Минздрав подсчитал цену жизни
Фото: © EAST NEWS
Диспансеризация позволяет сохранять жизни — теперь это не просто слова, а математически точные расчёты. Их провели специалисты Минздрава, сообщил Лайфу источник в ведомстве. Формула такова: если мы берём временной интервал 10 лет, то за него благодаря диспансеризации можно сохранить жизнь 44 тысячам граждан в трудоспособном возрасте. Имеются в виду мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет.
Если же брать группу людей постарше (до 72 лет, в Минздраве это назвали экономически активным возрастом), то можно сохранить 139 тысяч жизней за те же 10 лет.
При математическом анализе учитывались "заболевания, формирующие основной вклад в структуру смертности и инвалидизации населения". Это сердечно-сосудистые заболевания и "злокачественные новообразования молочной, предстательной желёз, рака шейки матки и колоректального рака".
Как считают в Минздраве, диспансеризация — это хорошо не только для граждан, но и для экономики. Если инвестировать в здоровье населения и рано выявлять хронические заболевания, то инвестиции возвращаются. В среднем это 6 рублей за каждый вложенный рубль.
Теперь о том, сколько стоит такой подход, то есть раннее выявление и раннее же лечение. По данным Минздрава, затраты на один год сохранённой жизни — 84,7 тысячи рублей (трудоспособный возраст) и 36,1 тысячи рублей (экономически активный возраст).
Пересчитаем. Получается, в год, чтобы сохранить 44 тысячи жизней, нужно будет потратить 3,7 млрд рублей; чтобы сохранить ещё 139 тысяч жизней — 5 млрд рублей.
В пресс-службе Минздрава добавили, что "широкомасштабная программа диспансеризации" была возрождена в 2013 году. Она "проводится бесплатно, за счёт средств ОМС", и "включает все необходимые лабораторные и инструментальные исследования, консультации специалистов".
Подробнее о том, что можно проверить при диспансеризации. В первый день сдаёте кровь (клинический анализ крови, анализ на уровень холестерина и глюкозы), мочу, также вам измеряют рост, вес, давление, делают флюорографию лёгких, ЭКГ, женщины идут к гинекологу. Это программа для тех, кому 21–36 лет. Пенсионеры проходят дополнительные процедуры, например, измерение внутриглазного давления, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, маммографию.
Через несколько дней ваши результаты готовы, и вы идёте к участковому терапевту. Он анализирует, всё ли у вас в порядке, и, если нужны дополнительное обследование или лечение, то назначает их.
Как рассказали в пресс-службе Минздрава, за первое полугодие 2016 года диспансеризацию прошли около 11 млн человек. Это примерно половина от подлежащих диспансеризации. Дело в том, что пройти её можно не когда хочешь, а когда наступит нужный возраст, а именно в 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39 (и так далее, всё время прибавляйте 3) лет.
"47,6% онкологических заболеваний из числа выявленных в ходе профилактических осмотров было диагностировано на I–II стадии, когда медицинская помощь наиболее эффективна и позволяет избежать инвалидизации", — добавили в пресс-службе.
Минздрав, по данным пресс-службы, подсчитал эффективность диспансеризации конкретно для онкологии: с 2011 года "показатель пятилетней выживаемости больных онкологическими заболеваниями вырос более чем на 3%".
Но не все врачи считают, что диспансеризация — это однозначно хорошо. Как рассказал главный врач московской больницы № 71 Александр Мясников, вред диспансеризации — это ложные находки. Допустим, УЗИ показывает, что у женщины увеличены яичники. Она сдаёт анализ на онкомаркеры, и оказывается, что показатели действительно превышают норму. Женщине делают операцию, и уже после этого (ведь удалённые ткани также отдают на анализ) выясняется, что рака у неё не было, что операция прошла зря. По словам Александра Мясникова, такая судьба у 9 из 10 пациенток, отправленных на операцию после диспансеризации.
— Но с другой стороны, есть группы риска: те, у кого повышенное давление, повышенный сахар, в роду была онкология, — говорит врач. — Им нужно за своим здоровьем следить тщательней. Например, женщине нужно идти на маммографию в 40 лет, если у её матери был обнаружен рак груди в 45 лет.
Лайф спросил также мнение специалистов в кардиологии и онкологии, ведь именно для отслеживания таких заболеваний, как считает Минздрав, диспансеризация нужна в первую очередь.
Хирург-онколог, маммолог Денис Хайленко, работающий в городской больнице № 57, считает, что диспансеризация однозначно необходима для профилактики.
— Допустим, проходить проверку на рак молочной железы женщинам начиная с 35 лет нужно раз в год как минимум, — сказал врач. — Тем более если есть наследственность и фоновые заболевания.
Фоновые заболевания (то есть факторы риска для появления рака молочной железы) — это, к примеру, артериальная гипертензия (повышенное давление) и заболевания щитовидной железы.
Врач-кардиолог Алексей Эрлих, работающий в городской клинической больнице № 29, считает, что тотальная диспансеризация мало эффективна. Нужно обследовать группы риска. Например, по сердечно-сосудистым заболеваниям одна из групп риска, по его словам, — мужчины старше 40 лет с ожирением и гипертонией.
Сейчас, по наблюдениям врача, диспансеризация часто проходит формально.
— Я спрашиваю у пациентов, которые недавно прошли диспансеризацию: "Вам померили холестерин?" "Померили". "И какой?" "Ничего не сказали, наверное, нормальный". Понимаете? То есть весь этот процесс сейчас не интересен ни тому, кто проходит диспансеризацию, ни тому, кто её проводит. И сама диспансеризация, конечно, жизни не сохранит. Жизни могут сохранить какие-то действия, которые последуют за диспансеризацией. А сейчас эти действия следуют далеко не всегда, а если следуют, то далеко не всегда они адекватны.
Врач напомнил прошлогодний скандал с приписками в московских поликлиниках. По его мнению, именно так, только на бумаге, она нередко и проходит.