Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 января 2017, 08:33

Есенин, тату и пароль на телефоне. Как в Иркутске детей спасали от суицидов

Коллаж © L!FE. Фото © Everett Collection / Everett Collection/EAST NEWS//FaceToFace/REPORTER//ddp images/Sch

Коллаж © L!FE. Фото © Everett Collection / Everett Collection/EAST NEWS//FaceToFace/REPORTER//ddp images/Sch

Лайф изучил историю того, как Управление СК РФ по Иркутской области пыталось защитить детей от ужасов Интернета с помощью текстов, "найденных в Сети", и оценил, кому вся эта защита пошла на пользу, а кому — исключительно во вред.

31 октября 2016 года на сайте Управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области был опубликован текст с многозначительным заголовком "Спасение детей от киберпреступлений" за авторством одноимённой общественной организации из Рязани. Памятка, адресованная родителям, содержала предупреждение о том, что "современные идеологи и психиатры иностранных разведок" развязали против российских подростков настоящую интернет-войну.

Неназванные спецслужбы обвинялись в формировании у детей "деструктивного восприятия мира и окружения" при помощи методик, используемых для подготовки "террористов, диверсантов и киллеров". Кроме того, иностранным шпионам вменялось "уничтожение народонаселения страны посредством нейролингвистического программирования". Не больше и не меньше.

Продолжая нагнетать обстановку, авторы сообщали, что "беда рядом", и рекомендовали родителям проанализировать страницы своих отпрысков в социальных сетях. Для упрощения задачи создатели памятки привели целый список внешних признаков суицидальных намерений ребёнка.

Так, родителям следовало насторожиться, если их ребёнок размещает на своей странице контент, связанный с критикой семьи, школы, религии, традиций и праздников. Также о желании совершить самоубийство могла свидетельствовать "публикация стихотворений определённых поэтов" — например, Сергея Есенина и Иосифа Бродского.

— Символичными являются сохранение фотографий китов, медуз, кошек, бабочек, единорогов (что тоже символично: смерть едет на единороге в ад), — многозначительно добавляли создатели инструкции.

Помимо прочего, тревожными назывались такие симптомы, как "постоянный обмен сообщениями", "установление паролей на всех девайсах", "побуждение сделать татуировки", "просмотр видео с пропагандой атеизма и ЛГБТ", "окрашивание волос в яркие цвета", "сохранение различных аниме вплоть до аниме порнографического характера" и "установление на смартфоны приложений для видео- и аудио-онлайн-трансляции".

Все желающие могут ознакомиться с исходным текстом по ссылке.

 

А что здесь, собственно, происходит?

Желая разобраться в ситуации, Лайф связался с авторами нашумевшего текста. Глава организации "Спасение детей от киберпреступлений" Сергей Пестов в разговоре с корреспондентом пояснил, что памятка изначально не предназначалась для публикации.

— Памятка рассылалась уполномоченным по правам ребёнка по всем регионам с сопроводительным письмом 9 октября 2016 года, с просьбой донести до родителей. Это было обусловлено рядом готовящихся событий. Мы тесно взаимодействуем со всеми правоохранительными структурами, в том числе со Следственным комитетом, как по регионам, так и с центральным аппаратом, — пояснил Пестов.

По словам общественника, памятка была написана им на основе "обобщения из материалов уголовных дел".

— Материалы "закрытые", они имеются в уголовных делах в СК. Цель написания — привлечь внимание родителей к проблеме, назревшей в обществе. Это памятка не о суицидниках, а о вредном воздействии субкультурных направлений, приводящих к деструктивным разрушениям личности, — рассказал Пестов.

Фото © EAST NEWS

К публикации текста на сайте Следственного комитета Сергей относится философски.

— Я не ограничиваю распространение информации, если она будет полезна, — лишь бы во благо и привлекла внимание родителей и специалистов к этой проблеме, — отметил Пестов.

И если Сергей к постоянным нападкам со стороны троллей, по всей видимости, уже привык, то Софья Канавина, которая с лёгкой руки Следственного комитета стала невольным соавтором Пестова, к подобной славе оказалась не готова. По словам девушки, после того, как скандальный материал был дополнен выдержками из её методички и было указано её авторство, анонимы начали присылать ей на электронную почту оскорбления. 

— Называли неадекватной и недалёкой, не разбирающейся в проблеме. Всё это, конечно, можно было бы проигнорировать, но весьма неприятно, что обвинения, пусть даже такие нелепые, посыпались из-за чужих материалов. За них я нести ответственность не собираюсь, — посетовала Канавина.

По словам Софьи, размещение материалов на сайте иркутского СУ СК не было с ней согласовано. 

— Информация общественной организации "Спасение детей от киберпреступлений" находится в открытом доступе и многими используется в работе. То же самое могу сказать и про методические рекомендации Канавиной, — ответили в СУ СК РФ по Иркутской области.

Между тем Канавина поясняет, что в нынешнем виде памятка едва ли способна принести кому-то пользу, поскольку материалы, взятые ведомством у Пестова, не соответствуют истине. По её словам, методичка, выдержками из которой иркутское СУ заменило наиболее спорные моменты скандальной памятки, была создана при содействии врачей-психиатров, психологов и педагогов. Основной упор в ней сделан на работу с переживаниями подростка, его стрессами и самооценкой, в то время как Пестов сосредоточил свои усилия на поиске внешних признаков и их излишней формализации.

Детский и подростковый психолог Анфиса Калистратова также выразила сомнение в эффективности памятки.

— В инструкции есть хорошая фраза о значимости семьи для подростка и о том, что в группе риска находятся подростки из негармоничных семей. Однако инструкция посвящена поведению подростка и жизненным ситуациям, которые могут — но не обязательно — привести юного человека в группу риска, — подчеркнула Калистратова.

По её словам, если инструкция пишется для родителей, то необходимо обращать внимание не только на то, как ведёт себя подросток, но и какие реакции самих родителей "толкают" детей на бесповоротные ошибки.

— Например, нужно чётко указать, что если подросток регулярно сталкивается дома с претензиями по поводу учёбы и своего образа жизни, с резкой критикой каких-то поступков и неумелых действий — это уже возводит между ним и родителями "глухие" стены или "бездонные" пропасти непонимания, отсутствия взаимоуважения, недоверия. В такой домашней обстановке, даже если родители заметят неблагополучное поведение подростка, невозможно исправить ситуацию в лучшую сторону без специалиста. Иногда и специалист не сможет помочь. Зависит от "толщины" стены между юным человеком и родителями, — сказала Калистратова.

По мнению психолога, в такого рода документах и публикациях следует делать акцент не только на перечислении "опасных признаков, но и на более подробном описании первых шагов по исправлению критической ситуации в лучшую сторону.

— Раз это инструкция по спасению, то стоит писать именно о способах спасения подростка. Лично у меня инструкция вызывает некоторый шок. И, как мама подростка, я могу себе представить, как у любой другой мамы встают волосы дыбом, когда она читает эту инструкцию. Особенно у той, что ищет ответы на свои подозрения и тревоги, — отметила Калистратова.

Фото © EAST NEWS

Вместо послесловия

Нет никаких сомнений, что профилактика суицидов важна и усилия государственных органов и общественников на местах играют здесь далеко не последнюю роль. Правда, при соблюдении пары условий: чтобы такая работа была эффективной, все участники процесса должны вдумчиво подходить к выбору инструментария и пользоваться доверием со стороны населения. Вот только с доверием у Сергея Пестова как раз и не сложилось, а СУ СК по Иркутской области подвело формальное отношение к подбору материалов.

Некоторые пользователи Сети уже обвинили общественника в "самопиаре" и "грантоедстве", однако Сергей знаком с проблемой не понаслышке.

Другой вопрос, что, как показывает практика, излишне эмоциональное или личное отношение зачастую мешает внимательно подходить к выбору источников, тщательно проверять информацию и избегать использования в своей работе сомнительных теорий. Как правило, у читателей не вызывают доверия материалы, основанные на рассказах про "секретные технические средства программирования поведения человека, действующие на базе математического моделирования символики каббалы"

В этом случае усилия борцов рискуют оказаться растраченными понапрасну, а сама тема противодействия подростковым суицидам окажется жестоко обсмеянной или даже начнёт вызывать у населения отторжение.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров