Деды бы гордились. Обзор Battlefield 1
Они ползли сквозь грязь и тьму, уворачивались от пуль, спасали других и проливали собственную кровь во имя победы. Участникам Первой мировой войны посвящается — дорогостоящий и помпезный шутер по мотивам одного из масштабнейших конфликтов в истории. Нежная ода героизму или циничная пляска на костях? Лайф делится мыслями о Battlefield 1.
Каждую осень индустрия напоминает — дохлую лошадь можно пинать сколько угодно, пока она приносит деньги. "Спасибо" Call of Duty: Modern Warfare — вот уже десятилетие почти все боевики на одно глуповато-бравурное лицо. Коллиматорные прицелы, сюжеты а-ля "Тому Клэнси и не снилось", террористы и злые русские среди злодеев — сколько раз мы видели подобный ширпотреб. Его, конечно, маскируют собаками, роботами и космосом, но уже сама суть современного (или околосовременного) чёрно-белого конфликта приелась. Даже фанаты Call of Duty не скрывают, что серия изживает себя, мотаясь по кругу, точно олимпийский бегун. Но что поделать: дают — бери, долг зовёт.
И тут с неба падает цеппелин. Внезапно на экране грязь и зеленоватый туман, а мрачные фигуры в противогазах пробивают друг другу черепа сапёрными лопатками. Никакого лоска, никакой выхолощенности — Первая мировая во всей её неприглядной красе. Тема, которую разработчики игр почему-то предпочитают особо не поднимать.
Ход поистине гениальный: вместо того, чтобы пускаться в бестолковую гонку с Activision, шведы из DICE решили вернуться к корням и рассказать молодым о невероятных подвигах прадедов. Результат не оставляет равнодушным.
Караван историй
У Battlefield никогда не клеилось с одиночными кампаниями — остроумная дилогия Bad Company была лучом света в непроглядной тьме ура-патриотической мути. Впрочем, никто и усом не вёл: геймеры всегда относились к сюжету как к сборнику тренировочных миссий перед мультиплеерными баталиями. А вот если принимать их всерьёз, сложно обойтись без потока критики в адрес сценаристов-разгильдяев.
И в каком-то смысле Battlefield 1 мало отходит от избитой формулы — номинально режим "Военные истории" состоит из ряда местечковых миссий, каждая из которых обучает новобранцев перед выходом в поле. Прокатиться на танке с гаечным ключом наперевес, сбить пару дирижаблей из самолёта на закате, тихонько забить пару ничего не подозревающих патрульных лопатой — развлекательная программа очевидная, ожидаемая и не сказать, чтобы хорошая. Так, адекватная. Но огрехи искупает подход: перед нами тот случай, когда "как" куда важнее, чем "что".
Каждый эпизод — это ёмкая, яркая повесть. История маленького человека, которого засосало в водоворот беспощадной войны, и ему ничего не остаётся, кроме как сражаться за жизнь. Так просто и так гениально — впервые сюжет Battlefield по-настоящему цепляет! Пускай не своей сутью (короткометражки вышли по-голливудски клишированными и даже слащавыми), но иной раз для погружения хватает любви и бережности, с которой авторы относятся к участникам Великой войны. Наконец-то в центре внимания не супергерои, не элитные вояки на передовой, а обычные мужчины и женщины, по-разному переваривающие происходящий вокруг них ужас. Словами не передать, насколько эффективен подобный художественный приём.
Безоговорочный успех? Ну почти. Не все баллады равноценны: подобно любому сборнику-антологии, в Battlefield 1 есть как неплохие короткометражки ("Сквозь грязь и кровь", "Друзья в высших кругах"), так и аутсайдеры, к которым больше не хочется возвращаться ("Ничто не предначертано"). Не обошлось без наглых манипуляций и расхожих стереотипов, а отсутствие взгляда с другой стороны конфликта (от лица немцев и османов, например) кажется либо досадным упущением, либо намёком на DLC. В любом случае — недочётом, о котором нельзя умалчивать.
Но даже в таком немного урезанном виде "Военные истории" неожиданно радуют. Кампания относительно коротка и по-хорошему эпизодична, обошлась без присущей историческим триллерам чернухи и мерзости и завершается роликом столь душещипательным, что его можно спокойно вырезать из игры и демонстрировать в музеях истории. Неплохо для глорифицированной "обучалки". Но, как ни странно, памятник солдатам воздвигли не только в сингле.
Вместе мы выстоим
Парадоксально, но, несмотря на всю душевность "Историй", в Battlefield 1 о подвигах солдат лучше всего рассказывает мультиплеер. Там нет сценария, и авторы не предпринимают никаких попыток поведать трогательную сказку о жизни на фронте. Там творится настоящая, беспощадная война, о которой слагали столько песен.
Десятки солдат плечом к плечу обороняют позиции от нескончаемого натиска противника. Им неведомы настоящие имена своих сослуживцев, их общение сводится к громким крикам, мольбам о помощи и не терпящим обсуждения приказам. Однако бойцам не плевать друг на друга. Битва объединяет, и вместе братья по оружию начинают думать и работать подобно хорошо отлаженной машине. Медики бросаются к раненым и жертвуют своими шкурами ради погибающих солдат, поддержка в нужный момент подскакивает с боеприпасами в руках. Снайперы прикрывают своих, в прямом смысле рискуя головой. Рвутся гранаты, товарищи один за другим падают замертво, но падают не просто так, а во имя чего-то большего. Их смерти не будут напрасными.
Внезапно — победа, противник отступает… и возвращается, но уже под прикрытием гигантского цеппелина, одним своим видом вгоняющего душу в пятки. Бой продолжается, а вспотевшие от напряжения руки вновь берутся за геймпад. Война не знает перерывов.
Вне всяких сомнений, в реальности было совсем не так, но мультиплеер Battlefield 1 передаёт не факты, но ощущения, дух суматошного и беспорядочного противостояния, как никакая другая игра на свете. Проводя часы в умопомрачительно напряжённом режиме "Операции", начинаешь с ещё большим уважением относиться к людям, пережившим такую мясорубку. Нам-то повезло — мы уже знакомы с танками, а автоматическим оружием нас не напугать. Но каково было простым парням тех времён? Какой ужас они испытывали, глядя на железных монстров, которым пули хоть бы хны? DICE (то ли случайно, то ли осознанно) нащупала саму суть Первой мировой и передала её так, что эффект присутствия достигается даже без помощи новомодных очков виртуальной реальности. Достаточно просто сесть, взять в руки контроллер и выбрать какой-нибудь матч, дальше всё пойдет само собой.
Формально, конечно, ничего нового Battlefield 1 особо не предложила — анимации, предсмертные визги и механика не меняются вот уже много лет. Иные идеи взяты из прошлогодней Star Wars Battlefront — с улучшениями, само собой. Воистину — зачем ломать и без того исправный велосипед? К тому же, формула прекрасно работает в мрачном и грязном сеттинге — стоит признать, он сидит на серии как влитой. В кои-то веки экшен не кажется игрушечным и детским, ведь здесь нет места смешным раскраскам на автоматы, газ разъедает глаза и кожу, а насаживание испуганного врага на штык вызывает прилив каких-то незнакомых, жутковатых эмоций.
Страшно? Ещё как. Но в то же время исторический боевик безо всяких голливудских соплей с помощью отточенного геймплея воспевает всё хорошее, что можно было встретить на фронте: взаимовыручку, самопожертвование и готовность защищать родину до последней капли крови. И делает это блестяще.
В память о павших
После долгих творческих метаний и ошибок DICE наконец-то вернулась на свой трон. Можно забыть о цветастой пустышке Star Wars Battlefront и бестолковом ребуте Mirror’s Edge (что, впрочем, довольно легко). Наконец-то на полках появился истинный наследник Battlefield: Bad Company 2 — чертовски красивый, невероятно зрелищный, необычайно душевный и работающий как часы шутер, который незамедлительно хочется взять себе в коллекцию.
Пускай не всё идеально, а сюжетная кампания лишь неплоха и не более того, Battlefield 1 — шедевр мультиплеерного боевика и один из лучших выпусков сериала.
Достоинства:
- бодрая одиночная кампания с разнообразными миссиями и локациями;
- всё тот же проверенный временем геймплей, но со множеством приятных улучшений;
- блистательный многопользовательский режим "Операции";
- безупречная графика и умопомрачительные спецэффекты;
- правдоподобные звуковые эффекты и подходящий саундтрек;
- образцовая оптимизация и отличный сетевой код.
Недостатки:
- сценарии каждого из эпизодов по-голливудски банальные, и некоторым историям остро не хватает сюжетного "мяса";
- глуповатый искусственный интеллект в кампании;
- читеры в версии для PC;
- по большому счёту, ничего абсолютного нового и невиданного в игре нет.