Регион

Уведомления отключены

11 сентября 2016, 13:14

Искусство ли игры? Идиотский спор длиною в полвека

Ежегодно разгораются дебаты на тему интерактивных развлечений и их места в мировой культуре. Откуда пошли эти споры, стоит ли сопоставлять видеоигры и искусство, как многолетний диспут влияет на всю индустрию — Лайф расставляет точки над i.

Фото: © flickr.com/Richard Vignola

Простая истина: мало кто принимает всерьёз дерзкого новичка, даже если он обещает свернуть горы и подкрепляет громкие слова решительными действиями. С видеоиграми та же история: формат молодой по меркам мировой истории, отношение к нему соответствующее. Несмотря на десятки лет исследований, долгие споры и исписанные листы диссертаций, общественное мнение до сих пор звучит как суровый приговор:

Видеоигры никогда не станут искусством
Роджер Эберт, кинокритик и телеведущий

Набирая в 2010-м эти недобрые, наполненные пренебрежением слова, кинокритик Роджер Эберт и не подозревал, как сильно они повлияют на умы миллионов людей. С момента публикации злополучной заметки прошло шесть лет, Эберт три года как мёртв, но что геймеры, что их кумиры продолжают полемизировать с призраком за место под творческим солнцем. Зачем?

Если разобраться, спор не стоит и выеденного яйца: вопросы из разряда "можно ли считать игры произведениями искусства?" кажутся безответными и невероятно сложными лишь на первый взгляд. В конце концов, у термина "искусство" есть чёткое определение, и даже не одно.

"Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах", — диктует вечно актуальный словарь Ожегова. "Творческая художественная деятельность", — вторит ему Ушаков. И каким боком в столь широкие рамки почему-то не вписываются Final Fantasy, Uncharted, Yakuza, Halo, Super Mario Bros.? Они недостаточно броские? Или им не хватает претенциозности? Может, их авторы ведут себя недостаточно вычурно, не используют собственную мочу и кровь вместо красок?

Если кто-то действительно считает подобные детали важными, у нас плохие новости: это всё мишура, которая отвлекает от главного ― самого факта самовыражения и созидания.

Не стоит забывать: ныне над видеоиграми работают десятки разных людей, не только программисты, но и художники, музыканты, писатели. Талантливые люди с видением и желанием реализовать свои творческие порывы на популярной платформе с огромным потенциалом для развития. И они не просто сидят на месте и что-то делают — они творят, обдумывают каждое движение, вкладывают душу в свои маленькие произведения, которые скоро станут частью чего-то большего.

Если рисование, музыка и литераторство — бесспорные и давно принятые человечеством формы творчества, то с каких пор их комбинация не может считаться таковой? К кинематографу почему-то никто не придирается из-за того, что он представляет собой синтез книг, театра и музыки.

Никто не отрицает, что каждый год на полки попадает много бессмысленного мусора и коммерческого шлака — откройте Steam, там всего навалом. Но ведь в других отраслях происходит абсолютно то же самое. Скажем, книжные магазины ломятся от отвратительных фанфиков, а никто и бровью не ведёт. Необходимое зло, но никак не повод обвинять всю литературу в смертных грехах. Нет-нет да выйдет шедевр, способный войти в историю. То же самое — с интерактивными развлечениями.

Если всё настолько очевидно, тогда откуда пошло абсурдное "Игры не искусство"? Главным образом от людей, толком не знакомых с предметом обсуждения.

Что Эберт, что многие прочие хулители особо не удосуживаются подыскивать внятные аргументы против интерактивных развлечений. Их слова пусты, грубы и, что самое ужасное, основаны скорее на наблюдении из-за плеча, чем на собственном опыте. Так же слепой может доказывать бесполезность кино по сравнению с куда более экспрессивной музыкой: он просто не понимает, о чём говорит.

Одно из очевидных различий между искусством и играми заключается в том, что в них можно выиграть [...] В [произведениях искусства] нельзя выиграть, их можно только испытать
Роджер Эберт, кинокритик и телеведущий

С тем же успехом можно клеймить кинематограф: любую ленту можно досмотреть до конца, в ней есть завершённая канва сюжета и она подходит к финалу через полтора-два часа после начала фильма. Посмотрите на "Мыслителя" Родена, у него нет конца (то бишь финала), куда там претенциозному и перегруженному мудрёными визуальными решениями "Гражданину Кейну" до его ёмкости и самодостаточности! А на сколько размышлений может натолкнуть задумчивая фигура! Полнейший абсурд. И это даже не говоря о том, что наличие условий выигрыша никак не исключает того, что зрители тоже получают какие-то впечатления от игр — впечатления, которые автор хотел им подарить с помощью сюжета, картинки и геймплея.

Последнее — настоящий камень преткновения для многих критиканов. За прошедшие с появления игровой индустрии десятки лет творцы уже давно изобрели уникальный язык общения пользователя с их детищем. Злопыхатели, само собой, даже не пытаются анализировать его, прибегая к поверхностному обсуждению сценария и визуала, сдабривая суждения удивительными в своей наивности вопросами.

Электронные игры предлагают богатое и зрелищное развлечение, но зачем им быть чем-то помимо веселья? Почему им обязательно надо быть искусством?
Джонатан Джонс, постоянный автор The Guardian

Подобные пассажи упускают важное: искусство тоже развлекает своего зрителя. А умение развеселить, вызвать у человека нужный эмоциональный отклик, навести на мысли — это талант. Раз за разом пресса приравнивает искусство к чему-то высокому, претенциозному и простому люду толком не интересному. Примера ради: обожаемый искусствоведами Уильям Шекспир писал свои вошедшие в легенды пьесы не для узкого круга интеллектуалов, но для масс. В те далёкие времена бард использовал самую популярную платформу ради распространения опусов и мыслей среди народа — равно как и современные разработчики, которые доносят до публики идеи при помощи невероятно прибыльной игровой индустрии. Однако столь очевидную параллель предпочитают не проводить: так куда удобнее и приятнее для "знатоков".

Словно плохие спорщики с хорошо подвешенными языками, недоброжелатели цепляются к словам, подменяют понятия, игнорируют определения и доводы ("можно играть с определениями сколько угодно", резюмирует Эберт в своём блоге), низводя неугодную им форму творчества до уровня наскальной живописи. Таких людей невозможно переспорить: им плевать, их знания ограничены, а предубеждения сформированы задолго до начала конфликта. Дискутировать бесполезно, игры для них ― это Pac-Man и Space Invaders, а не гениальные Journey, Resident Evil 4 и The Last of Us.

Какая разница, что какие-то излишне уверенные в своей правоте индивиды из кожи вон лезут со своим элитизмом? Искусство — просто красивое слово, не более того. Рембрандт творил не его, он рисовал великолепные картины, которые купит заказчик. Искусством его произведения нарекли совсем другие люди годы спустя: надо же как-то похвалить давно почившего творца, поставить его на пьедестал и сделать пример для подражания будущим поколениям.

Да что там — кино, ныне признанный вид искусства, начали рассматривать как таковой лишь десятилетия спустя после выхода первых экспериментов с киноплёнкой. И это был удел одиноких энтузиастов. Как знать, сто лет назад наверняка существовали подобные Эберту хулители, готовые распять новое направление из-за его нетрадиционности по сравнению с работами Достоевского или упражнениями Моне в импрессионизме. Но факт остаётся фактом: их ругань история так и не сохранила. Так зачем расстраивать себе нервы из-за конфликта, о котором забудут полвека спустя?

Однако вопреки здравому смыслу люди всё равно идут в крестовый поход против критиков. И речь не только о простых пользователях — представители индустрии считают нужным вклиниться в заранее обречённый диалог и доказать неверующим, что игры тоже можно отнести к искусству. Зря.

Разработчиков можно понять. Когда известная медийная личность начинает нудить, что твоя работа мало что значит и с Пикассо рядом не стояла, так и тянет ответить не словом, а делом. Но делом, не достойным инновационного направления в искусстве, увы. Вместо этого игроделы унизительным образом адаптируются и идут на попятную: "А, вы хотите, чтоб как в кино? Мы сделаем кино!". И вместо чего-то уникального вроде Silent Hill: Shattered Memories каждый год выходят CGI-фильмы с унылыми перестрелками в качестве оправдания их интерактивности.

[на вопрос о том, что приоритетнее: геймплей, сюжет или графика] Мне кажется, сюжет и графика очень важны. Геймплей… это игра, без него просто нельзя
Дана Ян, режиссёр The Order: 1886

Так что же вы делаете в индустрии, уважаемые господа вроде Ян? Хочется просто рассказывать истории или снимать кино? Так отправляйтесь в Голливуд. А, точно, профессия не соответствует амбициям, на "фабрике грёз" мест нет, а злые языки зудят: "Игры — низкий жанр". Видимо, надо показать, что это не так… воруя из других видов искусства и совершенно не используя все те уникальные возможности, которые предоставляют консоли и PC. Страдает из-за такого комплекса неполноценности вся индустрия, зато у журналистов появляется повод сказать: "Смотрите, игры тоже не лыком шиты, у нас тоже есть сопливые истории с ручной камерой вместо нормальной операторской работы!"

Вот и дошло до того, что творцами из игровой индустрии движет не желание самовыразиться — они просто-напросто хотят кому-то что-то доказать. Они перестают гордиться своим призванием, обращаясь в стыдливых подростков, стесняющихся собственных инструментов. Как с таким образом мышления можно создавать настоящие шедевры? Ответ напрашивается сам собой, достаточно взглянуть на процент подчёркнуто кинематографичных приключений и повсеместное употребление термина gamey в качестве позорного ярлыка. Боже упаси играм быть играми, они должны быть "выше".

Искусство — это то, что можно найти в музее, будь то картины или статуи. Я и другие разработчики курируем такой музей — контролируем свет, расстановку экспонатов, продаём билеты. Так или иначе я управляю музеем и создаю произведения искусства, которые в нём покоятся
Хидео Кодзима, создатель сериала Metal Gear

Художники не должны менять свои творения в ответ на чьи-то претензии. Они могут читать критику, внимать ей, но зацикливаться — увольте. В этом вся суть творчества: автор хочет что-то сказать и говорит без оглядки на посторонних и их пинки. Писатели переносят на бумагу собственные мысли, страдания, думы не для того, чтобы защитить честь литературы как вида искусства. Они это делают для себя и только для себя. Просто так уж получается, что из-под пера самых талантливых выходят шедевры. И то, многие из них получают признание лишь годы, если не столетия спустя. Думаете, легендарным личностям удалось избежать такой участи? Людвиг ван Бетховен и его криминально недооценённая поначалу, но влиятельная впоследствии композиция Große Fuge доказывают обратное.

Видеоигры никогда не станут искусством?

Враньё. Они давно вошли в мировую культуру и стали неотъемлемой частью жизни человечества. Годы спустя общество будет вспоминать про весь этот спор и удивляться его бессмысленности. Обидно, что в 2016-м далеко не каждый представитель игровой индустрии находит в себе смелость это признать и творить без оглядки на общественное мнение. Но хочется верить, со временем это изменится.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров