Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
12 августа 2016, 13:00

Вера на экспорт: религиозные учения из России, ставшие популярными в мире

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости, © wikimedia.org, © wikimedia.org, © Flickr/Massillon Museum, © Flickr/inefekt69

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости, © wikimedia.org, © wikimedia.org, © Flickr/Massillon Museum, © Flickr/inefekt69

12 августа 1831 года в городе Екатеринославе Российской губернии родилась Елена Петровна Ган, позднее ставшая известной всему миру как основательница Теософского общества Елена Блаватская. О том влиянии, которое сформулированные ею идеи оказали на мир, говорит тот факт, что сам Махатма Ганди признавал, что идеи теософии оказали на него в молодости значительное влияние, а среди активистов американского отделения теософского общества был Томас Эдисон — один из самых выдающихся изобретателей того времени. Её учение породило интерес к малоизвестному тогда Востоку и стало базой для многочисленных новых религиозных движений, возникших в ХХ веке.

Но Блаватская была не единственным религиозным учителем и мыслителем из России, чьи идеи вдохновляли множество людей по всему миру. Лайф выяснил, какие ещё русские гуру влияли на умы человечества.

Елена Блаватская

Разумеется, начать необходимо именно с неё, поскольку мало кто не только из России, но и в целом в мире может сравниться с ней по влиянию, которое её религиозные идеи оказали на человечество на рубеже XIX—XX веков. 

По отцу Елена Ган происходила из прибалтийских немцев, по матери среди её предков были видные вельможи екатерининских времён. Дед Блаватской был саратовским губернатором, а её двоюродным братом был премьер-министр Российской империи Сергей Витте. Правда, премьером он стал уже после её смерти. 

После смерти матери, достаточно известной в те времена писательницы, Елена воспитывалась у деда-губернатора, благодаря чему получила первоклассное домашнее образование. Она много путешествовала по Европе и России, вышла замуж за вице-губернатора Эриванской губернии (ныне Армения) Никифора Блаватского. Но уже через три месяца она ушла от мужа и вернулась к родственникам, а затем отплыла в Константинополь. 

Следующие несколько лет, которые она провела в странствиях по миру, покрыты завесой тайны. Точно так и не выяснено, чем именно занималась Блаватская. Позднее некоторые известные люди в своих мемуарах описывали свои встречи с ней то в Константинополе, то в Египте, то в Греции или даже Индии. Говорили, что она работала наездницей в цирке, пока не получила травму. Ситуацию осложняет ещё и то, что в целях таинственности Блаватская с удовольствием сама "напускала туману" на свои странствия, упоминая то путешествия в Индию, то в закрытый тогда для европейцев Тибет. Весьма вероятно, что деньги на путешествия и жизнь ей высылали её обеспеченные родственники. 

После долгих странствий Блаватская вернулась в Одессу на непродолжительный срок, откуда уехала в США, где познакомилась с увлекавшимися модным тогда спиритизмом высокопоставленными людьми и наконец показала миру своё учение. 

В 70-е годы было основано Теософское общество и вышла программная книга Блаватской "Разоблачённая Изида". Книга стала одной из первых попыток создать синкретическое религиозное учение для западной культуры путём смешивания различных восточных религий с существенными добавлениями от автора. Кроме того, Блаватская возражала против чрезмерного рационализма XIX века, будучи сторонником иррационального мистицизма.

Блаватская намеренно придавала себе и своему учению имидж загадочности. Утверждалось, что она общается с некими гималайскими махатмами — тайными хранителями истинной мудрости. Один из ближайших сподвижников Блаватской, полковник американской армии Олкотт, даже утверждал, что некоторые книги якобы писала не она, а в моменты работы в неё через астрал вселялись те самые секретные махатмы.

Позднее одно из самых активных отделений Теософского общества появилось в Индии, где оно оказало значительное влияние на возрождение буддизма, основательно забытого к концу XIX века в этом регионе. Туда же переехали и Блаватская с Олкоттом, который, кроме прочего, имел поручение от Госдепартамента лоббировать американские коммерческие интересы в этой британской колонии. Правда, вскоре они покинули Индию из-за обвинений в мошенничестве. Умерла Блаватская в Лондоне в 1891 году. 

Влияние идей: Сразу после выхода работ Блаватской читающая публика, знакомая с её работами, разделилась на её активных сторонников и противников. Одни СМИ в своих рецензиях не жалели эпитетов, чтобы как можно унизительнее охарактеризовать её идеи, другие, напротив, восхваляли их. Одни считали её шарлатанкой, другие видели в ней учителя. Теософское общество оказало огромное влияние на возрождение буддизма в Индии, а также на популяризацию восточных религий в Европе и Америке. Сподвижник Блаватской полковник Олкотт, возглавлявший Теософское общество после её смерти, сейчас считается национальным героем Шри-Ланки. 

Идеи теософии оказали большое влияние на многих знаменитых людей. Ганди во время учёбы в Англии познакомился с активистами теософии и с самой Блаватской и позднее вспоминал, что они оказали на него огромное влияние на этапе формирования его взглядов. Поклонниками теософии были знаменитый абстракционист Кандинский и композитор Скрябин. В переписке с Блаватской состоял Лев Толстой. Активными членами различных отделений Теософского общества были многие знаменитые люди: изобретатель Томас Эдисон, будущий нобелевский лауреат по литературе поэт Уильям Йейтс (позднее ушёл из общества), химик Уильям Крукс (первооткрыватель таллия и гелия), отец первого главы независимой Индии, видный индийский политик Мотилал Неру (а Джавахарлал в детстве получил начальное домашнее образование от активистов-теософов, бывших его учителями). Теософией увлекался Хью Даудинг — командующий британскими ВВС в самый критический для государства период — в момент Битвы за Британию. 

Теософия оказала очень большое влияние на появление в ХХ веке различных синкретических религиозных движений, объединённых вывеской "нью-эйдж", а также популяризовала восточные религии, малоизвестные в то время в западном мире.

Георгий Гурджиев и Пётр Успенский

Основатели учения "Четвёртого пути". Гурджиев родился в семье грека и армянки, много путешествовал по Ближнему Востоку. Приехав в Москву, начал пропагандировать новое синкретическое учение, призванное помочь саморазвитию каждого отдельно взятого человека. В России вокруг Гурджиева сложилась группа его преданных сторонников, в основном представителей богемы и творческой интеллигенции. Позднее группы появились и в других городах. 

Уже после революции 1917 года Гурджиев пытался создать в Грузии, где к власти пришли не большевики, а меньшевики, Институт гармонического развития человека, однако его начинание утонуло в революционной буре, а вскоре Грузия стала частью СССР. Он пытался основать аналогичную организацию в Константинополе, но и в Турции политическая обстановка была неспокойной, и ему пришлось уехать в Европу. В СССР остался двоюродный брат Гурджиева Сергей Меркуров, который стал ведущим скульптором страны, специализировавшимся на скульптурах Сталина, Ленина и других видных деятелей советского режима. 

В Британии у Гурджиева было значительное число последователей, однако местные власти не пустили религиозного учителя в страну, в итоге британские друзья скинулись и купили учителю замок во Франции, где он устроил свою штаб-квартиру и наконец организовал заветный институт развития. 

После разрыва со своим главным учеником Успенским, который начал по-своему переосмысливать его учение, Гурджиев стал писать музыку (хотя и не знал нот). До самой смерти он жил во Франции и принимал учеников, не прерываясь даже в годы немецкой оккупации. Умер в 1949 году в возрасте 83 лет.

Учение Гурджиева, т.н. Четвёртый путь, основано на самосовершенствовании человека, который, по мысли Гурджиева, по умолчанию несовершенен и от этого несчастен. Есть три Пути — путь факира, истязающего тело физическими упражнениями, путь монаха, совершенствующегося благодаря неистовому самоотречению, и путь йога, совершенствующегося ментальными упражнениями. А Четвёртый путь объединяет первые три, отсекая от них наиболее радикальные излишества и утверждая самое ценное, что поможет обычному человеку в его развитии.

Учение Гурджиева основано на смешении отдельных суфийских практик, практик тибетского буддизма, а также ближневосточного христианства. 

Пётр Успенский долгое время был ближайшим сподвижником Гурджиева и помогал ему развивать его идеи, но через некоторое время у них произошёл конфликт, из-за которого Успенский ушёл от Гурджиева и организовал в Лондоне свою группу. 

Успенский ещё до революции в России интересовался оккультизмом и восточными религиями, находившись под влиянием теософии. Он даже бывал в Индии, где некоторое время провёл в местном Теософском обществе. Успенский познакомился с Гурджиевым во время Первой мировой войны, но связи их возобновились уже после революции в России, когда оба оказались в эмиграции. После конфликта Успенский не отошёл от Четвёртого пути, а развил его. Он полагал, что оригинальное гурджиевское учение должно быть более открыто интересующимся, тогда как сам Гурджиев предпочитал таинственность. После смерти обоих учителей их последователи объединили их идеи в одно учение Четвёртого пути Гурджиева-Успенского. При этом от Гурджиева взяты основные идеи, а от Успенского — разработанная теоретическая база учения, которая практически отсутствовала у Гурджиева, предпочитавшего передавать своё учение непосредственно ученикам. 

Влияние: Последователями учения в основном были представители интеллигенции или богемы, а также всевозможные творческие личности. Из известных поклонников учения Четвёртого пути можно отметить британского математика Беннета, джазового композитора Кита Джаррета, одного из самых знаменитых гитаристов в истории Роберта Фриппа (основатель King Krimson), писательницу Памелу Трэверс, автора книг про Мэри Поппинс (она изучала Четвёртый путь непосредственно у самого Гурджиева, с которым была знакома). Британскую группу Успенского посещали такие знаменитые писатели, как Олдос Хаксли (автор одной из самых известных антиутопий "О, дивный новый мир!") и Томас Элиотт (будущий лауреат Нобелевской премии по литературе). В отличие от теософии Блаватской, которая предвосхитила многочисленные движения нью-эйдж, но постепенно растворилась в них, учение Гурджиева-Успенского до сих пор стоит особняком и имеет своих последователей. 

Лев Толстой 

Знаменитый русский писатель помимо прочего создал и собственное религиозно-философское учение, которое в начале ХХ века было достаточно известно в мире. Уже написавший "Войну и мир" и прославившийся писатель внезапно оказался в экзистенциальном кризисе и попытался найти ответы на мучившие его вопросы в религии. Сначала он увлекался традиционным христианством, часто общался со священнослужителями, молился и постился, соблюдал все предписания, но в итоге разочаровался и обратил свой взор на различные нетрадиционные христианские движения — однако и они не удовлетворили его. Постепенно Толстой разработал свою собственную систему. Она не была религией в полном смысле этого слова, поскольку во многом базировалась на христианстве. Более того, Толстой считал своё учение наиболее близким к оригинальному "чистому" христианству, каким оно было в первые века после своего появления.

Однако учение Толстого отрицало церковь как организованный институт, все религиозные догматы христианства, отрицало необходимость государства, поддерживало сознательный отказ от чрезмерных благ и отказ от любого насилия, хорошее отношение ко всем живым существам (поэтому многие толстовцы были вегетарианцами, это был не религиозный запрет, а сознательное убеждение не приносить вреда живым существам). 

При создании своей этической системы Толстой явно вдохновлялся ранним христианством, анархизмом, некоторыми восточными религиями. Фактически у него получился своеобразный христианский анархизм, т.е. этическое учение, взятое из христианства, но свободное от надстроек в виде церковной организации и государства.

Толстого не слишком занимали религиозные вопросы, он скорее хотел создать новую этическую систему, однако отрицание церкви и церковных догматов автоматически превращало учение в религиозное. 

Хотя широко распространено мнение, что Толстой был предан анафеме церковью, это не имеет ничего общего с действительностью. На самом деле Синод лишь констатировал, что Толстой отпал от церкви, то есть по собственному желанию не является членом церкви, и она сама его таковым не считает, пока он не принесёт покаяние. Никаких проклятий ему никто не посылал, и сам Толстой был с этим согласен, не считал себя церковным человеком и в завещании просил похоронить его без отпевания и священников.

Влияние: толстовство стало популярно уже при жизни писателя, наибольшую популярность его учение приобрело в Российской империи, где стали появляться сельскохозяйственные коммуны, основанные его последователями на принципах толстовства. В Европе издавались газеты толстовцев и также появились свои последователи, в основном из числа интеллигенции. 

Толстовство оказало большое влияние на Ганди, который воспринял многие из его идей, в частности непротивление злу насилием и пацифизм, и включил их в свою тактику борьбы с Британской империей. Учение также оказало влияние на вьетнамскую религию Као Дай, возникшую уже в ХХ веке, она почитает Толстого как одного из пророков-святых. Также идеи писателя оказали влияние на христианское движение духоборов. Толстой и сам симпатизировал им и даже финансировал их переселение в Канаду. 

Николай и Елена Рерихи

Знаменитый русский художник, археолог и путешественник вместе с женой стал создателем нового религиозного учения. Рерих родился в семье известного юриста и общественного деятеля, благодаря чему с детства был знаком со многими выдающимися людьми страны: Менделеевым, Костомаровым и т.д. Участвовал в археологических экспедициях в России. До революции увлекался модным тогда спиритизмом (вызывание духов умерших и общение с ними). Уже в те времена стал весьма знаменитым художником, рисовал в основном на русские исторические темы. 

После революции уехал в Британию и нашёл средства на экспедицию в Центральную Азию, оказавшую на него огромное влияние. С этого момента русскую тему в его живописи заменила тема загадочной и мистической Азии. После пребывания в Азии Рерих вместе с женой Еленой создал своё учение, ставшее известным как Агни-йога. Оно являлось сплавом теософских идей Блаватской, буддизма, некоторых индийских культов и философии русского космизма. Сами они утверждали, что были лишь посредниками между читателем и некими Махатмами, которые передавали через них истинное знание при помощи телепатии, а Рерихи записывали его техникой автоматического письма. Поскольку они не считали себя создателями учения, первые издания выходили без имён авторов. 

После нескольких крупных скандалов и конфликтов со своими последователями Рерих удалился в Индию, где общался со многими видными политиками (включая Неру) и безуспешно пытался вернуться в СССР до самой смерти.

Влияние: учение Рерихов было довольно популярно в конце 20-х — начале 30-х годов и имело весьма солидных последователей, оказывавших им щедрую финансовую помощь. Так, американский миллионер Хорш профинансировал строительство небоскрёба на Манхэттене для создания в нём музея Рериха. Здание под названием Мастер-билдинг стоит там до сих пор, однако Хорш достаточно быстро поругался с Рерихом и отрёкся от него.

Вообще влияние Рериха поначалу было наиболее велико именно в США. Самым известным его последователем был высокопоставленный чиновник Генри Уоллес — министр сельского хозяйства США и вице-президент при Рузвельте. Он был убеждённым последователем Рериха и обращался к нему не иначе как Дорогой Гуру. Именно благодаря его усилиям президент Рузвельт подписал т.н. Пакт Рериха, ставший первым в истории договором о защите культурных ценностей, к которому присоединились большинство латиноамериканских государств, исполнив давнюю мечту Рериха.

Однако влияние Рериха в США очень скоро сошло на нет из-за крупного скандала. Стараниями Уоллеса Рерих добыл финансирование из американского бюджета на экспедицию в Маньчжурию. Он должен был искать там засухоустойчивые растения, но вместо этого занялся политической деятельностью, что вызвало сильное недовольство Японии, в сфере влияния которой находилась Маньчжурия. Поскольку Рерих находился в официальной американской экспедиции, произошёл крупный международный скандал, из-за которого Рерих уехал из США, а его популярность там серьёзно пошатнулась.

Тем не менее кружки последователей Рериха имелись во многих странах, хотя участников в них было немного. После распада СССР рериховское движение усилиями наследников возродилось теперь уже в пределах бывшего Союза и делится на две составляющие: культурное наследие Рериха и непосредственно религиозное, критикуемое церковью и фактически неотличимое от многих других нью-эйдж движений.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров