Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 октября 2016, 06:30

Сердечников разрешат "откачивать" всем желающим

Фото: © Medicimage/UIG/EAST NEWS

Фото: © Medicimage/UIG/EAST NEWS

Минпромторг разработал законопроект, после принятия которого вы сможете взять на улице дефибриллятор и спасти находящегося рядом человека с сердечным приступом.

Министерство промышленности и торговли России разработало законопроект, который даёт право "водителям транспортных средств, волонтёрам и другим лицам" оказывать первую помощь. Законопроект был отправлен ведомством в Минздрав 13 октября, копия письма есть у Лайфа.

Первая помощь — это то, что можно сделать с пострадавшим до прибытия скорой, которая увезёт его в больницу. Поправки вносятся в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"Сейчас закон в этом месте составлен нечётко, там прописано, что первую помощь обязаны оказывать сотрудники полиции и МЧС, а о тех, кто имеет право оказывать такую помощь, не сказано.

Именно такая поправка нужна, чтобы в аэропортах, метро и просто на улице могли наконец появиться общедоступные дефибрилляторы. Увидев человека, у которого сердечный приступ, вы сможете — даже если у вас нет медицинского образования — подойти к такому дефибриллятору, за секунды прослушать и просмотреть простую инструкцию, приложить прибор к груди умирающего и спасти его.

Причём если у него на самом деле нет сердечного приступа и разряд ему не нужен — разряда и не будет. Прибор сам всё "чувствует", профессионализм тут не важен. Если вы путешествуете, то наверняка видели такие дефибрилляторы в зарубежных аэропортах или в других общественных местах. Это не те "утюги", которые нам показывают в сериалах про скорую помощь, — приборы вполне компактны, умещаются в небольшой ящик.  

Дефибрилляторы хотят установить все, кроме Минздрава

В России такие дефибрилляторы тоже нужны. За первое полугодие 2016 года в нашей стране от болезней системы кровообращения умерло 300 тыс. человек. Из них 21 тысяча скончалась от инфаркта миокарда. В большинстве случаев причина смерти — "нескорая" помощь больному. 

Кстати, об установке таких приборов уже давно думают в аэропортах Москвы. 

— Проект оснащения пассажирского терминала Домодедово автоматическими наружными дефибрилляторами (именно так называются эти приборы. — Прим. Лайфа) в стадии рассмотрения, — сказали в пресс-службе аэропорта. — В настоящее время называть сроки ввода в действие данного проекта преждевременно. 

При этом администрация аэропорта Шереметьево уже проработала этот вопрос и пришла к выводу, что до внесения поправок в законодательство предпринимать какие-либо действия рано.

А вот аэропорт Сочи закупил такие приборы — накануне зимней Олимпиады-2014. Но обычных пассажиров к ним не подпускают — только медиков, полицейских и спасателей. 

В Московском метрополитене также хотели бы установить общедоступные дефибрилляторы, но опять-таки ждут поправок в закон. 

Даже московские парки за появление у них таких приборов. В 2014 году автоматический наружный дефибриллятор подарили парку "Сокольники", и администрация торжественно объявила об этом СМИ. Но потом получила пояснение из Департамента здравоохранения Москвы: обычные люди не имеют права его использовать. 

Для того чтобы дефибрилляторы стали общедоступными, нужна воля Минздрава. Именно это ведомство должно инициировать поправки в закон. Минпромторг в своём письме в Минздрав как раз и просит ведомство это сделать, отсылая уже даже и сам текст, чтобы упростить задачу. 

При этом в 2015 году пресс-служба Минздрава сообщала, что ведомство рассматривает "инициативу о расширении объёмов первой помощи". Для этого даже была создана специальная рабочая группа. Но с тех пор ничего не изменилось.

Причём Минпромторг свою часть работы сделал давно: чтобы производство дефибрилляторов было российским, ещё в 2013 году был объявлен тендер на "разработку технологии". Его выиграла компания "Альтомедика". Прибор появился. Но как его производить на продажу — если устанавливать его всё равно нельзя? Цена контракта по тендеру Минпромторга — 50 млн рублей. Получается, бюджетные деньги были потрачены зря. 

