на общую сумму $44 миллиона. Закупаются также исследования или, например, диагностические наборы. NASA, в частности, закупает исследование о том, как поведут себя микроорганизмы "в условиях хронического стресса при микрогравитации".

Однако в описании ранее упомянутого исследования отмечается, что микробы могут создаваться для мирных целей: вакцин, создания химических препаратов, для нейтрализации токсинов и других нежелательных субстанций и так далее.

Роспотребнадзор ранее выражал своё негативное отношение к такой активности американцев по исследованиям вирусов, особенно в лабораториях, базирующихся в странах, граничащих с Россией. Но официально высказывать претензии к США сложно. Многие исследования заявляются как вполне мирные. Например, Министерство здравоохранения и социальных служб США выступило заказчиком исследования "Изучение эффективности хитозан-дефицитного штамма криптококкоза в качестве вакцины". Испытать её нужно на мышах. Криптококкоз, как сказано в описании гранта, — грибковый патоген, который является основной причиной смерти людей с ВИЧ. "В случае если испытания будут успешными, это позволит нам найти простую и недорогую стратегию вакцинации, которая может использоваться среди людей с иммунодефицитом", — отмечается в описании.   

— В открытых источниках вы можете найти информацию, сколько денег США тратит на несекретные исследования с патогенами. А сколько идёт на секретные, вы не узнаете, — говорит бывший член Комиссии ООН по биологическому оружию, военный эксперт Игорь Никулин. — За последние 10 лет американцы увеличили число своих биологических лабораторий по всему миру с 20 до 400. Потратили на это миллиарды долларов. Я не думаю, что это было сделано с целью благотворительности. И надо быть полным либералом, чтобы не понимать, к чему ведёт такая политика.

Наибольшую опасность, по словам эксперта, могут представлять исследования с вирусом Зика, Эболой, лихорадкой Ласса, вирусом Марбурга. 

А что в России?

В России аналогичные исследования, конечно, тоже проводятся. Однако политика нашей страны в этом направлении значительно менее агрессивна. По словам бывшего члена Комиссии ООН по биологическому оружию, военного эксперта Игоря Никулина, Россия тратит на исследования опасных бактерий примерно в 100 раз меньше, чем США. 

— На такие проекты у нас идёт около 1% от общего финансирования на научные исследования, — говорит Никулин.

Объём расходов федерального бюджета на научные исследования в 2016 году составляет 286 миллиардов рублей, 1% — это около трёх миллиардов рублей. 

А что же гранты? На сайте российского Минфина можно найти информацию "по расходам федерального бюджета на 2016 год по состоянию на 1 августа 2016 года". Согласно ей, в целом на гранты учёным пойдёт около 3,5 миллиарда рублей. Однако в эту сумму входят гранты "для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных" (2,3 миллиарда), "гранты в области науки, культуры, искусства и СМИ" (600 миллионов), "гранты в форме субсидий на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе" (200 миллионов). Очевидно, что на исследования патогенных бактерий если что-то и останется, то эта сумма будет незначительной. 

К примеру, на сайте Российского фонда фундаментальных исследований есть проект (сумма гранта и источник финансирования не указаны), основной задачей которого является "изыскание новых природных антибиотиков, проявляющих эффективность в отношении широкого спектра тест-культур грам-положительных и грам-отрицательных бактерий, в том числе штаммов золотистого стафилококка, устойчивых к бета-лактамным антибиотикам, и грибов".

И в США, и в России наука финансируется из многих источников, и сравнивать их все мы не будем.

Подозрения Онищенко

В июле 2016 года бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что между вирусом Зика в Абхазии и присутствием в Грузии американской военной лаборатории "есть прямая связь". 

— Наличие комара альбопиктуса в Абхазии и находящийся под Тбилиси военно-биологический объект армии США создают для меня дополнительную тревогу, — сказал он в программе "Момент истины". 

По словам Онищенко, американцы "начинают строительство военных лабораторий вокруг нашей страны". Такие лаборатории, как он отметил, есть в том числе на Украине, в Грузии, Казахстане, Азербайджане. 

— Я это называю биологическим ПРО (противоракетная оборона. — Прим. Лайфа), — сказал Онищенко. — Строятся лаборатории — очень мощные, с высоким уровнем защиты, позволяющие работать с особо опасными микробами. Там работают военные микробиологи армии Соединённых Штатов Америки. Армии! ... Есть термостатные комнаты, где выдерживается определённый уровень температуры, будем называть это холодильником. Там накапливается специально выращенная опасная биологическая структура.

И дело тут не в финансовых возможностях, а в позиции государства, подчёркивал Онищенко.

— Человек создал химическое оружие. В нашей стране всего осталось 3—4 тысячи тонн. Остальное мы уничтожили, честно выполняя соглашения. Американцы — у них деньжат не хватает. У нас было шесть заводов, которые мы построили для уничтожения химического оружия. Его уничтожили, и сейчас эти заводы надо разбирать. Мы пошли на это. А у американцев денег не хватает, бедные они такие.  

Сибирская язва и проколы в исследованиях

Роспотребнадзор в своём релизе приводит пример непонятного американского исследования — "отправка из военно-биологической лаборатории Минобороны США в десятки объектов, в том числе минимум в девять зарубежных стран Азии и Европы, живых культур сибирской язвы".

Это действительно случай странный. Он насторожил и российских учёных, которые мониторят заболеваемость сибирской язвой в России. В научном журнале "Проблемы особо опасных инфекций" они подробно описали эту историю.

У американского центра по контролю за заболеваниями есть лаборатории разного уровня. В лаборатории с высоким уровнем биологической безопасности (к примеру, там сотрудников прививают от особо опасных инфекций, они должны работать в специальных защитных костюмах) подготовили "панель белковых экстрактов восьми патогенных биологических агентов". Среди них был возбудитель сибирской язвы — Bacillus anthracis. Эти панели должны были исследовать в лабораториях более низкого уровня (сотрудников там не прививают).

Материалы передали в лаборатории, в том числе за рубеж, как обеззараженные. Но оказалось, что это не так. В течение недели риску заразиться сибирской язвой подверглось 84 сотрудника лабораторий.

В 2016 году на изучение именно сибирской язвы органы власти США дали 14 грантов. Общая сумма — 9 миллионов долларов. 

Например, Министерство здравоохранения и социальных служб заказало исследование ($172). Задача: выяснить, как высокопатогенные бактерии подавляют иммунные клетки в лёгких человека и вызывают в результате тяжёлые болезни. В результате по виду клеток учёные осваивают предсказание исхода болезни, в частности сибирской язвы. 

По словам Игоря Никулина, сейчас Америка использует биологическое оружие в большей степени как инструмент давления на другие страны. 

— Компетентные специалисты знают, что такое оружие есть и как с этим обстоят дела, — сказал он. — А когда в мире сложится ситуация, на которую Америка не будет знать, как реагировать, она снова вспомнит о биологическом оружии. Это как один из вариантов действий.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров