Российский AliExpress обяжут платить обманутым покупателям
В 2017 году правительство внесёт в Госдуму поправки в закон "О защите прав потребителей". Они обяжут российских интернет-агрегаторов торговли, таких как "Яндекс. Маркет" и Wikimart, защищать своих покупателей от недобросовестных продавцов. AliExpress и EBay, являющиеся мировыми лидерами этого бизнеса, следуют подобным правилам уже давно. Но в России новую инициативу многие встретили в штыки.
Фото: © REUTERS/Robert Galbraith
По информации Лайфа, правительственная Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции уже одобрила разработанный Роспотребнадзором законопроект, предусматривающий возмещение убытков покупателям за размещение недостоверной информации о товарах.
Под меру подпадают интернет-площадки, по договору продающие и принимающие заявки на покупку товаров различных магазинов. Их законопроект определяет как "агрегаторов товаров (услуг)". В России примерами таких площадок можно считать "Яндекс. Маркет" и Wikimart, а также отечественный аналог AliExpress, запуск которого может состояться уже в следующем году. Также законопроект обязывает агрегаторов документально подтверждать свои полномочия действовать в интересах потребителя и сообщать полную информацию о товаре.
Как следует из протокола заседания комиссии, имеющегося в распоряжении Лайфа, документ был одобрен. Интересно, что решение было принято, несмотря на лавину критики со стороны не только важнейших игроков рынка, но и некоторых ведомств, в том числе Минэкономразвития. Ещё в феврале "Яндекс" направил негативный отзыв на законопроект, утверждая, что на компании, являющиеся "по сути рекламоносителями", несправедливо возлагаются обязанности продавцов. В распоряжении редакции имеется также отзыв на законопроект за подписью министра связи Николая Никифорова.
Он отмечает, что предлагаемые нормы ставят интернет-агрегаторов в неравное положение по отношению к другим представителям электронной торговли — телемагазинам и каталогам. Кроме того, по его мнению, преимущество получат и иностранные игроки сегмента, так как не подпадают под юрисдикцию РФ.
Также Никифоров видит сложность в предоставлении агрегатором достоверной информации о товарах и продавце, ведь сам он ей не обладает. Ранее законопроект раскритиковал и замминистра экономического развития Евгений Елин: в его отзыве содержатся опасения о возникновении у агрегаторов необоснованных издержек. Кроме того, по его мнению, для нововведений (которые он считает перекладыванием ответственности с продавца на агрегатора) нет достаточных оснований.
Тем не менее — законопроект был одобрен комиссией, хотя в протоколе отмечается, что мнения о нём приняты к сведению. Роспотребнадзору поручено проработать документ в соответствии с замечаниями и отправить в правительство для последующего направления в Госдуму.
Таким образом, шансы законопроекта быть принятым весьма велики. Чтобы избежать выплат клиентам, обманутым недобросовестными продавцами, агрегаторам наиболее выгодно разработать собственные системы защиты покупателей, как это добровольно делают EBay, Alibaba и Amazon.
Объём внутреннего рынка электронной коммерции в России в 2015 году достиг 650 млрд рублей, или $10,5 млрд, следует из отчёта агентства East-West Digital News.
Всего в прошлом году потребители в России совершили 160 млн интернет-покупок — на 10% больше, чем годом ранее. В среднем стоимость заказа составила 4050 рублей. Однако более 80% таких покупок пока что приходится на китайские интернет-магазины.