Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 июля 2016, 19:00

Костры веры. Правда и мифы об инквизиции

Фото: © wikipedia.org

Фото: © wikipedia.org

26 июля 1826 года в Испании был приведён в исполнение последний смертный приговор, которого добилась инквизиция. Учитель Каэтано Риполь вошёл в историю как последняя её жертва. Он был казнён как упорствующий еретик, поскольку не позволял подопечным своей школы ходить в церковь. Риполь был повешен и похоронен в гробу с нарисованными на нём языками пламени. 

В истории не так много организаций, деятельность которых сопровождалась бы таким огромным количеством мифов, как работа инквизиции. Отчасти этому способствовала таинственность организации, с другой стороны, свой вклад в создание "чёрной легенды" внесли и политические соперники Испании, а также вольнодумцы-просветители XVIII века, боровшиеся с влиянием религии на общество и не жалевшие чёрных красок. Лайф выяснил самые популярные мифы об этой организации и были ли шансы вырваться живым и невредимым из лап инквизиции. 

Инквизиция была единой организацией 

Это не совсем так. Правильнее было бы разделять её существование на два этапа: "старая" инквизиция, занимавшаяся в европейских странах поиском и увещеванием еретиков и примирении их с церковью, и "новая" инквизиция, наиболее ярко проявившаяся в Испании, где она была фактически не церковным, а государственным органом, действуя в интересах монарха, а не церкви.

"Старая" инквизиция появилась в XIII веке в ответ на захлестнувшую некоторые европейские страны волну ересей (катары, вальденсы и т.д.). Основные правила работы инквизиции в тот период были сформулированы Николасом Эймериком. Они подразумевали преследование еретиков, причем еретиком считались либо те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, но не все подряд, а только те, которые в своём ведовстве применяют сакральные для церкви предметы: освящённые гостии, святую воду, миро и т.д. и тем самым фактически оскверняют их. Все остальные колдуны, если такие находились, подлежали светскому суду. 

В большинстве случаев "старая" инквизиция действительно пыталась наставить еретиков на путь истинный и примирить их с церковью, добившись их отречения от ошибочных взглядов. Поэтому она не отличалась кровожадностью: за период с XIII по конец XV века число приговорённых к смертной казни по всей Европе составляло несколько сотен человек. Поскольку объём вмешательства инквизиции в жизнь общества в те времена был невелик, инквизиторы не получали никакого жалования за свои труды, для них это было скорее дополнительной нагрузкой. Как организация она была разрозненна и непостоянна. 

"Новая" инквизиция была учреждена в Испании королём Фердинандом и фактически действовала в его интересах, а не в интересах церкви. Испанский монарх с самого начала имел огромное влияние на инквизиторов, которые не столько боролись с ересью, сколько искали тайных иудеев и мусульман. 

Дело в том, что после того, как Испания была отвоёвана у арабов и её объединения, в стране оказались огромные общины евреев и мавров. Под государственным давлением многие из них вынужденно крестились или были насильно обращены в христианство, но продолжали тайно исповедовать свою старую религию.

Противостояние с ними было не только религиозным, но и политическим и экономическим. Евреи и мавры составляли более четверти от общего числа населения, при этом многие из них были весьма богаты, а король Фердинанд намеревался превратить Испанию в самую могущественную империю, для чего нужно было немало средств. Однако просто так взять и конфисковать чужую собственность было невозможно, поэтому большую помощь в этом деле оказывала инквизиция, которая наказывала конфискацией имущества или его частью значительно чаще, чем сожжением на огне. Кроме того, Фердинанд создавал централизованное государство, сшивая его из разрозненных испанских лоскутов, а потеря части привилегий была явно не по вкусу многим знатным феодалам, которые начали проявлять недовольство и впоследствии стали жертвами инквизиции. 

Испанская инквизиция фактически была государственным органом, а не церковным, её служащие получали жалование, а финансировалась она в основном за счёт конфискации имущества осуждённых. 

Инквизиция охватывала всю Европу

Наиболее сильна была инквизиция в Испании (и её заморских колониях). Также ограниченная в возможностях инквизиция некоторое время существовала во Франции, Португалии и нескольких итальянских и немецких землях. Не прижилась инквизиция в Англии, Польше и Скандинавских странах.

В России инквизиция была учреждена Петром, но её функции были совершенно иными — российские инквизиторы только надзирали за духовенством, не по религиозным вопросам, а по всевозможным организационным. Она просуществовала недолгое время.

От инквизиции нельзя было уйти живым

Это тоже не совсем так. Инквизиция вообще не имела права приговаривать кого-либо к смерти, это была прерогатива исключительно светских властей. Однако почти во всех странах светское законодательство предусматривало наказание смертью за колдовство и тому подобные деяния. Фактически инквизиция была единственным шансом для заподозренных в колдовстве спастись от смерти, поскольку светский суд, как правило, не учитывал раскаяний подсудимого и его отречений от заблуждений, настоящих или мнимых.

В свою очередь, инквизиторы, наоборот, стремились добиться от еретика отречения от его заблуждений. Если подозреваемый в ереси каялся в своих заблуждениях и был согласен на примирение с церковью, его ждала уже не смертная казнь, а существенно более мягкое наказание. Правда, инквизиторы могли счесть покаяние неискренним, т.н. лжепокаянием, но здесь всё зависело уже от настроения трибунала. Как правило, покаяния было достаточно, чтобы избежать костра. 

Значительно чаще, чем смертная казнь, применялись такие виды наказания, как наложение епитимьи, ношение санбенито (специальное покаянное одеяние) в течение определённого срока, конфискация имущества, отлучение от церкви на определённый срок, тюремное заключение, денежный штраф, телесные наказания.

Наиболее часто еретики наказывались наложением епитимьи для небольших прегрешений или же тюремным заключением для покаявшихся в серьёзной ереси. В первые годы деятельности инквизиции в Испании, когда число приговоров было велико, а тюрем для заключённых не хватало, разрешалось отбывать наказание по месту жительства, т.е. тюремное заключение фактически заменялось домашним арестом. 

В случае, если еретика не удалось схватить, он всё равно подвергался заочному суду. В этом случае сжигалось его изображение. Смерть также не реабилитировала еретиков, в некоторых случаях сожжению подвергались их кости, специально выкопанные из могилы.

Кто рисковал стать жертвой 

Для среднестатистического европейца того времени шанс стать клиентом инквизиции был невелик. В Испании жертвами инквизиции в основном были насильно обращённые в христианство евреи и арабы, которых подозревали в отступничестве от новой религии (но непосредственно иудеи и мусульмане, жившие в этой стране, никогда не привлекались инквизицией, поскольку её юрисдикция на них не распространялась).

Кроме того, жертвами нередко становились представители влиятельных и знатных испанских семей, которые по тем или иным причинам находились в оппозиции к престолу или имели врагов. В застенки инквизиции могли попасть и простые люди, неосторожно болтавшие на публике о том, о чём не следовало. В таком случае могли найтись доносчики, сообщавшие об их еретических рассуждениях.

В инструкциях для инквизиторов специально отмечалось, что не подлежат аресту подозреваемые в незначительных преступлениях, типа богохульства, произнесённого в гневе. Разумеется, главными кандидатами на попадание в руки инквизиции были всевозможные еретические учителя и проповедники, ради борьбы с которыми изначально и создавалась организация. 

Во второй половине XVI века в руки инквизиторов также попадали протестанты, однако это были единичные случаи, поскольку реформированное христианство не прижилось в католической Испании (в том числе и усилиями инквизиции). 

Особая практика, применявшаяся инквизицией — добровольное раскаяние. Как правило, сразу же после учреждения инквизиции во всех церквях и на всех площадях объявлялся срок, в течение которого все желающие могли добровольно покаяться, явившись на трибунал. В этом случае их либо ждало незначительное наказание вроде денежного штрафа, либо все их прегрешения прощались. По истечении этого срока не покаявшихся еретиков наказывали по всей строгости. 

Методы дознания 

Инквизиция асоциируется у большинства людей с невообразимыми орудиями самых изощрённых пыток. Это некоторое преувеличение. На самом деле гораздо большее внимание уделялось признаниям, полученным без пыток. 

Сам процесс заведения дела был достаточно долгим. Если инквизиторы получали от кого-либо донос или информацию, которую считали достойной открытия дела, открывался трибунал, на котором принималось решение, проводить ли расследование. Если ответ был положительным и имелись свидетели, то к ним направлялись на беседу инквизиторы, которые, не раскрывая им суть дела и не называя имён, вели пространные беседы "обо всём", пытаясь получить как можно больше информации по делу. 

Далее в дело вступали квалификаторы-богословы, чьей обязанностью было решать, стоит ли по имеющимся материалам продолжать дело, или оно слишком незначительное и не имеющее отношения к церкви. 

Если дело решено было продолжать, подозреваемого помещали в тюрьму. В обычных светских тюрьмах содержались подозреваемые в незначительных преступлениях, заподозренные в ереси также отправлялись в тюрьмы.

Ровно через три дня инквизиторы приходили к подозреваемому. Они сходу предлагали покаяться во всех грехах и еретических заблуждениях, о которых подозреваемому якобы было известно, взамен обещая помилование. При этом ему даже не объясняли, в чём его подозревают. 

Если он рассказывал всё, и его показания в целом совпадали с уликами и свидетельскими показаниями, и при этом он демонстрировал деятельное раскаяние, то вскоре для него всё заканчивалось наказанием в зависимости от тяжести преступлений. 

Существовал весьма интересный способ отвода свидетеля — достаточно было заявить о своей вражде с ним. Поэтому инквизиторы ещё на предварительном этапе расспрашивали, есть ли у подозреваемого враги, которые могли бы оговорить его. И если он ещё тогда называл среди них свидетеля, им ничего не оставалось, как не принимать в расчёт его показаний.

Начинался судебный процесс, на котором подсудимый имел право на защиту адвоката. После суда вновь приглашались квалификаторы, которые должны были трактовать: отвёл ли подсудимый от себя подозрения в еретичестве или, напротив, подтвердил. От их решения фактически зависел приговор. Подсудимого могли полностью оправдать, что было скорее редкостью, или же приговорить к незначительному наказанию, если улик против него было немного или в том случае, если он активно каялся. Правда, в случае покаяния, если он вторично попадал в руки инквизиции по подозрению в ереси, спасти его не могло уже ничто, поскольку он считался рецидивистом. Еретик-рецидивист получал наказание в зависимости от тяжести проступка.

После вынесения приговора любой подсудимый имел право подать апелляцию в Рим, но, как правило, помогало это только знатным и богатым узникам, за которых было кому ходатайствовать перед святым престолом. 

Независимо от приговора следовало аутодафе. Существует популярное заблуждение, что аутодафе означает сожжение на костре, но это не так. В действительности в ходе аутодафе публично зачитывались приговоры, произносились покаяния и приводились в исполнение все наказания, начиная от наложения епитимьи и заканчивая сожжением на костре. 

Пытки 

Если подсудимый отказывался давать показания или не сообщал ничего свыше того, что было известно из показаний свидетелей, инквизиторы прибегали к пыткам, которые, к слову, не были изобретением инквизиции и активно применялись и светскими судами. 

Стоит отметить, что пытка вовсе не считалась основным средством получения информации и была строго регламентирована. Назначить её могло только собрание инквизиторов, юрисконсультов и местного епископа. Пытаемому не препятствовалось говорить в момент пытки всё, что он хотел, но его запрещалось спрашивать о чём-либо, поскольку считалось, что он будет склонен к самооговору, чтобы прекратить процесс. 

Ровно через сутки после окончания пытки у подсудимого ещё раз спрашивали, признаёт ли он те показания, которые дал под пыткой. Если он отказывался от данных показаний, инквизиторы должны были оценить, что именно побудило сделать это: либо его невиновность, либо, напротив, его упорство. В зависимости от уже имевшихся против подсудимого улик, пытка могла быть как доводом в пользу его оправдания, так и новой пытки, если его считали упорствующим. 

Инквизиция уничтожила миллионы человек 

Это не так. Хотя цифры жертв инквизиции до сих пор точно не установлены и весьма различаются в зависимости от взглядов исследователя, речи о миллионах жертв не идёт. Так, один из первых историков инквизиции Хуан Льоренте насчитывал около 30 тысяч казнённых за всю многовековую историю этой организации. При этом Льоренте даже не скрывал своего крайне негативного отношения к инквизиции, да и метод подсчёта даёт весьма приблизительные цифры и строится на большом количестве допущений. В наиболее кровавый период испанской инквизиции времён Торквемады он насчитывает около 8 тысяч казнённых.

Более современные историки дают другие цифры. Генри Камен, профессионально занимающийся изучением "чёрной легенды" об Испании, считает, что общее число казнённых за 20-летнее правление Торквемады (самый кровавый период в истории организации) не превышает полутора тысяч человек. Томас Мэдден полагает, что при Торквемаде было казнено около 2 тысяч человек и сопоставимое число было сожжено за следующие 300 лет существования испанской инквизиции.

Все исследователи вопроса сходятся в одном — смертная казнь была не самым распространённым наказанием в судах инквизиции. Гораздо чаще подсудимых приговаривали к штрафу, конфискации имущества (при этом необходимо было точно установить срок впадения в ересь и конфисковать нажитое за период с наступления этого момента), тюремному заключению, либо накладывали епитимью или обязывали определённый срок носить покаянные одежды (санбенито).

Более того, для колдунов и ведьм попасть в инквизиционный, а не светский суд, было скорее благом. Ведь изначальный смысл инквизиции — наставление на путь истинный, и каким бы лицемерием ни были эти слова в контексте испанской инквизиции, подсудимый этого суда мог рассчитывать на снисхождение и сохранение жизни в случае принесения покаяния, тогда как в светском суде колдунов и ведьм в подавляющем большинстве случаев ждала смерть.

Инквизиция существовала только в католических странах и полностью отсутствовала в протестантских. Но это не значит, что в последних ситуация отличалась в лучшую сторону, скорее наоборот: пик охоты на ведьм пришёлся на XVI—XVII век, причем в тех странах, где инквизиции не было. Наиболее жестокие преследования ведьм происходили в протестантских или частично протестантских странах, где их тысячами сжигали на кострах по приговорам светских судов (Германия, Швейцария). Еретики преследовались в протестантских странах не менее жестоко, чем в католических.

Инквизиция осталась в прошлом

На самом деле она существует до сих пор, просто её название изменилось. Сейчас она известна под названием Конгрегация доктрины веры. Даже её функции остались теми же: следить за чистотой веры католической церкви. Разумеется, теперь и речи не идёт о тайных трибуналах, пытках и преследованиях еретиков, она ограничивается обсуждением теологических вопросов. А вот испанская инквизиция окончательно прекратила своё существование в 1834 году, но уже с начала XVIII века она была анахронизмом и представляла собой лишь жалкий отголосок былого величия времен Торквемады.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar