Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 ноября 2016, 11:45

"Голосуй или проиграешь — 2": как Хиллари Клинтон копирует схему Ельцина

За кандидата от демократов на пост президента США вступилась тяжёлая артиллерия — знаменитости, которые всячески агитируют поклонников не допустить Трампа к власти. Примерно так же в 1996 году вся российская эстрада убеждала молодежь спастись от возвращения коммунистов и выбрать свободу — Бориса Ельцина.

 

— В ноябре я буду впервые голосовать на всеобщих выборах, и я с большим удовольствием сообщаю, что отдам голос за Хиллари Клинтон, — соблазнительно улыбаясь, начала свою речь на съезде демократов Хлоя Моретц. Молодая актриса теперь не просто Убивашка и Мия из подростковой мелодрамы "Если я останусь", 19-летняя Хлоя — звёздный "посол", который объясняет молодёжи, почему они должны голосовать за Хиллари Клинтон.

Список звёзд, которые проголосуют за Клинтон, поражает. Леди Гага и Бейонсе, Кэти Пэрри и Бон Джови, Леонардо Ди Каприо и Джордж Клуни, Ким Кардашьян и Канье Уэст, Шарлиз Терон и Морган Фримен. Ролик в поддержку Клинтон записал даже известный танцор Михаил Барышников. Перечислять имена можно бесконечно. Кажется, что если собрать всех этих людей в космическом корабле и отправить на Марс, то таблоидам будет не о ком писать.

В июле в Сети появился клип Fight Song ("Песнь борьбы"): звёзды перепели гимн кампании Хиллари Клинтон.  Элизабет Бэнкс (Эффи Тринкет из "Голодных игр"), Ева Лонгория, певица Сией и ещё с десяток  других американских знаменитостей пламенно поют:

"Как маленькая лодка, плывущая в океане / Может создать большие волны, / Как всего одно слово может открыть сердце нараспашку, / Так и всего с одной спичкой я смогу устроить взрыв"

 

А ещё раньше  стало известно, что сотня топовых американских селебрити (от той же Хлои Моретц до Моби) начали кампанию United Against Hate ("Объединившись против ненависти"). В открытом письме к общественности говорится:

"Дональд Трамп хочет вернуть нашу страну в то время, когда страх оправдывал насилие, когда жадность разжигала дискриминацию. Многие из нас относятся к социальным группам, к которым Трамп настроен агрессивно (женщины, латиносы, инвалиды), многие не относятся. Но вскоре и все мы можем стать целью для его следующих атак. Поэтому все вместе мы должны остановить Дональда Трампа".

Остановить Трампа можно только одним способом — проголосовать за Хиллари Клинтон.

"Голосуй или проиграешь"

В России 20 лет назад из уст местных звёзд звучали почти те же призывы.

— Для меня коммунистический режим равен фашистскому, поэтому я призываю не допустить возвращения этой дьявольской идеологии и отдать свой голос за свободу, — призывал поклонников "Алисы" Константин Кинчев.

 

— Давайте сделаем нашу жизнь такой, какой мы хотим её сделать; эти люди уже отжили своё, теперь нам жить. Приходите и голосуйте! — орал со сцены "босоногий мальчишка" Леонид Агутин.

 

Кинчев и Агутин, как и почти все российские звёзды шоу-бизнеса (Гурченко, Кикабидзе, Киркоров, Аллегрова, Агата Кристи, Чайф и другие всем известные имена) отправились в тур по стране, где выступали с концертами и попутно призывали выбрать свободу — а значит, Бориса Ельцина. 

"Ещё в 1940 году американский социолог Поль Лазарсфельд, изучая избирательные кампании, выяснил, что электорат больше всего доверяет мнению популярных персон. В рекламе, в том числе политической, есть довольно хрестоматийный приём "свидетельство знаменитости". Приём старый как мир. И можно сказать, что, какие бы новые медиа ни использовались в предвыборной борьбе, сами технологии, алгоритмы – проверенные временем. Например, лучше всего работают полевые кампании, когда у человека есть возможность пообщаться с кандидатом или опинион-мейкером напрямую"

Агитационные концерты знаменитостей стали главной составляющей предвыборной кампании "Голосуй или проиграешь" — самой успешной за всю историю выборов в России. Весной 1996 года социологические опросы показали, что рейтинг Ельцина составляет всего 3—6%. Чтобы спасти ситуацию, первому президенту России надо было привлечь на свою сторону молодёжь. Тогда в недрах штаба Ельцина и родилась идея "Голосуй или проиграешь".

Ставка была сделана на ключевое для молодых понятие — свобода. Ельцинские политтехнологи умело манипулировали молодёжным восприятием мира по принципу: свобода — наше всё, а всё, что против свободы, зло по определению. Риторика агитаторов за Ельцина и риторика рекламных роликов наглядно подчёркивали, что бездействие молодёжи автоматически приведёт к возвращению коммунизма, а соответственно, к ухудшению качества жизни по всем фронтам. Реклама била беспощадно: "Что ты выберешь: модную джинсовку или тюремную робу, свободу или наручники?"

Идя по заветам кумиров, молодой электорат в интервью заявлял, что в случае "свободы" (победы Ельцина) ждёт независимости по всем фронтам: в первую очередь, конечно, от коммунистов, от денег и даже "от самих себя, своей судьбы". В общем, как говорит одна героиня следующего ролика, "независимости от всего".

И чтобы получить эту волшебную независимость, чтобы, как говорил агитатор Валерий Сюткин, "определить свою дальнейшую жизнь", молодёжи нужно было сделать всего одно правильное решение — прийти и проголосовать за Ельцина.

Билл Клинтон и поколение MTV

"Голосуй или проиграешь" не была оригинальной идеей ельцинского штаба. Отечественные политтехнологи скопировали предвыборную кампанию Билла Клинтона 1993 года, которая даже называлась идентично: "Выбирай или проиграешь". Этот лозунг, в свою очередь, команда Клинтона позаимствовала у главного источника информации молодёжи 90-х — MTV. 

В 1992 году президент MTV запустил цикл образовательных роликов, ток-шоу и документалок для развития у зрителей интереса к политике и грядущим выборам под общим названием "Выбирай или проиграешь". Майкл Джексон призывал с экрана "понять, что у вас есть уникальная возможность определить свою судьбу", а на вечерние шоу приглашали видных политиков.

 

В июне 1992 года на ток-шоу "Выбирай или проиграешь" пришёл Билл Клинтон. По правилам программы гость должен был отвечать на вопросы молодёжи (от 18 до 24 лет) из зала. Клинтон пришёл в строгом костюме с бордовым галстуком, но вёл себя при этом открыто и расслабленно. Рассуждал о влиянии его знака зодиака (Лев) на карьеру, рассказывал, что в детстве фанател по Элвису и не смущался от вопросов вроде: "Каково было расти в семье алкоголиков?" Но самым эффектным признанием был рассказ о неудачном курении марихуаны. Да-да, отнюдь не Барак Обама (а точнее, не его политтехнологи) додумались первыми поднять столь близкую для молодёжи тему.

15 миллионов молодых людей, смотревших тот эфир "Выбирай или проиграешь: каким будет будущее с Биллом Клинтоном", увидели в кандидате своего человека: со слабостями, близкими интересами и проблемами. На программу были приглашены и другие кандидаты — Буш-старший и Росс Перо, но никто из них не пришёл. Зато на выборы потом пришло рекордное количество молодёжи, знавшей, за кого голосовать, чтобы не "проиграть". Что было дальше, вы знаете.

Хиллари Клинтон и поколение Snapchat

Штаб первой женщины — кандидата на пост президента тоже сделал ставку на молодёжь. Миллениалы (так называют поколение родившихся в конце 80-х и начале 90-х) сыграют важную роль на грядущих выборах. По оценкам социологов из Гарварда, поколение Y составит 36% от всего электората. То же исследование говорит, что 56% молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет хотят видеть в Белом доме демократа и лишь 36% — республиканца.

Пробиваться к этому важному электорату команда Хиллари решила по схеме "Выбирай или проиграешь" плюс "Голосуй или проиграешь". Агитация направлена на повышение лояльности у миллениалов и в то же время на борьбу со злом, которое неизменно наступит, если допустить Трампа к власти.

И если в середине 90-х достучаться до молодых можно было через MTV и концерты, то сейчас всё гораздо проще. Основным коммуникационным каналом для взаимодействия с миллениалами стали социальные сети. Через них кандидатка от демократов, во-первых, общается с молодёжью на их языке, а во-вторых, там же получает и демонстрирует поддержку от селебрити. Так, в "твиттере" Клинтон появилось  фото Бейонсе с вечера сбора средств на нужды партии.

 

Интересно, что Бейонсе, которая внесла немалый вклад в популяризацию Барака Обамы (сначала выступала на митингах, потом на инаугурации, да и вообще — друг и любимая певица президентского семейства), сама публично не поддерживала Клинтон, а лишь однажды заглянула на мероприятие демократов. Но этого "случайного" фото и подписи "Би в нашей команде" вполне достаточно, чтобы многомиллионная армия главной певицы Америки стала за Хиллари. Да и когда Клинтон говорит на встрече с избирателями, что "хочет быть таким же хорошим президентом, как Бейонсе — артистка", электорат приветствует высказывание аплодисментами.

Очевидно, что "за Клинтон" будут и 78 миллионов подписчиков Ким Кардашьян, которая как-то выложила в "Инстаграм" селфи с демократкой, собой и Канье Уэстом, да ещё и восторженно подписала "Наконец-то я получила это селфи. Хиллари — в президенты!" Прибавьте к этому сразу и фанатов Канье. Сами понимаете, если фанаты готовы неделю  стоять в очереди за кроссовками от Канье и скачивать игры на телефон с ярлычком "От Ким", то они будут любить и одобренного кумирами кандидата.

 

 

Особенно удачно штаб Клинтон задействует селебрити-поддержку при сопоставлении с риторикой Трампа. 

— Я латиноамериканка, а значит, по мнению Дональда Трампа, преступница, — так начала свою речь на съезде демократов популярная актриса с латиноамериканскими корнями Америка Феррера (сериал "Дурнушка").

— А я женщина, и, как бы сказал Трамп, я всегда буду на втором месте, — ответила ей Лена Данэм — кинодеятель, писательница, феминистка и одна из самых активных звёздных поклонниц Хиллари Клинтон. 

О женоненавистнических высказываниях кандидата от республиканцев неоднократно напоминала актриса и феминистка Хлоя Моретц, которая с первых дней начала поддерживать Хиллари Клинтон и тоже выступила с пламенной речью на съезде.

 

 

Список знаменитостей, которые "за Клинтон", можно продолжать до бесконечности — штаб демократов, действительно, поработал на славу и охватил все слои шоу-бизнеса.

 

 

Ну а для самых непробиваемых молодых у штаба Клинтон есть секретное оружие — Хиллари-эмодзи и забавные видео из Snapchat. Ну как тут не проголосовать за эту милую даму?

 

Кто победит

Как показывает наш мини-экскурс в историю, ставка на молодой электорат и активное использование селебрити-поддержки приводят к нужному результату: и Билл Клинтон, и Борис Ельцин добились победы. Поэтому можно предположить, что восьмого ноября 2016 года американская молодёжь тоже не захочет "проиграть".

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров