Будущих лётчиков и моряков будут проверять на наркотики

Будущих лётчиков и моряков будут проверять на наркотики

6615

Фото: © РИА Новости/Павел Лисицын

Минтранс подготовил законопроект об обязательных медосмотрах для абитуриентов, которые хотят учиться на лётчиков, машинистов и моряков. Ранее Минздрав предлагал отменить медосмотры для всех абитуриентов. Но Минтранс настаивает, что именно для будущих работников транспорта правила нужно оставить прежними. На эти цели потребуется выделить из бюджета 1 млрд рублей.

Законопроект (есть у Лайфа) — это поправки в закон "Об образовании в Российской Федерации". В нём должен появиться пункт о том, что абитуриенты, которые идут учиться по программам "подготовки авиационного персонала, членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного плавания, а также работников железнодорожного транспорта", проходят обязательные медицинские осмотры. 

К примеру, будущие моряки должны будут проходить в том числе холодовую пробу (для оценки реакции сосудов на холод) и оценку вибрационной чувствительности (к телу прикладывают камертон и замеряют, как долго человек чувствует вибрацию). Также их будут осматривать лор, хирург, невролог, стоматолог, офтальмолог, дерматовенеролог, терапевт. Для абитуриентов станут обязательными несколько анализов — в том числе анализ крови на ВИЧ и сифилис. Об этом сказано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Там же приводятся расчёты, сколько денег потребуется на медосмотры. Учитывается прогнозное число поступающих и перечень всех процедур. Будущих моряков хотят проверять два раза за период обучения, и общая сумма затрат составит 86 млн рублей. 

Примерно тот же состав специалистов будет осматривать и будущих лётчиков. Среди процедур, которые для них станут обязательными, — анализ крови на антиген к вирусу гепатита В, а также анализ мочи на наркотики. Медосмотры ежегодные, и за пять лет обучения бюджету это обойдётся в 838 млн рублей. 

Будущие машинисты должны будут проходить похожие осмотры и исследования один раз за весь период обучения. Стоимость — 103 млн рублей. 

Как следует из пояснительной записки, Минтранс разработал этот законопроект как ответ на законопроект Минздрава. Минздрав ранее предложил исключить "необходимость проведения обязательного медицинского осмотра поступающих при приёме на обучение". 

В июне 2016 года руководитель Департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай пояснял, что школьники и так каждый год проходят диспансеризацию — поэтому проверки именно перед вузом, по сути, не нужны. К тому же, отказ от справок при поступлении, как говорил Олег Салагай, позволит системе здравоохранения экономить более 4 млрд рублей ежегодно. 

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту Минфина, "в соответствии с международными и национальными требованиями" будущие работники транспорта "проходят производственную практику непосредственно на транспортных средствах". И тогда на студентов распространяются все требования, которые предъявляются к лётчикам, машинистам, морякам и т.д., — в том числе требования к состоянию здоровья. А если студенты не пройдут практику, то не смогут получить диплом.

К тому же, если разрешить студентам учиться, а потом окажется, что у них недостаточно хорошее здоровье, то на работу их всё равно не примут. К примеру, лётчики должны предъявить при поступлении на работу свидетельство пилота. А его выдают только тем кандидатам, чьё здоровье соответствует нормативам. 

"Необходимо принимать во внимание, что подготовка специалистов, непосредственно связанных с движением транспортных средств, требует серьёзных финансовых затрат", — отмечается в пояснительной записке. К примеру, "стоимость подготовки судоводителя в соответствии с международными требованиями составляет в среднем 800 тысяч рублей, подготовка пилота гражданской авиации — 1,5—2 млн рублей".

То есть если брать в вуз абитуриента, который "заведомо не способен пройти полный курс обучения по медицинским показаниям," это будет пустая трата бюджетных денег.

— Медкомиссия для абитуриентов — это полезное мероприятие, — считает директор Шереметьевского профсоюза лётного состава Анатолий Бортников. — Как для вуза (администрация должна понимать, потянет ли абитуриент), так и для самого абитуриента. Он должен рассчитывать свои силы, ведь быть лётчиком нелегко. Тем более сейчас. Я летал до 2002 года на дальние расстояния, и раньше у нас условия были полегче: между полётами выделяли минимум 48 часов для отдыха. Сейчас лётчиков эксплуатируют: только приземлился, доехал до дома, и уже нужно ехать обратно и садиться в самолёт.

В обязательных осмотрах есть ещё один плюс, отметил Анатолий Бортников. Если абитуриент по состоянию здоровья не готов летать, он может пойти на смежные специальности — стать инженером, например. 

Капитан 3-го ранга в запасе Дмитрий Литовкин также за медосмотры. 

— Конечно, нужно на старте проверять абитуриента, — сказал он. — Возьмём военно-морские вузы, которые подчиняются Минобороны. Получается, Минобороны будет нести транспортные расходы на абитуриента, который приедет учиться, а потом выяснится, что он негоден для несения военно-морской службы. Плюс нужно выявить все заболевания, которые у абитуриента есть, — потому что потом то же Минобороны будет его лечить.

Автор:
редактор отдела "Здоровье"
Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×