Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 августа 2016, 10:00

Несите ваши денежки: чем опасен Kickstarter

Что делать, если у вас есть идея — фильма, книги, необычного гаджета или видеоигры — но нет денег на её реализацию? Можете попробовать взять кредит в банке или притвориться стартапером. Но в последнее время популярность набирает неожиданный способ — просто попросить денег в Интернете. Он же — краудфандинг.

Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org/Tobias "ToMar" Maier flickr.com/Dennis Skley

Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org/Tobias "ToMar" Maier flickr.com/Dennis Skley

Занимательный английский: "крауд" — толпа, "фандинг" — спонсирование. Принцип "с миру по нитке" существует давно — таким образом, например, профинансировали создание статуи Свободы, на которую денег у Правительства США и города Нью-Йорка не нашлось. В наши дни сбор средств идёт главным образом в Интернете, где существуют полтысячи сайтов для краудфандинга. Самый известный из них — Kickstarter.com, название которого уже стало нарицательным — почти все кампании по сбору средств называют кикстартерами.

Однако есть и другие — IndieGoGo, позволяющий забрать деньги вне зависимости от того, была достигнута нужная сумма или нет, Patreon — тут можно поддержать художников и писателей, перечисляя им средства за каждую новую работу или раз в месяц, GoFundMe и многие другие. При этом непосредственно Kickstarter c Россией (а точнее, с российскими физическими и юридическими лицами) не сотрудничает — у нас для таких целей можно использовать Boomstarter или Planeta.ru. Есть и узкопрофильные площадки — например, на CrowdRepublic собирают деньги на издание игр, комиксов и книг.

Ещё несколько лет назад краудфандинг казался предвестником новой эры. Он позволяет авторам обойтись без издателя и выйти к потенциальному потребителю напрямую. Это идеальный образец того, как Интернет формирует новое пространство — в буквальном смысле рынок идей, где человек может проголосовать рублём за всё, что ему понравилось.

Как и на любом рынке, на Kickstarter и ему подобных следует вести себя осторожно и не хвататься за кошелёк сразу же, как вы заметите что-то яркое на прилавке. Здесь есть и залежалый хороший товар, и не слишком опытные творцы, и попросту откровенные мошенники.

Так, в 2012 году некий коллектив, скрывающийся под названием Little Monster Productions, состоящий якобы из бывших разработчиков World of Warcraft и Diablo II, искал деньги на проект Mythic: The Story of Gods and Men. По геймплею она должна была быть похожа на World of Warcraft, а по графике — на Skyrim с "анимацией от наших друзей из Disney и Pixar". Обещали сразу несколько вселенных, вдохновлённых мифами народов мира, — и на всё это безымянная команда просила каких-то восемьдесят тысяч долларов. К счастью, провести бдительных геймеров им не удалось. Те очень быстро заметили, что весь арт и графика в ролике попросту сворованы, как и награды для вложившихся, которые мошенники скопировали из описания The Banner Saga. Обеспокоенные пользователи обратились к администрации Kickstarter, которая быстро прикрыла сомнительную лавочку.Но не всегда всё заканчивается хорошо. Так, некая Брианна Ву пару лет назад успешно нашла четыре тысячи долларов на порт собственной Revolution 60 с iOS на Mac и PC. При этом компьютерные версии до сих пор существуют только в теории, а госпожа Ву в своём "твиттере" оперативно блокирует всех, кто посмеет заикнуться про её авантюру.

Впрочем, куда чаще иметь дело приходится не с явными жуликами, а с разработчиками, которые не в состоянии оценить собственные возможности. Иногда команда изо всех сил старается успеть всё сделать в срок, но не имеет реального опыта и не в состоянии рассчитать время выполнения. Или же кампания неожиданно взлетела, и окрылённые успехом создатели пообещали больше, чем могли сделать. Или напоролись на непредвиденные трудности и обстоятельства: например, кто-то из сотрудников внезапно уволился. Или всё сразу.

Далеко за примерами ходить не надо: популярный YouTube-канал Yogscast собрал полмиллиона долларов на свою "песочницу" под названием Yogventures. Бекерам обещали разнообразные миры, созданные с помощью случайной генерации, систему крафта, собственный движок и многое другое. Сами ведущие кодить не собирались — этим занимались их друзья из студии Winterkewl Games, для которых проект стал первым в карьере. Именно неопытность не дала Winterkewl потратить деньги грамотно. Например, один из художников, которого наняли за 35 тысяч долларов, ушёл, не проработав и двух недель, и при этом оставил себе всю сумму. Деньги текли сквозь пальцы, дополнительные вливания спасти ситуацию не смогли. В итоге Yogsventures так и не увидела свет.

Несите ваши денежки: чем опасен Kickstarter

От таких ошибок не застрахованы даже ветераны индустрии. В 2012-м мастодонт Крис Робертс (известный по Wing Commander и Freelancer) начал сбор средств на космический симулятор мечты Star Citizen. Бекерам обещали множество космолётов, огромный мир и беспрецедентный по глубине геймплей. На Kickstarter Робертс раздобыл шесть миллионов долларов, но этого оказалось мало, поэтому он организовал дополнительный сбор средств: теперь уже через собственный сайт. Прошло почти пять лет, а Star Citizen сгенерировала в общей сложности 118 миллионов долларов (на момент написания статьи). Готового продукта, впрочем, никто не увидел до сих пор, а выпущенная альфа-версия производит откровенно жалкое впечатление. Вот так и верь кумирам...

Этот список был бы неполон без "симулятора бога" Godus, который возглавлял Питер Молинье, известный по сериям Dungeon Keeper, Black & White и Fable. Молинье известен тем, что обещает много, а делает в итоге мало. История, вот же ж напасть, повторилась с Godus: конечный продукт был лишён обещанного мультиплеера (и много чего ещё), а мобильная версия включала микротранзакции, которых обещали начисто избежать.

И завершает парад примеров совсем недавний казус: месяц назад до прилавков наконец-то добрался платформер Mighty No. 9, на который пользователи пожертвовали больше четырёх миллионов долларов в 2013 году. Во время сбора средств студия Comcept во главе со знаменитым Кейдзи Инафуне (Street Fighter, Mega Man, Onimusha, Dead Rising) обещала всё больше и больше. Загибайте пальцы: релизы на Windows, OS X, ныне актуальных PlayStation и Xbox, Wii U и даже PlayStation Vita. Mighty No. 9 должна была выйти в апреле 2015-го и стать красивым и динамичным наследником серии Mega Man. Но на деле она появилась на рынке на год позже и оказалась сплошным разочарованием.

Что касается хороших игр, чьи создатели сдержали все обещания, но не успели в срок — такое случается постоянно, и список был бы слишком длинным, перечисли мы их все. А вообще, по подсчётам Уортонской бизнес-школы университета штата Пенсильвания, 12% реально успешных финансирований видеоигр так и не приводят к появлению конечного продукта. Для всех остальных категорий товаров этот показатель ниже — около 10%.

Почему всё так? Во-первых, потому что краудфандинг абсолютно не защищён от преступников. Хотя правила пользования и предписывают не использовать тот же Kickstarter в незаконных целях, они не могут остановить человека, уже решившего обмануть людей. Администрация сайта советует быть внимательнее и не поддаваться на обман. Это не всегда срабатывает — сбор средств, по сути, основан на доверии, а для хорошего мошенника втереться в него не проблема. Сам сайт не несёт ответственности за действия тех, кто ищет через ресурс деньги. Он предоставляет площадку практически всем, будь то откровенные жулики, некомпетентные разработчики, которые не смогут закончить начатое даже при самых благоприятных условиях, или же опытные команды, которые имеют необходимые знания для того, чтобы довести начатое до конца.Kickstarter, IndieGoGo и так далее — это плацдармы для венчурного капитализма. Это рискованное занятие, не гарантирующее успеха профинансированного предприятия, возвращения вложенных средств и тем более прибыли. Но пользователь зачастую не в курсе ситуации — ему предлагают заплатить деньги в обмен на копию конечного продукта и дополнительные плюшки вроде футболок и прочей сувенирной продукции. И он воспринимает краудфандинг как предзаказ товара, который к нему обязательно попадёт в срок. К этому подталкивает сам Kickstarter с его наградами и оформлением, похожий, скорее, на привычный магазин — магазин, который не доставляет каждый десятый из заказанных в нём товаров... Но площадка не слишком торопится анонсировать этот факт, судя по всему, боясь потерять привлекательность для аудитории.

Закон же просто-напросто не успевает вовремя (а зачастую — и адекватно) реагировать на новые технологии и явления. Впрочем, в США суд решил, что преследовать недобросовестных создателей, тратящих заработанные деньги не по назначению, абсолютно законно. Один подобный суд — над создателем настольной игры The Doom That Came To Atlantic City — уже успешно состоялся. Геймдизайнер, потративший часть собранной суммы на переезд, получил приговор, а саму настолку в итоге выпустила другая компания.

Значит ли это, что финансировать игры подобным образом не следует вовсе? Конечно же, нет: краудфандинговые сайты появились сравнительно недавно, их механизмы, в том числе и защитные, только формируются. Но они уже успели дать возможность многим талантливым авторам, тем, кому нет места в современной блокбастерной индустрии, делать то, чего они по-настоящему хотят. А пользователи — давно жаждущие ещё одну Baldur’s Gate, Banjo Kazooie или Castlevania — могут больше не зависеть от прихотей маркетинговых отделов EA, Microsoft или Konami. В конце концов, историй успеха, начавшихся с Kickstarter, немало. Без него свет не увидели бы Pillars of Eternity, Wasteland и Shadowrun Returns. Разработка стоит немалых денег, поэтому издатели стараются вкладываться в то, что гарантированно "выстрелит". В проекты, рассчитанные на максимально широкую аудиторию, и новые части уже знакомых франшиз. Краудфандинг не убивает индустрию, но он однозначно делает её разнообразнее.

Что же делать, если вы заинтересовались чем-нибудь на Kickstarter и не знаете, вложиться вам или нет? Вот несколько простых и полезных советов от Лайфа:

  1. Оцените свои финансовые возможности. Если у вас много "свободных" денег, которые вы не планируете тратить на жизненно необходимое, Kickstarter — неплохое решение. Если же на развлечения отведено немного, лучше купите обычную игру — например, на распродаже в Steam.
  2. Оцените сам проект. Чем больше на его странице указано информации, тем лучше. Есть ли готовый прототип или только концепт-арт (и кстати, каково его качество)? Насколько подробно расписан процесс работы, какие люди и студии будут заниматься разными этапами?
  3. Выясните, кто ищет средства. Лучше, если он не совсем новичок в краудфандинге и у него уже есть успешно завершённые проекты — или он по крайней мере вкладывался в чужие. Если этот человек утверждает, что раньше трудился в крупных компаниях, проверьте эту информацию. Если сбор средств ведётся от имени коллектива, посмотрите, раскрывают ли они свои имена и если да, то узнайте как можно больше подробностей их резюме.
  4. Что именно обещают создатели? Насколько эти обещания выполнимы? Разработка тайтлов ААА-класса требует немалых средств и больших команд. Есть ли у авторов к ним доступ? На каких платформах будет релиз? Если их очень много, то следует ждать по меньшей мере задержек. Если вам обещают продукт с шикарной реалистичной графикой и при этом просят явно заниженную сумму, то тут явно что-то не так.
  5. Проверьте: не пользуются ли авторы кикстартера и другими площадками? Если да, то будьте начеку: возможно, это мошенники, которые хотят одновременно собрать как можно больше денег — и исчезнуть.
  6. Если вы решили поддержать проект, а потом передумали и больше не хотите его поддерживать, то при условии, что кампания по сбору денег не закончилась, вы можете отменить своё участие. Правда, лучше сделать это поскорее: чем меньше времени осталось до завершения, тем сложнее процедура отмены.

Будьте бдительны, но в меру — не позволяйте осторожности перерастать в паранойю и лишать вас удовольствия.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров