Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
24 сентября 2016, 19:17

От партий ипподромов к фанатским фирмам. История спортивных болельщиков

От древнего Рима до современности: какими были и как менялись фанаты прежних эпох.

Коллаж © L!FE. Фото: © Getty Images/Mario Tama// © РИА Новости/Алексей Филиппов// Кадр фильма "Гладиатор"/ © Кинопоиск

Коллаж © L!FE. Фото: © Getty Images/Mario Tama// © РИА Новости/Алексей Филиппов// Кадр фильма "Гладиатор"/ © Кинопоиск

Лидер Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин 24 сентября был задержан полицией прямо на конференции РФС, на которой выбирали нового президента футбольного союза. По словам правоохранителей, он был задержан в рамках расследования драки между фанатскими группировками, состоявшейся в январе 2016 года в центре столицы. Столкновения между группировками футбольных фанатов в ХХ веке стали неотъемлемой частью футбольной субкультуры, но на самом деле они имеют куда более древнюю историю, чем принято считать. Лайф выяснил, откуда идут корни футбольного хулиганства и какими были спортивные болельщики в прежние эпохи.

Древний мир

Хотя спортивные состязания в их современном виде начали появляться только на рубеже 19—20 веков, а вместе с ними складывалась и особая субкультура болельщиков, это явление совсем не новое. Оно было известно ещё во времена Древнего Рима, правда, тогда оно несколько отличалось от современного.

Как известно, римляне были большими любителями спорта, заразившись этой страстью от древних греков (у которых организаторы современных Олимпийских игр и позаимствовали эту идею). Наиболее популярным развлечением римлян помимо гладиаторских боев были гонки на колесницах. Это был популярнейший вид спорта, достаточно сказать, что главный римский ипподром — Циркус Максимус — вмещал  250 тысяч зрителей. Такие арены даже по нынешним временам являются огромными (самый большой современный стадион в мире вмещает 150 тысяч), поэтому только по его размеру можно предположить, насколько популярны были эти состязания, тем более что арены строились по всей империи, а не только в Риме. На самые статусные гонки почти всегда приходил лично император. Эти зрелища были столь популярны, что Нерон однажды наказал Помпеи, запретив соревнования на 10 лет, что вызвало в городе настоящий траур.

Кадр фильма "Орел Девятого легиона"/ © Кинопоиск

На соревнования принимались ставки, а самые успешные гонщики становились знаменитыми на всю империю, почти как современные спортивные звёзды сейчас, и зарабатывали огромные деньги (один из римских гонщиков до сих пор считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, по нынешним меркам, его состояние составляло десятки миллиардов долларов). Постепенно вокруг гонщиков стали складываться определённые группы людей. Они не только болели за спортсменов из команды, но и помогали с организацией мероприятий, подбором персонала, как обслуживающего, так и гонщиков, организовывали поиск пригодных лошадей для забегов.

Огромный вклад в развитие этих объединений сделал император Нерон, который был страстным поклонником соревнований и даже лично участвовал в гонках в составе одной из команд. Во время его правления выделились 4 спортивные "команды", конкурирующие друг с другом, они отличали друг друга по "клубным" цветам: красный, синий, зелёный и белый.

У каждой цветной команды были страстные поклонники, в том числе и среди императоров, которые нередко поддерживали любимых гонщиков очень щедрыми подарками. Аналогичным образом ситуация развивалась и в гладиаторских боях, но там не требовалось вовлечения большого количества людей в подготовку команды, тогда как в гонках на колесницах необходимо было не только искать способных гонщиков и хороших лошадей, но и тренировать их, содержать, обеспечивать сохранность колесниц — словом, это было недёшево. Неудивительно, что эти объединения со временем стали набирать силу, превратившись в настоящие партии (хотя и не совсем в современном политическом смысле).

Ко времени распада Римской империи из числа команд/партий выделились две – зелёные и синие, поскольку именно им чаще всего симпатизировал тот или иной император (например, Нерон не только симпатизировал, но и лично участвовал в заездах за зелёных). После распада единой империи существующая система переместилась в её восточную часть — Византию. Там партии ипподрома (такое название они получили в историографии) достигли пика своего влияния, какого они не имели в прежние времена.

В Византии они превратились в нечто большее, чем просто объединения болельщиков, переживавших за команду и участвовавших в её жизни. Они начали влиять на политическую жизнь, вокруг той или иной партии складывался своеобразный кружок по интересам, начиная от религиозных (та или иная партия благоволила той или иной религии) и заканчивая политическими: считается, что синяя команда традиционно была связана с аристократией, а вторая сильнейшая команда — зелёная — с богатыми торговцами. В случае необходимости они могли экстренно мобилизовать своих вооруженных сторонников.

Поскольку посмотреть на соревнования по традиции приходил император, они становились важным политическим событием и были легким способом повлиять на то или иное его решение. Партии стали нанимать специальных заводил-клакеров, которые во время соревнований начинали скандировать определенные кричалки, заводя всех болельщиков той или иной команды. Кричалки часто были политическими: против каких-то решений императора или, наоборот, в их поддержку. Когда, повторяя за клакером, многотысячная толпа начинала что-то скандировать, это был эффектный способ повлиять на императора или какое-то должностное лицо, нравившееся или не нравившееся болельщикам.

Кадр фильма "Гладиатор"/ © Кинопоиск

Разумеется, на ипподромах были очень часты стычки между поклонниками разных команд. Самое знаменитое в истории Византии восстание – бунт "Ника" — началось с потасовки болельщиков на императорском ипподроме, которое переросло в требования отставки императора, кровопролитное побоище, а затем выплеснулось на улицы Константинополя, где большая часть города была разрушена, а счёт погибшим шел на тысячи. После этих событий популярность соревнований в Византии пошли на спад, партии ипподрома, к тому моменту превратившиеся едва ли не в отдельные армии, объединённые по религиозно-политическим интересам, стали угасать. Военная часть партий влилась в состав византийской армии, а партии теперь объединялись только спортивным интересом. К XIII веку состязания колесниц окончательно угасли.

Средние века

В Средневековье спорт прекратил своё существование. После распада Римской империи и наступления "тёмных веков" про него не вспоминали долгое время, житель Европы до второй половины XIX века просто не понимал, что такое спорт. Хотя в средневековой Англии любили играть в игру с мячом, ставшую предшественницей современного футбола. Две команды пинали мочевой пузырь свиньи, при этом правила обе команды устанавливали сами, зачастую разрешалось и хватать мяч руками, и сбивать с ног соперников и даже бить их. Различий между болельщиками и спортсменами не было, все оказывались вовлечены в игру. По своим масштабам это больше всего напоминало стихийное бедствие и часто заканчивалось массовыми побоищами, поэтому совершенно неудивительно, что в XIV веке эта игра была запрещена королем.

Новейшее время

 Со второй половины XIX века, когда футбол в Англии стал принимать знакомые нам очертания, зародилась и субкультура футбольных фанатов. Стычки между болельщиками той или иной команды были нередки, зачастую в них были вовлечены и футболисты. Известны и случаи, когда в драках болельщиков участвовали футболисты и даже судьи.

Фото: © Getty Images/Hulton Archive

На проблему долгое время не обращали внимания. В противовес аристократическому регби, футбол был игрой бедняков и основной массой зрителей была рабочая молодежь из промышленных окраин. Но с ростом уровня жизни для них стала доступна возможность не только поддерживать свою команду на домашнем стадионе, но и выезжать на её матчи в другие города, что неизменно вело к побоищам с поклонниками команды-соперника, поскольку молодежи хотелось испытать свою силу. Постепенно битва между фанатами клубов стала даже важнее, чем собственно игра, и стала восприниматься фанатами как параллельный вид спорта, ещё и при их непосредственном участии. Между фанатами различных клубов стали складываться враждебные или дружеские отношения.

 В дни проведения футбольных матчей половина страны превращалась в горячие точки, места проведения матчей оцеплялись полицией по периметру нескольких километров, а когда пресса и ТВ стали сообщать об этом, число фанатов только возрастало. С развитием общеевропейских футбольных турниров и последующим ростом благосостояния британские хулиганы получили возможность выезжать ещё и в другие страны, где с удовольствием били ничего не подозревавших об английской моде болельщиков. Так субкультура британских футбольных фанатов стала распространяться по Европе.

Фото: © Getty Images/Topical Press Agency

Хулиганство на стадионах, возникшее поначалу от переизбытка эмоций, постепенно пошло по византийскому пути, а фанатские группировки стали превращаться в полукриминальные группировки с четким распределением ролей и обязанностей. Поскольку полиция начала активно противодействовать насилию на футбольных трибунах, битвы стали заранее назначаться на пустырях и окраинах, подальше от любопытных глаз. На стадионе фанаты были заперты в ограниченном пространстве, тогда как с пустырей легко было убегать от полиции.

Точкой невозврата стала трагедия на бельгийском стадионе "Эйзель" во время финала Кубка европейских чемпионов 1985 года, когда фанаты "Ливерпуля" прямо на стадионе накинулись на фантов "Ювентуса", что привело к давке и обрушению одной из трибун. Весь мир в прямом эфире наблюдал чудовищную трагедию, в результате которой погибло 39 человек и около 500 получили травмы. Дальше так продолжаться не могло. УЕФА на 5 лет исключил все британские клубы из международных европейских соревнований, в самой Британии была развернута беспрецедентно жёсткая кампания борьбы с фанатами.

 В хулиганские "фирмы" внедрялись полицейские агенты, наиболее активных фанатов не пускали на стадионы и не выпускали из страны во время крупных международных соревнований с участием их клубов, самых буйных фанатов отправили за решётку, на стадионах была введена система видеонаблюдения, фанатов на выезде прямо с поезда и до самого стадиона сопровождали усиленные полицейские отряды. Кроме того, резко выросла цена на билеты на футбольные соревнования, что сделало их недоступными для простых трудящихся, из числа которых и выходила основная масса английских футбольных хулиганов.

Фото: © Getty Images/Christopher Furlong

К концу 90-х годов ХХ века движение футбольных фанатов в Англии, некогда бывшее самым сильным в мире, угасло. На стадионах теперь присутствуют в основном степенные представители среднего класса, зачастую с семьями, драк на стадионах не случалось уже долгие годы. Исследователи видят разные причины, которые привели к упадку хулиганства на острове. Одни считают, что главной причиной стала беспрецедентно жёсткая борьба властей с этим явлением, другие считают, что дело в том, что молодёжь увлеклась другими более модными субкультурами (упадок футбольной субкультуры совпал по времени с резким ростом популярности рейвов) и отошла от футбольного хулиганства. Так или иначе, в Европе центр футбольного хулиганства переместился на восток, в настоящее время наиболее активны футбольные хулиганы в Сербии, Польше, Украине, России, Турции и Греции.

Что касается Латинской Америки, куда футбол и околофутбольный антураж были завезены английскими моряками в начале ХХ века, то там однажды дошло даже до войны. Столкновения между болельщиками двух разных стран привели к полномасштабному военному конфликту между государствами. Эта война даже получила название футбольной. Хотя противоречия между Сальвадором и Гондурасом имели долгую историю, своего пика они достигли в 1969 году во время двух матчей за выход на чемпионат мира по футболу. Обоим матчам сопутствовали массовые беспорядки с участием болельщиков и кровавые столкновения, после которых страны обвинили в их организации друг друга и начали мобилизацию, а затем и войну, в которой погибло несколько тысяч человек.

Поэтому в южноамериканских странах, а также некоторых европейских ультрас достаточно близки к византийской форме: это влиятельные и многочисленные группировки, которые оказывают большое влияние на клубную политику, и руководство спортивных клубов прислушивается к ним. Их могущество значительно больше того, какое в своё время имели английские футбольные хулиганы, которых в движении и интересовала в основном возможность "размяться" в выходные.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров