Не женское дело: за что девушки ненавидят феминисток
Последняя пятилетка ознаменовалась феминизацией медиапространства. Литература, кино, музыка, комиксы, и, конечно, игры — все оказались под ударом. Однако бравые защитницы прекрасного пола не просто не помогали укреплять образ сильной женщины в тех же играх, а, скорее, дискредитировали его. Охочие до интриг, неприятные внешне, оперирующие высосанными из пальца фактами — таково истинное лицо оголтелых поборниц феминизма. Их есть за что ненавидеть.
Тельма и Луиза, да не те
Нынче геймеров всё чаще обвиняют в сексизме, и эти нападки звучат всё громче. Главный прокурор (и объективный судия по её нескромному мнению) на этом процессе — ведущая YouTube-канала Feminist Frequency Анита Саркисян. Госпожа Саркисян с 2012 года выпускает серию как-бы-злободневных роликов о женоненавистничестве в видеоиграх под названием Tropes vs. Women in Video Games. Её однобокую риторику подхватили не только профильные издания (Gamasutra, Polygon, Kotaku и другие), но и традиционные СМИ: статью в поддержку девушки выпускали The New York Times, Washington Post и далее по списку. Ещё есть Зоуи Куинн — разработчица игры Depression Quest. Пару лет назад она спровоцировала крупный скандал под названием "Геймергейт". Тогда стало известно, что на оценки Depression Quest в прессе могла повлиять сексуальная связь Куинн с несколькими журналистами (упс!). Общественность праведно возмутилась и потребовала от СМИ соблюдения этики — но нежная Куинн восприняла это как угрозы в свой адрес и воспользовалась ситуацией. Чтобы поддержать непонятого творца, сразу несколько крупных изданий выпустили статьи, в которых называли геймеров сексистами и вечными детьми. Заодно они призвали геймдизайнеров отказаться от своей традиционной аудитории, якобы состоящей исключительно из белых гетеросексуальных мужчин. А ведь угроз, непосредственно направленных на саму Куинн, не было...
Сейчас после многократных повторений эта точка зрения кажется господствующей. Но далеко не все разделяют мнение феминисток — и речь не о мужланах-сексистах, а о девушках-геймерах. Они не раз возмущались, что самопровозглашённые защитницы прав прикрываются ими для продвижения собственной идеологии — на YouTube до сих пор можно найти разборы выступлений бесноватой Саркисян с подробным разъяснением её ошибок. Авторы многих из них — девушки. И им есть за что не любить подобную критику.
Криков много, фактов — ноль
Саркисян и её сторонники делают очень громкие заявления: практически все говорят о том, что видеоигры и сложившаяся вокруг них культура не просто порождают женоненавистничество, но и приводят к физическому насилию над прекрасным полом. Такое экстраординарное заявление требует не менее экстраординарных доказательств — но никаких подтверждений Анита не приводит и не уточняет, из каких источников берёт данные. Всё, что можно найти на соответствующем разделе её сайта, — это ворох ссылок на различные феминистские (читай: заинтересованные) ресурсы. Если вы хотели увидеть там научные опусы, которые действительно могли бы подтвердить её высказывания, забудьте. Подобных исследований попросту нет, и сама Саркисян, предположительно, это прекрасно знает. Ей проще проигнорировать обвинения в отсутствии фактов, чем доказывать свою точку зрения в споре.
Точно так же она игнорирует вопиющие ошибки, которые допускает. Так, в одном из своих видео Анита обрушилась с критикой на китчевую Hitman: Absolution, где в одной из миссий у пользователя есть возможность убить двух стриптизёрш и спрятать их тела, дабы избежать обнаружения. Просто опция, одна из сотен — не более. Но по мнению Саркисян, таким образом игра поощряет насилие над женщинами. То, что история со стриптизёршами занимает 1% от всей кампании, за их убийство очки снимаются и ни о каком поощрении речи не идёт, нашу героиню не смутило.
Другой занятный случай: в августе 2014-го Саркисян заявила, что была вынуждена переехать из-за угроз, оставленных неизвестными. Однако нет никаких доказательств того, что эти угрозы имели под собой хоть какое-то основание, — полиция её слов не подтвердила. Сторонний наблюдатель, повинуясь естественному порыву эмпатии, должен поверить храбрым девушкам, оказавшимся жертвами злых геймеров… Но когда речь идёт об обвинениях в реальных преступлениях, нельзя действовать исходя только из эмоций.
Ложь, наглая ложь и никакой статистики
Анита, как и многие её единомышленники, говорит, что не хочет никого сердить и желает начать диалог о положении женщин в геймерской культуре. Но на самом деле это не так. Она не отвечает ни на какую критику, даже очень разумную и высказанную в самой вежливой форме, попросту игнорируя её. В том числе предложения о проведении публичной дискуссии оставляет без какого-либо внимания — так, писательница Кристина Хофф Соммерс несколько раз приглашала её на дебаты, но ответа так и не получила. Если уж Саркисян выступает, то исключительно перед аудиторией, которая по факту согласна с ней. Феминисток устраивает только формат монолога, в котором они высказывают свои требования к геймерам и разработчикам, а те им подчиняются. И тут мы приходим к ещё одному серьёзному препятствию — выполнить все требования феминисток почти нереально. Гнев у них вызывает не просто насилие над женщинами, а вообще изображение любых ситуаций, где со слабым полом происходит что-то плохое. Также им не нравятся женщины сильные, слабые, худощавые, полные, мужиковатые — и, наоборот, подчёркнуто женственные. Любому творцу в такой ситуации проще делать только персонажей-мужчин, чтобы лишний раз не попадать под огонь тронутых критиков (хотя автора, конечно, всё равно пропесочат за отсутствие персонажей-девушек в игре).
Но это полбеды. Такое давление не может не привести к цензуре в играх, и это уже происходит. Так, сравнительно недавно Capcom решила вырезать из Street Fighter анимацию девушки R. Mika, задорно шлёпающей себя по ягодице. На похожий шаг пошла Blizzard: из онлайн-боевика Overwatch убрали победную позу женского персонажа Tracer, в которой она повёрнута к зрителю спиной и мягким местом: сильных и независимых дам смущал вид попы в кислотно-жёлтых лосинах. А Koei Tecmo решили от греха подальше и вовсе не выпускать в США очередную игру серии Dead or Alive. Да, все изменения в этом случае делали сами разработчики или издатели, но они вносили их под давлением или же чтобы избежать такового. Внутренняя цензура — по-прежнему цензура. И жёсткая.
Но даже это не главная проблема
Всё вышеперечисленное — необоснованные заявления, обвинения в сексизме, возмущения по поводу малейшего проявления женской сексуальности в играх — феминистки делают якобы ради защиты и помощи сёстрам-геймерам. Они ведут себя, будто все согласны с ними, хотя это и близко не так. А если всё-таки находятся несогласные, то их объявляют либо троллями-мужчинами, либо безвольными рабынями патриархата, либо просто откровенными дурами, неспособными понять, что для них лучше. При этом Саркисян хватает наглости просить денег на создание своих видеороликов и заявлять, что она — настоящий геймер. Хотя в Сети легко можно найти видео, в котором лживая барышня спокойно признаётся, что про видеоигры почти ничего не знает и от данного развлечения предельно далека. И эти люди запрещают нам ковырять в носу!
Но как бы поборницы равноправия ни пытались убедить окружающих в своей правоте, наличие XX-хромосом и соответствующих половых признаков не заставляет их носительниц мыслить одинаково. Многих девушек-геймеров не оскорбляют сексуальные героини и их позы — они им нравятся. Не говоря уже о том, что геймеры мужского пола в большинстве случаев совершенно не заинтересованы в том, чтобы травить дам, имеющих схожие с ними интересы. Скорее наоборот — игровое сообщество, как и гик-культура в целом, всегда с радостью принимает новоприбывших. Потому что единственное, что тут важно, — это твои знания и умение играть. Всё остальное — цвет кожи, вероисповедание и пол — отходят не на второй и даже не на третий план. Они абсолютно не важны.
Поэтому, когда Саркисян и Куинн говорят, что геймеры их не принимают, — они правы. Но причина не в их гендерной принадлежности. Причина в том, что, несмотря на все заверения в обратном, игры как таковые их не интересуют. Они рассматривают их не как искусство, ценное само по себе, или как источник удовольствия — для них это инструмент, который допустимо использовать для распространения идей, это орудие пропаганды. А также — ниша, приносящая им известность и доход. Справедливости ради тут они не ошиблись: осенью 2015 года обе выступили в ООН, где рассказали о страшных притеснениях, которым они подверглись в Интернете. Правда, получившийся доклад был полон таких нелепых ошибок и неточностей, что даже сама Куинн впоследствии стала от него открещиваться.
В итоге действия феминисток приводят к результатам, которые не нравятся никому. Мужчинам — разработчикам, издателям и геймерам — не нравится, когда все вокруг массово называют их сексистами просто потому, что они мужчины. В такой обстановке трудно не заработать предубеждение ко всем женщинам вне зависимости от их взглядов. А девушек в свою очередь бесит и предвзятое отношение, и то, что кто-то говорит от их лица без спроса. И там, где между полами должно было бы царить взаимопонимание, — появляется подозрение, недоверие и отчуждение. Поиск мнимых проблем в итоге приводит к появлению настоящих.