Секс, расизм и русофобия. Как компьютер доводит до суда
Возмущают издевательства над секс-меньшинствами? Огорчает отношение к женщине лишь как к объекту сексуального вожделения? Скабрёзные шутки про чернокожих ранят в самое сердце? Что ж, добро пожаловать в Клуб обиженных видеоиграми!
В век Интернета, социальных сетей и тоталитарной политкорректности проблема видеоигр, содержащих "умышленно оскорбительный" контент, приобретает особый подтекст. На одной чаше весов свобода интеллектуального самовыражения — основа современного демократического общества. Другую чашу отягощает не менее древняя культура сутяжничества в судах, усугубляемая комплексом вины белых гетеросексуальных мужчин, "виновных" в большинстве бед и унижений всевозможных меньшинств. Плюс ко всему судебные тяжбы нынче дополняет (или в лучшем случае заменяет) омерзительная практика сетевых акций, направленных на травлю издателя и разработчика. За что же видеоигры попадают в немилость в различных странах мира, разбирался Лайф.
Сексизм
Тема ненадлежащего изображения женщин в видеоиграх давно тревожит современных суфражисток. Которым, как и всяким порядочным фанатикам, за каждым углом мерещатся шовинисты, мечтающие отобрать у "слабого" пола с таким трудом завоёванные права. Как таковых запретов на игры, в которых женщина представлена объектом сексуального вожделения, в демократических странах пока ещё не было. Однако в ряде государств законодатели активно поощряют игроделов, стремящихся отойти от стереотипного образа героини-сердцеедки.
Возьмём, к примеру, Францию. В июне 2016-го парламент принял к рассмотрению законопроект, согласно которому издатели и разработчики, поддерживающие позитивный имидж умной и разносторонней женщины, чьи достоинства не исчерпываются миловидным личиком и грудью четвёртого размера, получат существенные налоговые льготы. Похожий закон в 2014-м приняли и в Швеции. При этом законодатели упоминают, что галльской индустрии и так есть чем гордиться на данной стезе. Недавно французский министр по делам цифровой индустрии Аксель Лемер отметила, что протагонисты Beyond Good & Evil и Dishonored 2 от французских студий Ubisoft и Arkane — идеальные героини видеоигр с точки зрения женского имиджа.
С нашей точки зрения, подобная позиция отдаёт некоторым двуличием. Ведь Лару Крофт и Байонетту геймеры обожали отнюдь не за бюст... Вернее, не только за бюст. Кто вообще сказал, что высокий интеллект, широкий кругозор и глубокие энциклопедические познания не могут органично уживаться с шикарной грудью и аппетитными бёдрами?!
Чрезмерная откровенность
Геймеры-старожилы отлично помнят замечательный мод Hot Coffee к GTA: San Andreas, доставивший немало позитивных минут любителям виртуального флирта. Суть его заключалась в том, что главный герой, ухаживающий за девушкой, мог добиться её благосклонности и приглашения на "чашечку кофе" после официального завершения свидания. Затем геймеру дозволялось принять участие в весёлой мини-игре, где виртуальные человечки предавались амурным утехам.
Мод стал причиной сочного скандала с лицемерными закатываниями глаз и жёсткими заявлениями поборников морали, повлёкшими за собой временное изъятие игры из розничных продаж и изменение рейтинга с М17+ до АО (только для взрослых). Издатель Take-Two даже предложил геймерам, чья психика серьёзно пострадала от созерцания виртуального полового акта, получить компенсацию до $35 или бесплатно обменять диск с игрой на цензурированный вариант. Впрочем, из десятков миллионов покупателей услугой воспользовались лишь 2676 человек.
Стоит упомянуть, что в Австралии за чрезмерные откровения в вопросах взаимоотношения полов в своё время был запрещён к продаже "Ведьмак-2", и несчастным "оззи", жаждущим узнать о новых приключениях Геральта из Ривии, приходилось заказывать себе игру с другого континента. Кто от этого выиграл? Только австралийская почта. Потому что все, кто хотел поиграть в долгожданный блокбастер, так или иначе сумели его заполучить.
Издевательства над ЛГБТ-сообществом
Замечательная Postal 2, в коей предстояло взять на себя обязанности спятившего от работы почтальона-психопата, была запрещена к продаже на территории Австралии и Новой Зеландии. В Нидерландах случилось и того забавнее: тайтл подвергся столь гневной обструкции со стороны представителей секс-меньшинств, что продавцы не решались выкладывать игру на полки магазинов.
Причина запрета — возможность убивать гомосексуалистов, что было расценено как дискриминация. Робкие возражения авторов, указывающие на то, что главный герой может убить и надругаться над трупом вообще любого встреченного им человека или животного, законодателями и активистами услышаны не были. Впрочем, законорегуляторы из Южного полушария не стали делать на своём запрете гомосексуальный акцент и забанили игру за "неприемлемый" контент, что можно трактовать несколько более широко. Но мы-то с вами знаем, откуда растут ноги…
Расизм
В интересную историю в 2009-м попала компания Capcom с очередной частью своей флагманской франшизы Resident Evil 5. Действия игры разворачивались в Центральной Африке, поэтому большинство встреченных на пути протагониста людей оказались африканцами с соответствующим цветом кожи. И всё бы ничего, но африканцы эти в подавляющем большинстве случаев были агрессивными мутантами (маджини). А главному герою Крису Редфилду, по случайному совпадению здоровенному белому англосаксу, приходилось их убивать с особой жестокостью.
Как и следовало ожидать, сразу же после релиза аудитория с тонкой душевной организацией поспешила обвинить разработчиков в неприкрытом расизме. Вновь не возымели никакого эффекта доводы разума и сухой статистики, гласящие, что в центральноафриканских странах доля белого населения никогда не достигала и 1%... Африканские государства массово отказывались продавать игру на своей территории. Сердца чернокожих в других регионах тоже начал глодать червь сомнения… В итоге издателю пришлось уступить давлению общественности и внести изменения в расовый состав маджини очередным обновлением. В цензурированной версии на толпу из четверых чёрных зомби, охотящихся за главным героем и его напарницей, приходится один их белый собрат.
Религиозное мракобесие
Игры про ад, демонов и восставших мертвецов традиционно не пользуются поддержкой святых отцов. Ситуация начала меняться к лучшему лишь в последние годы, свидетельством чему стал обстоятельный и позитивный комментарий протоиерея Всеволода Чаплина, данный им к обзору игры DOOM (2016) на страницах Лайфа.
А ведь оригинальную DOOM (1994) не жаловала ни одна религиозная конфессия. В Германии, например, запрет на продажу первой части, введённый под давлением церковных иерархов, действовал аж до 2011-го. Не любили отцы святой церкви и Blood с Painkiller, несмотря на то что главные герои объективно были на стороне добра и немилосердно выжигали адскую скверну калёным железом. К счастью, в большинстве цивилизованных стран религия отделена от государства, поэтому запреты церковников в основном носят рекомендательный характер.
Межнациональные и межкультурные предрассудки
Выход второй части гангстерского боевика Mafia в 2010-м ознаменовался грандиозным скандалом. Общественная организация UNICO обвинила авторов мафиозной саги в фальсификации образа италоамериканца. Суть претензии сводилась к тому, что игра прививает детям фальшивые установки и провоцирует на неправильный жизненный выбор. UNICO даже назвала Mafia II "расистской чушью" и потребовала от Take-Two отменить грядущий релиз.
Слава богу, и издатель, и власти, и общественность поступили единственно правильным образом — проигнорировали обращение, которое сложно было назвать иначе как бредовым и высосанным из пальца. Впрочем, если бы UNICO хватило ума найти конгрессмена-популиста с итальянскими корнями, для геймеров всё могло сложиться и не столь удачно...
Чрезмерное насилие и натуралистичность
Странно порой бывает слышать критику в адрес игровых компаний за то, что они делают виртуальные убийства и разрушения чрезмерно натуралистичными. Что ж теперь, в угоду моралистам отказываться от торжества высоких технологий и искусственно занижать качество картинки? Естественно, подобная критика никем не воспринимается всерьёз. Однако если игра скрупулёзно и во всех подробностях демонстрирует процесс подготовки к убийству, моралофаги не могут пропустить столь удачный момент для дешёвого пиара и слетаются на него как стая стервятников.
В 2003-м причиной гнева стала Manhunt от Rockstar, рассказывающая о приключениях "чудесно спасшегося" смертника Джеймса Эрла Кэша, вынужденного сыграть главную роль в реалити-шоу зловещего режиссёра. Полюбившийся геймерам персонаж столь лихо и правдоподобно казнил всевозможных преступников с помощью кирпичей, бейсбольных бит, проволоки и осколков битого стекла, что правозащитники забили тревогу. Канадская газета The Globe and Mail писала: "Manhunt — это игра, находящаяся вне жанровых канонов. Здесь нет сюжета — просто ритуальное заклание людей и складывание штабелей из трупов. Это даже не игра, а скорее оружие для саморазрушения, доступное любому 12-летнему мальчику".
Manhunt была запрещена на территории Австралии и Новой Зеландии, а на территории всех стран Европы и Северной Америки для её распространения был введён режим максимального неблагоприятствования. Пожалуй, это единственный случай, когда меры по запрету интерактивного произведения можно считать оправданными. Ибо Manhunt был великолепен, но лют. За что и любим.
Историко-политическое несоответствие
С такой формулировкой игры чаще всего запрещаются на территории Поднебесной. Взять, например, Battlefield 4, в которой, по мнению пекинских властей, "воспроизведён образ НОАК, порочащий вооружённые силы и великий народ". Претензия содержит рациональное зерно: китайская армия в серии Battlefield действительно показана со стороны не самой приглядной.
По той же причине в Китае была забанена Command & Conquer: Generals. А вот безобидный экономико-спортивный симулятор Football Manager 2005 попал под запрет за то, что Тибет в нём был указан как независимое государство. В Китае это расценивается как призыв к сепаратизму и сурово наказывается.
Запрет на рекламу определённых товаров и услуг
Редкое ограничение, касающееся в основном спортивных проектов. Например, в Дании нельзя купить симулятор боев без правил EA Sports MMA потому, что в игре есть реклама энергетических напитков. А они, в свою очередь, запрещены на родине Гамлета.
А что у нас?
Культура вставать в позу обиженного российской общественности, в отличие от западных коллег, в целом не свойственна. Большая часть наших соотечественников до сих пор живёт в романтическом мире 90-х, воспетом мастерами шансона, и чётко осознаёт, что на обиженных не только возят воду, но и делают с ними кое-чего похуже. Именно поэтому русские не спешат записываться в число нытиков.
В истории отечественного игростроя оставили свой след, пожалуй, лишь скандалы с Call of Duty: Modern Warfare 2 и Company of Heroes 2. Причём в случае с серией Call of Duty имели место даже не возмущение, а скорее недопонимание и недостаточная информированность, подогретые гиперактивностью одного охочего до пиара депутата Государственной думы.
Завязкой конфликта послужил опциональный уровень No Russian в российском аэропорту, подозрительно напоминающем новый терминал Шереметьево. Игроку, выполняющему роль внедрённого в группировку террористов спецагента, нужно было расстреливать мирных российских граждан, чтобы развязать мировую войну. Террористы были представлены в роли откровенно несимпатичных душегубов, а уровень No Russian, кстати, отсутствовавший в локализованной российской версии, можно было пройти без единого выстрела. Однако это не помешало скандалу достичь центральных СМИ и даже получить оценку ряда видных политических деятелей.
С Company of Heroes 2 ситуация была несколько сложнее. В ней авторы замахнулись на самое святое, что есть в сердце русского человека, — Победу в Великой Отечественной войне и образ солдата-фронтовика. Отечественных геймеров, уставших от обилия антинародного треша, исправно льющегося с экранов телевизоров и кинотеатров, представление воинов Красной армии в роли палачей проняло до глубины души. Они начали онлайн-кампанию за бойкот игры, широко поддержанную блогерами и игровой прессой. Примечательно, что в обоих случаях проблемы с распространением игр с ненадлежащим контентом были решены отечественной игровой индустрией в рамках саморегуляции, без привлечения государственных контролирующих органов.
Как же разработчикам жить и творить в условиях тоталитарного гнёта со стороны чрезмерно чувствительной общественности? Да, в общем-то, так же как и раньше: плюнуть на критику и делать своё дело. Угодить всем и вся невозможно априори, а недовольные были даже в раю. Поэтому главное для игроделов — чётко определиться с целевой аудиторией и рынками сбыта, честно поставить на коробке значок 18+ и сделать отличный продукт, прибыли от продаж которого с лихвой окупят потери от противодействия со стороны всевозможных моралофагов. Так победим.