Бизнес хочет делать дефибрилляторы

На тендер Минпромторга подавали заявки четыре компании. То есть бизнесу такие проекты интересны. Среди участников тендера были "Концерн Аксион" и "Зеленоградский инновационно-технологический центр медицинский техники". Также была компания "ПО Альтоника" (даже по названию видно, что она аффилирована с победителем "Альтомедикой"). 

Можно ли сказать, что Минпромторг продвигает интересы бизнеса, той же "Альтомедики"? В своём письме в Минздрав ведомство упоминает эту компанию. Что она собой представляет? Она появилась на рынке в 2013 году. Совладельцы — Дмитрий Давыдов, Алексей Егоров и Александр Шептовецкий. Первые два являются учредителями также других компаний (Давыдов — компаний "Пикотел", "Элитроника", Егоров — компаний "Смартел трайдинг", "ПО Спецэлектронпроект").  

Интересно, что в 2015 году Алексей Егоров пытался заручиться поддержкой премьер-министра Дмитрия Медведева, но дела это не ускорило. Медведев открывал технопарк на севере Москвы, а Егоров на этом мероприятии рассказал ему, как было бы здорово установить по городу общедоступные дефибрилляторы. Премьер ответил: "Надо подумать, как это сделать". 

Выручка "Альтомедики" в 2015 году — 72,5 млн рублей, но год был закончен с убытком в 500 тысяч рублей. Конечно, положение могли бы поправить новые госконтракты. И в "Альтомедике", как рассказал руководитель инновационных проектов компании Дмитрий Дроздов, сейчас готовятся к серийному производству автоматических дефибрилляторов.

При этом в компании говорят, что она не собирается, да и не сможет стать монополистом на рынке общедоступных дефибрилляторов. 

— В России существуют и другие производители этих приборов, — говорит Дмитрий Дроздов. — При потребности страны в 120 тысячах таких аппаратов (эта оценка была сделана на заседании в Московском кардиоцентре, исходит из численности населения) вряд ли один производитель может покрыть всю потребность. Да и импорт никто не отменял — почему не поставлять за рубеж. 

Кстати, в июле 2016 года сообщалось, что госкорпорация "Ростех" тоже хотела бы поставлять общедоступные дефибрилляторы. 

Дефибрилляторы можно будет брать тем, кто имеет навыки

В поправке, которую разработал Минпромторг, есть уточнение. Прохожие, видя человека с сердечным приступом, могут взять в руки дефибриллятор и превратиться в спасателей "при наличии соответствующей подготовки" или навыков. Какая именно должна быть подготовка, не уточняется. Вероятно, это может быть прописано в отдельном нормативном акте. 

Для начала неплохо было бы, чтобы право быть спасателями появилось, например, хотя бы у сотрудников метро. Они постоянно находятся на станции, их можно заранее научить пользоваться дефибриллятором. Стало пассажиру плохо — сотрудник метро бежит к ящику с прибором и быстро спасает жизнь. 

О случаях, когда непрофессионал с таким дефибриллятором в руках, наоборот, навредил чьему-то здоровью, не сообщалось. 

А на случай, если всё же кто-то использует дефибриллятор и причинит этим вред другому человеку, можно было бы, как в США, принять "закон доброго самаритянина". В нём говорится, что, если добровольный спасатель действовал разумно (для своего уровня подготовки), он не отвечает за неумышленно нанесённый вред. Его привлекают к ответственности, только если в суде будет доказано, что дополнительное повреждение или смерть пострадавшего наступили в результате умышленных действий спасателя или в результате проявления крайней небрежности и невежества.

При этом добровольного спасателя можно привлечь к ответственности, если он преждевременно прекратил попытки спасения, особенно если он оставил пострадавшего в ещё худшем положении, чем до оказания помощи.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar