Напоминает "Железный капут" — почему историков не впечатлил Battlefield 1

Фото: © flickr.com/Great War Observer

18116
Удивительно, что шутер про войну 1914—1918 годов выносит Россию за рамки сюжета, уделив ей место в необязательном дополнении — притом что сама игра претендует на достоверность. Как тут не возникнуть сомнению относительно смысловой нагрузки боевика? Чтобы не путать вундерваффе с пальцем, мы узнали мнение экспертов и знатоков истории.

Судьба, как известно, злодейка. Вот вам пример: Первая мировая дала Западу шедевры Ремарка, Барбюса, Олдингтона, Гашека, социально-индустриальное развитие и, в конце концов, Battlefield 1. В Россию же эта война принесла революции, голод, чудовищные разборки красных с белыми и, наконец, неспособность сделать игру уровня Battlefield 1. Если француз помнит Сомму и Верден, а русского мало интересует Брусиловский прорыв, то, может, ну его — будем просто стрелять и шутейно натягивать противогазы, завидев цифровой иприт? Но пускай сказка — ложь, в ней всё-таки должен быть намёк, поиск которого лучше доверить профессионалам.

А был ли танчик?

Кто всерьёз и долго увлекается прошлым, тому трудно даются игры на историческую тему: здесь анахронизм, там — костюмер схалтурил, а этого события вообще не могло быть. Особенно много претензий вызывают блокбастеры с прицелом на достоверность — такие как Battlefield 1. Оно и понятно: раз взялся за гуж… Надо, чтобы виртуальная техника соответствовала оригиналу, да и передача атмосферы Первой мировой не помешает. А как на самом деле?

Владимир Симиндей, руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память": "Всё это напоминает нарочито абсурдистский "Железный капут" с приключениями Дранкеля и Жранкеля. Маневренные единицы — танки — использовались прежде всего для прорыва обороны и подавления сопротивления в окопах".

С антуражем у экшена, как оказалось, тоже всё неоднозначно. Веселье и трагедия — слишком разные виды, чтобы дать общее потомство.

Александр Фомин, кандидат исторических наук: "Развлекательный боевик на такую тему достоверным быть не может по определению. Читайте Ремарка и Барбюса — поймёте почему".

Если посмотреть на игру со стороны, на трейлеры и ролики, — действительно создаётся впечатление, будто Battlefield 1 глумится над самой историей. Мало крови и боли, много пафоса и бравурности, как в голливудском ширпотребе вроде "Перл-Харбора". Но ведь есть и обратная сторона медали, та, о которой вспоминают редко.

Игорь Пыхалов, историк-публицист: "Война — это не только "кровь и кишки", но и место, где люди проявляют отвагу и героизм, любовь к Родине. О её трагической стороне следует помнить, но и демонизировать её, представляя как сплошной "ужас-ужас-ужас", тоже не стоит. Добавлю, что дети испокон веков играли в войнушку и будут играть дальше, несмотря на все потуги пацифистов".

Истории простых вояк, попавших в бездушную машину смерти во имя своих стран и убеждений. Полная любви, дани уважения падшим воинам, созданная с помощью новейших технологий и обёрнутая в одну из самых доступных для понимания форм творчества XXI века. Но для этого ли создавался Battlefield 1? Какие цели преследовали шведы из DICE, взяв в качестве темы один из самых кровопролитных конфликтов в истории планеты? Пускай они божились сочинить духоподъёмную оду героизму солдат Первой мировой, сложно отделаться от подозрений насчёт истинных мотивов Electronic Arts.

Владимир Симиндей: "За этим стоит, на мой взгляд, не популяризация истории, а эксплуатация разработчиками интереса играющей публики к "большой войне", с последующей монетизацией этого интереса. В рамках этой парадигмы могут быть и сцены в стиле, так сказать, "гиперреализма", и явно фантастические сюжеты".

А вот как реагировать на превращение глобальной трагедии в дойную корову — вопрос открытый.

Наших бьют

У Российской империи с той войной отдельная история. Пока европейцы ожесточённо мутузили и наматывали друг друга на колючую проволоку, Восточный фронт морально разложился, а ответственное за него государство пережило две революции и тоже распалось на фракции. Как результат — сепаратный мир с Германией в Бресте и никаких делегатов от России на подписании Версальского договора, который официально подвёл итоги Первой мировой. Но значит ли это, что русских справедливо вычёркивать из истории?

Владимир Симиндей: "Боевые действия и потери на полях сражений России с Германией и Австро-Венгрией были одними из основных в той войне и не раз спасали союзников на Западе от больших рисков и неприятностей. Поэтому исключение Русской императорской армии из игры — шаг недостойный, навеянный, вероятно, вовсе не игровыми соображениями".

Александр Бондаренко, историк и член Союза писателей России: "Традиционно замалчивается роль русской армии, которая несколько раз спасала наших западных союзников в тот самый момент, когда назревала катастрофа на французско-германском фронте. Достаточно вспомнить наше наступление в Восточной Пруссии уже в августе 1914 года".Так чем же русские солдаты не угодили DICE? Предки недостаточно чудес героизма проявили в ту нелёгкую пору? Как уверяют историки, нет — баллад об их подвигах (и не только) хватит на целый шутер, не говоря уже о коротенькой зарисовке в большом альманахе.

Александр Бондаренко: "Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна", — это ещё Пушкин писал. С началом войны в Пограничном сражении 1914 года англо-французы понесли серьёзные потери, и, чтобы отвлечь внимание противника, Русская армия начала неподготовленное наступление в Восточной Пруссии, куда срочно были переброшены германские войска с Запада. В 1916 году, когда немцы нанесли серьёзный удар по Франции — Верденская операция, — русские войска отвлекли внимание противника мощным Брусиловским прорывом.

Не говорить про боевые действия на русско-германском фронте — значит не представлять целостную картину войны, в которой всё было взаимосвязано. Точнее, даже искажать историческую правду, потому как Германия, воюя на один Западный фронт, вполне могла добиться победы".

В сюжетной кампании Battlefield 1 показываются самые разные театры войны, рассказываются истории простых солдат, подчёркивается, что на поле боя не было плохишей, лишь молодые парни (и девушки), попавшие в мясорубку. Поэтому отсутствие русского взгляда (да и вывод армии в платное DLC) кажется не просто упущением.

Они это серьёзно?

С другой стороны, нет никакого смысла рассматривать игру как мрачный памятник эпохе и принимать её события близко к сердцу — это просто развлечение, которое не обязано быть стопроцентно достоверным. Ведь тема Первой мировой действительно нуждается в популяризации, особенно у нас. Такого же мнения придерживаются и наши комментаторы.

Владимир Симиндей: "Первая мировая война, называемая ещё Великой, была чрезвычайно травматичной для обществ многих европейских государств, привела к распаду империй, гражданским конфликтам, многомиллионным жертвам и отвращению к конвейеру насилия в обществах Франции, Бельгии, жажде реванша в Германии… Хорошо бы, если бы новые "стрелялки" содержали в себе не только развлекательную, но и справочную часть".

Игорь Пыхалов: "При нынешнем катастрофически низком уровне знания истории у современной молодёжи подобного рода игры принесут скорее пользу, чем вред. [...] Тема (Первой мировой. — Прим. Лайфа) не выглядит слишком востребованной, особенно если сравнивать с Великой Отечественной войной. Тем не менее изучать и популяризировать её необходимо".

И в этом отношении Battlefield 1 не разочаровывает, как ни странно: игра просто ломится от вырезок из энциклопедий, пояснений по поводу событий Великой войны, участвующих в ней людей и наций. При желании каждый может приобщиться к истории, не отходя от зрелищного боевика, но вот захочет ли среднестатистический геймер? Или же он воспримет происходящее за чистую монету?

Александр Бондаренко: "Пропаганда исторических знаний современными средствами, вплоть до компьютерных игр — очень полезна, но только когда она делается профессионалами и именно с целью просвещения и пропаганды. В противном случае она внесёт ещё большую путаницу в умы молодых, да и не очень молодых людей".Выслушав такие разные, но такие похожие мнения, остаётся подытожить очевидное: противоречивое выходит произведение. Грубоватая в деталях, манипулятивная по части сюжета и бесконечно зрелищная, когда дело доходит до геймплея, Battlefield 1 похожа на "Гладиатора" Ридли Скотта. И отношение к ней всегда будет соответствующее. Оскорбляться ли из-за вопиющих несоответствий? Или списывать всё на художественный вымысел и рассматривать боевик как красивую открытку давно почившим ветеранам Великой войны? Увы, однозначного ответа здесь не получишь.

Читайте также:

Сгущёнка со вкусом картечи: такого в Battlefield 1 не покажут

Также над публикацией работали:
Полина Есакова
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×