Регион

Уведомления отключены

15 марта 2017, 13:55

С вещами на выход. Что останется в Исаакиевском соборе после переезда музея

Когда Исаакиевский собор передадут РПЦ, музей должен будет вывезти из здания свои фонды, а это более 26 тысяч единиц хранения: иконы, живопись, скульптуры. Лайф рассказывает об уникальных экспонатах, которые хранятся сейчас в Исаакии.

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

Коллекция музейного комплекса "Исаакиевский собор" начала формироваться в 1969 году, когда собор сделали самостоятельным музеем. В течение 25 лет в состав музея вошли требовавшие сложной реставрации храм "Спас на Крови" (1970–1971 годы), Сампсониевский собор (1984 год), а также Смольный собор (2004 год). Тогда возникло неофициальное название Музей четырёх соборов. Оно отражало значение уникального музейного образования, объединившего четыре знаковых для Петербурга храма, которые охватывают период храмостроения от начала XVIII века до начала XX века.

С конца 60-х годов музей начал собирать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, тематически связанные с этими храмами. На сегодняшний день музей обладает обширной коллекцией, насчитывающей свыше 26 тысяч предметов.

В Исаакии есть движимая и недвижимая части памятника. В первом случае это живопись по сухой штукатурке, мозаика, гальванопластическая скульптура — то есть неотъемлемые элементы убранства Исаакиевского собора, представляющие художественную ценность. А движимое имущество — это то, что включено в Государственный музейный фонд страны. При этом 62 произведения живописи на холстах, включённые в музейный фонд, рассматриваются как неотъемлемая часть убранства — это живопись, расположенная в пилонах и алтарных преградах собора.

Как рассказала Лайфу начальник отдела учёта фондов Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Юлия Ушкова, при передаче храма РПЦ эти произведения, естественно, останутся в соборе, но потребуется заключение отдельного договора на передачу их во временное пользование РПЦ. Однако большая часть фондов музея относится к движимым, и её придётся перевозить.

Икона от Александра II и Евангелие XVIII века

В числе уникальных экспонатов музея-памятника "Исаакиевский собор" — икона Святого Исаакия Далматского из резной кости работы мастера Якова Серякова. Она была преподнесена в дар собору лично императором Александром II.

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Не менее ценный экспонат — подлинное Малое Евангелие Сампсониевского собора, датированное 1703 годом и выпущенное типографией Киево-Печерской лавры. Это Евангелие в переплёте с серебряными накладками и с редкими гравюрами упоминается в альбоме архитектора Аплаксина, проводившего реставрацию Сампсониевского собора в начале 1900-х годов. Музей приобрёл этот экспонат у частного владельца.

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

В коллекции музея есть несколько бюстов архитектора Огюста Монферрана, по проекту которого был достроен Исаакиевский собор. Самый известный из них — работы скульптора Фолетти, выполненный из цветных камней, которые Монферран использовал при строительстве собора: мрамора, яшмы, порфира. Архитектор изображён незадолго до смерти.

Но есть и не менее любопытная статуэтка-шарж, созданная в 1848 году скульптором Лене. Он изобразил Монферрана в шапке в виде стилизованного Исаакиевского собора.

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Алтарные иконы и билет на богослужение 1900 года

В собрании музея-памятника "Исаакиевский собор" есть много редких архивных документов. Например, паспорт (вид на жительство), который архитектор Огюст Монферран получил, приехав из Парижа в Петербург по приглашению императора Александра I. Сохранились и альбом авторской графики Монферрана с его собственноручной дарственной надписью, а также конкурсные проекты Исаакиевского собора архитекторов Воронихина, Мельникова, братьев Михайловых. Всё это — часть значительной коллекции графических материалов, посвящённой истории строительства собора.

Среди других архивных материалов — входной билет на пасхальное богослужение в Исаакиевский собор 1900 года. Как рассказала Лайфу Юлия Ушкова, на Пасху в Исаакий пускали на богослужения только по билетам.

— Они были бесплатными, но не каждый прохожий мог их получить. Билеты были разных цветов, и люди располагались внутри собора в соответствии со своим статусом, — отметила начальник отдела учёта фондов музея-памятника "Исаакиевский собор".

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

В музее хранится крупноформатная живопись первого яруса иконостаса Исаакиевского собора — огромные живописные полотна (площадью более 10 квадратных метров) кисти художника Неффа. Сейчас в первом ярусе иконостаса мозаики, но первоначально там была живопись. Правда, когда собор ещё не был освящён, Монферран уже думал об этой замене — сохранять живопись в таком огромном здании достаточно сложно.

В итоге группа мозаичистов петербургской Академии художеств была направлена в Италию обучаться мозаичному искусству. Вернувшись в Петербург, они занялись переводом живописи в мозаику и успели выполнить 62 работы. За основу мозаик брались готовые живописные произведения. С них делались специальные копии — шаблоны, чуть более упрощённые, потому что для мозаики требовались другие приёмы.

В 1914 году была закончена последняя мозаика, "Святой Пётр", которая сейчас находится в экспозиции Исаакиевского собора. Но её не успели разместить в барабане купола, так как началась Первая мировая война. В куполе так и осталась живопись.

Т.А. Нефф. Святая Екатерина (живопись первого яруса иконостаса). Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Т.А. Нефф. Святая Екатерина (живопись первого яруса иконостаса). Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

В собрании музея также находятся эскизы и рисунки мастеров, работавших над художественным убранством всех четырёх соборов, входивших ранее в состав музейного объединения (Смольный и Сампсониевский соборы уже переданы РПЦ). В их числе — эскизы Карла Брюллова с изображением апостолов для барабана главного купола Исаакия.

Живописное убранство собора создавала целая команда художников: Фёдор Брюллов, Карл Штейбен, Чезаре Муссини, Хозра Дузи, Константин Молдавский, Тимофей Нефф, Фёдор Бруни и другие.

Память о блокаде Ленинграда

В подвале Исаакиевского собора работает выставка "Чтобы помнили…", посвящённая героической странице в истории музея. В начале Великой Отечественной войны часть музейных коллекций пригородных дворцов — Павловска, Гатчины, Царского села, Петергофа — не успели вывезти в эвакуацию. Хранители этих музеев на грузовиках уже под звуки артиллерийской канонады привезли ящики с музейными ценностями в Ленинград и разместили их в Исаакиевском соборе. Более того, хранители жили в соборе и как могли сохраняли вверенное им национальное достояние.

Выставка "Чтобы помнили...". Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

Выставка "Чтобы помнили...". Фото: © ГМП "Исаакиевский собор"

— Музей провёл большую научную работу, были восстановлены имена тех людей, которые жили и работали в соборе во время блокады. В память о них в подвале собора была установлена мемориальная доска. А выставка "Чтобы помнили…" пользуется огромным интересом, — отметила Юлия Ушкова.

Что будет с экспонатами?

Фонды музея хранятся непосредственно в здании Исаакиевского собора. Сейчас обсуждаются возможные варианты их перемещения. Одна из возможных площадок — Музей истории Санкт-Петербурга.

— Перевозка музейных предметов — непростое дело, — отмечает Юлия Ушкова. — Требуются специальные условия упаковки и транспортировки. Это дорогостоящее мероприятие, надо объявлять тендер, привлекать организации, специализирующиеся на вопросах упаковки и транспортировки музейных ценностей. Необходимо изготовить ящики под размеры экспонатов из специальных упаковочных материалов. А самое главное — на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для такого перемещения.

Сейчас экспонаты находятся в хорошо оборудованных фондах, оснащённых охранной и пожарной сигнализациями, системой контроля доступа, противодымной системой и системой автоматического пожаротушения. Все стеллажи сделаны из негорючих материалов, а для хранения живописи есть специальное оборудование. При переезде музей сможет вывезти только часть этого оборудования.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров