Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
19 мая 2016, 11:00

"Кинут" ли Sony и Microsoft 60 миллионов человек?

Зачем гиганты индустрии взяли курс на смартфоны и политику компании Apple, и как на это реагировать нынешним владельцам PlayStation 4 и Xbox One.

Обычно в споре между компьютерными и консольными геймерами один из ключевых аргументов в пользу приставок звучит следующим образом: PlayStation/Xbox — это надолго. Дескать, купил один раз и проблем с обновлениями не знай. Парадоксально, но факт: события последних нескольких месяцев говорят об обратном. В скором времени всё может измениться, а сам рынок перейдёт на модель, заданную когда-то продукцией компании Apple.  

Фото: © Flickr/Valentin Kozin

Sony бьёт в тамтам и говорит о том, что железный апгрейд — не самая плохая парадигма развития для PlayStation 4. Microsoft сливает две системы в единое целое. Nintendo в очередной раз пытается форсировать поколение, параллельно выпуская надстройку над классической 3DS. С точки зрения рядового покупателя это нонсенс, вот только история говорит немного об обратном: в не таком уж далёком прошлом происходили аналогичные процессы, однако с совершенно иными индустриальными условиями.

Речь о так называемых "надстраиваемых" приставках, или, говоря проще, обновлениях к уже имеющимся в продаже системам. Яркий пример — эпопея японцев из SEGA с её Mega Drive/Genesis. Когда-то команда Тома Калински (США) сумела сотворить невозможное — отбить значительную часть американских прилавков у монополистов из Nintendo. Гигантский успех Sonic the Hedgehog запустил волну "соникомании", а прорывная по меркам девяностых рекламная кампания обеспечила 16-битке огромную популярность по обе стороны океана.

Проблемы начались с тех самых пор, как SEGA решила один за другим выкинуть в продажу сразу несколько ключевых ревизий. SEGA Mega-CD, SEGA 32X — на день сегодняшний это всего лишь ещё одна милая ретро-история борьбы за звание царя горы. В действительности девяностых всё было не так радужно. Геймеры возмущались: "Да нас просто кинули! Эта 32X просто кусок мусора". И у них были все основания так считать. SEGA прикрыла поддержку девайса незадолго до старта Saturn, обманув тем самым не только обывателей, но и разработчиков, которые готовили множество проектов под устройство с цифрой 32 в логотипе.

У CD-аддона сложилась судьба получше. Да, его библиотека состояла как минимум на треть из "интерактивных фильмов", достойных лейбла Troma Entertainment (знаменитая американская студия, специализирующаяся на эксплуатационном жанре). Однако же диски в продаже появлялись, и среди них нашлось место даже эксклюзивному выпуску "Соника". В остальном — ни шатко ни валко: Mega CD оказалась никому не нужным приложением к оригинальной Genesis.

Фото: © Flickr/Adam Purves (S3ISOR)

К сожалению, на одной лишь SEGA эпопея с надстройками не закончилась. В разное время под корпоративные жернова попала и NEC с её CD-версией PC Engine, и даже Nintendo, неосторожно выпустившая New 3DS. Слоган "А у нас мощнее" банально не сработал: разработчики не ринулись выпускать эксклюзивы, заточенные под новое железо, а репутация самой "Большой N" оказалась изрядно подпорчена даже на фоне скандала с Virtual Boy. Впрочем, на волне событий последних месяцев всё это кажется лишь цветочками.

Фото: © Flickr/BrotherMagneto

Когда-то американцы из Microsoft числились в числе аутсайдеров. Их Xbox был мощнее PlayStation 2, однако проигрывал по числу доступных видеоигр. Геймеры полагали, что на портах с компьютера долго не протянешь, и шли в магазин за второй "Игровой станцией", докупив комплектом третьи Metal Gear Solid и Devil May Cry. Впрочем, ситуация склонна меняться, и вот уже редмондцы почуют на лаврах. Их Xbox 360 — один из лидеров продаж, центр общественной дискуссии и кругом-бегом популярный гаджет.

Microsoft подгадала не только время старта (за год до японского и американского запуска PlayStation 3), но и поторопилась обеспечить систему яркой линейкой продуктов, способной заинтересовать даже самых требовательных поклонников индустрии. Игры на любой вкус. Project Gotham Racing 3 и Ridge Racer 6 для фанатов гонок. Call of Duty 2 — для любителей пострелять. Принцип "играйте в лучшее на Xbox 360" сработал: консоль разлеталась по рукам с ошеломительной скоростью, и это несмотря на скандал с "тремя красными огнями", чьё появление свело в могилу едва ли не всю сигнальную партию консолей.

Японские ролевые игры, трилогия Gears of War, платформер от Rare (авторы Battletoads и Conker), удобный сетевой режим — владельцы бренда работали на так называемых core-геймеров, стараясь предложить действенную альтернативу медиакомбайну от Sony. Увы, уже в конце нулевых от привычной стратегии пришлось отказаться. Бывшие эксклюзивы (такие как Ninja Gaiden II или Star Ocean 4) начали мигрировать на систему-конкурента, а основным слоганом стало сочетание слов… "Xbox, watch TV".

Если вы по какой-то причине считаете, что телевизионные трансляции — это фишка поколения Xbox One, то у нас плохие новости. В действительности слияние нескольких медиасред в рамках одного устройства (Xbox 360) произошло в конце нулевых. Разумеется, до России это новшество в полной мере не добралось, однако сама компания Microsoft немало выиграла от спортивных трансляций и возможности посмотреть сериал на 360-м.

Всё, что было дальше, — логичное развитие уже ранее осуществлённых идей. В этом смысле медиабрифинг на E3, где слово TV звучало чаще слова Game, отлично вписывается в новую философию компании. Американцы предложили рынку комбинированное решение с возможностью запускать Gears of War, но прогадали с архитектурой железа (оно банально слабее, чем у PlayStation 4) и наличием уникального контента.

Да, можно пенять на Sony, что та не стремится заполнить библиотеку четвёртой PlayStation большим количеством проектов с Only on шилдиком на коробке, однако она хотя бы понимает их важность. У Microsoft — своя атмосфера. Этот факт отлично иллюстрируют недавние события. Едва очухавшись после ошибок старта Xbox One, выпустив ряд интересных продуктов (таких как Rare Replay), редмондцы объявили о… слиянии Xbox One и PC. В результате этого решения такой хит, как Quantum Break, вышел не только на консоли, но и на компьютере. Фантастика, да и только. Это не считая замечательного решения разогнать Lionhead Studios — одних из немногих людей, которые ещё были способны делать мощные эксклюзивы. Воистину, новое поколение — время "перемен".

Фото: © Flickr/Farley Santos

Самое интересное, впрочем, происходит по другую сторону фронта. В последнее время активно ходят слухи об обновлённой PlayStation 4 под кодовым названием NEO. Соль в том, что речь идёт не о типичной Slim-версии PlayStation. Японцы хотят улучшить "начинку" приставки, позволив ей таким образом ещё плотнее подружиться со шлемом виртуальной реальности VR и запускать игры в разрешении 4K.

Если верить авторам портала Kotaku, Sony провела закрытую пресс-конференцию ещё в рамках выставки GCD 2016, где и рассказала, чего стоит ждать от NEO. В частности, улучшенной графической системы и разогнанного процессора. Инсайдеры, регулярно сливающие информацию, сегодня озвучивают стоимость и дату поступления девайса в продажу — осень 2016-го по цене в 400 долларов. В продолжение темы: студии уже работают над новыми проектами, а их творчество можно будет запустить и на обычной PS4, но с разницей в производительности. Стоит ли говорить, что Интернет сейчас трясёт от многочисленных утечек, касающихся NEO?

Людей возмущает даже не сама возможность выложить ещё по 400 долларов/евро за комплект с условно-новой PlayStation, но изощрённая логика, предполагающая, что поколение можно форсировать, выпуская такие вот надстройки над уже представленными на полках устройствами. Сразу вспоминались и 32X, и то, что прежде Sony никогда не позволяла себе ничего подобного.

Безусловно, японцы создавали "тонкие" варианты своей продукции, каждая ревизия которых всё больше уходила в сторону удешевления компонентов, однако она же растягивала до максимума жизненный цикл каждой из своих систем. Это была философия бренда. Консоли-монолиты, десять лет величия, и всё в таком духе. А тут маячащая на горизонте NEO, которая, по сути, сведёт на нет всю концепцию PlayStation — её историю. Понятно, почему поклонники стали напоминать вскипающие алюминиевые чайники.

Фото: © Flickr/Official GDC

Прежде производители старались спроектировать свои устройства таким образом, чтобы их архитектура и логика была максимально уникальной. Плач Ярославны по поводу необходимости работать "тонко" с железом PlayStation 2/3 — яркий тому пример. GameCube и Wii/Wii U — тоже. Единственной компанией, решившей отойти от постулатов рынка, стала Microsoft: вот её линейка Xbox как раз и представляла/представляет собой ярчайшее воплощение PC в форм-факторе приставки к телевизору.

PlayStation 4 — первый шаг Sony на пути к унификации железа. Построенная на x86-архитектуре, она слабо отличается от типичной персоналки, стоящей в домах отечественных геймеров. Ситуация на рынке же говорит о том, что в ближайшее время эпоха "уникальных" девайсов может подойти к концу. Эксклюзивов становится всё меньше, а ряд аналитиков уже выдвигает предположение, что платформодержатели могут перейти на модель Apple, когда свежий гаджет выходит раз в два года.

Всё это — из-за не самого весёлого состояния консольной индустрии. Отчасти эти доводы подтверждают различные исследования. Ни для кого не секрет, например, что японский запуск PlayStation 4 произошёл с колоссальным отставанием от Европы/США, а сама приставка не пользуется на родине и десятой долей популярности своих предшественниц. Жители Страны восходящего солнца теперь отдают предпочтение даже не портативным системам, а смартфонам — то есть устройствам, которые заточены под что угодно, но только не под игры. Многие полагают, что это — показатель.

Схожим образом ведут себя и независимые издатели, которые один за другим мигрируют в сторону мобильного и социального рынков и зачастую не видят смысла в создании "уникальной" продукции. В этом смысле хорошей иллюстрацией может стать Square Enix. Не так давно менеджмент компании признался, что недостаток свежих релизов для PlayStation 4/Xbox One был связан с туманными коммерческими перспективами последних. В Square всерьёз рассуждали: а взлетит ли? И лишь успех таких проектов, как The Witcher 3 и Metal Gear Solid V, сумел доказать большим боссам, что ягоды в ягодицах ещё имеются.

На фоне новостей последних дней всё актуальнее становится вопрос: а стоит ли приобретать PlayStation 4 или Xbox One здесь и сейчас? Редакция Лайфа не берется утверждать, что в ближайшее время всё изменится настолько, что по дате выхода приставки сравняются с iPhone, однако настоятельно советуем дождаться таких выставок, как GamesCom и E3. Тем же, кто уже успел приобщиться к прекрасному, придётся смириться, что рано или поздно классический срок жизни системы в 5—7 лет прикажет долго жить. Перемены уже заметны, вот только до конца не ясно, в какую сторону качнёт прежде незыблемую индустрию. Быть может, всё останется плюс-минус прежним, но есть вероятность, что уже через два года мы будем смотреть совсем другое кино.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров