Русский "Титаник". Как погиб "Адмирал Нахимов"

Русский "Титаник". Как погиб "Адмирал Нахимов"

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Юрий Каплун, © EAST NEWS

29864

Осенью прошлого года СМИ сообщили, что к 2020 году Минобороны собирается воскресить и модернизировать тяжёлый атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов". После модернизации корабль будет обладать совершенно новыми тактико-техническими характеристиками и существенно усилит потенциал надводных сил ВМФ России. Вряд ли после возрождения корабля армейские начальники решат сменить и имя корабля. Хотя до сих пор имя легендарного адмирала чаще приносило несчастья своим обладателям.

Одна из самых страшных в советской истории трагедий произошла в порту Новороссийска 31 августа 1986 года, когда теплоход "Пётр Васёв" протаранил пароход "Адмирал Нахимов". В результате катастрофы на море погибли 423 человека.

"Подарок" Третьего рейха

"Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и "при рождении" назван "Берлин". Спуск на воду прошёл в городе Лоббендорфе в марте, а в сентябре пароход совершил первый рейс из Бремерхафена до Нью-Йорка. После этого до 1939 года морское судно перевозило пассажиров по данному направлению.

Трансатлантические рейсы прекратили в 1938 году из-за их невыгодности и малой заполняемости судна. В связи с политической обстановкой пассажиры массово отказывались от подобных международных рейсов. В течение года "Берлин" перевозил пассажиров на Шпицберген и по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны "Берлин" был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине.

В таком виде, лёжа на дне, пароход перешёл по условиям контрибуций в пользу СССР. 

— При попытке судоподъёма в начале 1947 года снова произошёл взрыв, и судно вновь погрузилось на дно. Вторично судоподъём был осуществлен 17 сентября 1947 года. Пароход получил название "Адмирал Нахимов". Его отвели в док Кронштадского завода для частичного ремонта, проведения освидетельствования и составления "Технического проекта восстановительных работ", — писал водолаз Тюриков. 

Первый рейс

Бывший "Берлин" восстанавливали в течение восьми лет — с 1949 по 1957 год. Работы проводили и в ГДР, куда транспортировали пароход, судовладельцем которого стало Черноморское морское пароходство. После восстановления капитаном назначили Николая Соболева.

— Подняться на судно можно было лишь по единственному узкому парадному трапу. На прогулочной палубе я был приятно поражён размерами, особенно шириной закрытой веранды, на которой свободно могли разойтись две движущиеся "Волги". Апартаменты капитана располагались на шлюпочной палубе. Тут же были штурманская и рулевая рубка, радиостанция и каюта начальника радиостанции, — вспоминает первый капитан корабля.

Убранство "Адмирала Нахимова" сражало пассажиров наповал. Советский корабль, в салоне которого канделябры, ковры, дорогие картины и бронзовые барельефы русских моряков, не вызывал ничего, кроме восторга. К слову, внутреннее убранство судна было выполнено из различных пород дерева, отполированных настолько, что люди отражались в них. На борту были открыты рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека.

Первый рейс, как и большинство остальных, выполнялся на Крымско-Кавказской линии вдоль берегов Чёрного моря. Многие туристы, правда, жаловались на духоту в каютах. Пассажиры третьего класса постоянно открывали иллюминаторы, в каюты при малейшем крене заливалась вода. Проблему с вентиляцией решали практически до конца 60-х. За два года модернизировали саму систему воздухоподачи, а через 10 лет "Адмирала Нахимова" полностью кондиционировали.

До появления в Черноморском пароходстве парохода "Адмирал Нахимов" крупнейшим пассажирским судном на данном направлении был дизельэлектроход "Россия".

За 29 лет немецкий пароход, ставший советским, перевёз миллионы пассажиров по акватории Чёрного моря. 

С 1960 года судно фрахтовал Украинский республиканский совет по туризму и экскурсиям. Экипаж парохода предложил проводить трёхчасовые прогулки и "рейсы выходного дня" (поездки до трёх дней, которые, как правило, совершаются с пятницы по воскресенье) из Одессы в Севастополь и Ялту.

— Идея морских прогулок нашла не только сторонников, но и активных помощников. Порты также охотно откликнулись на наше предложение, ведь и они были непосредственно заинтересованы: проданные кассами морских вокзалов билеты шли им в план, — вспоминал капитан Соболев.

"Нахимов" посещали президент Вьетнама Хо Ши Мин, "отец" советской атомной бомбы Игорь Курчатов, Че Гевара, президент Алжира X. Бумедьен, генерал, герой Отечественной войны Исса Плиев.

Последний день "Адмирала Нахимова"

С 1984 года капитаном теплохода был Вадим Марков, который до этого ходил на "Фёдоре Достоевском", выполняющем круизы по Волге.

Моряки на форумах до сих пор обсуждают, что Маркова "сослали" на "Адмирал Нахимов" в целях исправления. Бытует версия, согласно которой едва ли не половина экипажа были штрафниками: кто-то за контрабанду колготок, кто-то — за другие провинности вроде нахождения в нетрезвом виде.

Руководство парохода планировало, что августовский рейс может стать последним, после чего судно передадут в качестве реквизита для съёмок фильма-катастрофы на "Мосфильм". При этом "Адмирал Нахимов", как сообщалось, должен был "сыграть" "Титаник", который затонет. По окончанию съёмок пароход хотели отправить на металлолом.

Судно выполняло рейс "Одесса — Ялта — Новороссийск — Сочи  — Батуми — Сочи — Одесса". Круиз начался 29 августа и должен был завершиться 5 сентября.

31 августа 1986 года в 14 часов пароход пришвартовался у 34-го причала, где оставался до 22 часов.

По воспоминаниям очевидцев, в документах публиковали только "официальных" туристов, не учитывая "зайцев", число которых могло составлять десятки человек. Отметим, что это только догадки. Среди членов экипажа было почти 70 практикантов, шестеро родственников моряков.

Маркову доложили, что на пути судна нет движения, а экипаж грузового "Петра Васёва", который подходил со стороны Босфора, в курсе, что пассажирский корабль необходимо пропустить. Любопытно, что по международным морским правилам дорогу должен был уступить "Адмирал Нахимов", которому было достаточно повернуть на 25–30 градусов до свободного расхождения. Пассажирский пароход разогнался, по разным данным, до 9 или 10 узлов и полным ходом двинулся к Сочи.

Пассажиры тем временем укладывали детей, отмечали День шахтёра или собирались на фильм "Я люблю тебя больше жизни".

Капитаны Вадим Марков и Виктор Ткаченко связались и уточнили детали расхождения. После этого, по материалам следствия, Марков нарушил правила, уйдя с капитанского мостика до "разминки" судов. Ткаченко отдал приказ тормозить и сдавать назад, но судно двигалось вперёд по инерции. Поворот не рассматривался как вариант для расхождения, до которого, к слову, не хватило всего шести секунд.

— Моя вина... Я должен был изменить ход. Но я считал, что, поскольку вектор относительного движения проходит по корме, то мы нормально разойдёмся, — вспоминал во время допросов капитан "Петра Васёва" Виктор Ткаченко.

Суда столкнулись в 23:12 под углом, близким к прямому. "Пётр Васёв" несколько секунд не мог выдернуть носовую часть из "Адмирала Нахимова". Последний накренился, свет погас. Аварийного генератора хватило на пару минут, после чего свет погас окончательно. На борту началась паника: пассажиры прыгали в воду, их придавливало частями парохода и тянуло на дно. Родители бежали в каюты к детям, не успевали их открыть, уходили на дно, не в силах преодолеть сопротивление воды. Истошные крики по всему борту. Круизный лайнер утонул через 7–8 минут после столкновения.

"Пётр Васёв" остался на плаву, хоть и получил значительные повреждения. Экипаж сухогруза принимал участие в спасательной операции. 

"Уйди, сволочь!" — как спасались с тонущего корабля

То, что поднялось на борту после "резкого удара", сложно назвать паникой. Выжившие пассажиры описывают это как ад. Люди в панике хватали жилеты, надевали их вверх ногами и задом наперёд. Кто-то с жилетом в руках выбегал из каюты. Но большинство даже не думало о безопасности в воде — быстрее бы убежать.

На форумах моряков до сих пор обсуждают одну историю, когда одна пассажирка отняла у другой один из немногих шансов на спасение. Как рассказывается, девушка не успела схватить спасжилет и попросила подержаться за более предусмотрительную пассажирку. В ответ она услышала "Уйди, сволочь!". После этого девушку попросту отпихнули подальше.

Кошмар продолжался и в воде. Это только в "Титанике" Джек уступил Роуз возможность спастись. Здесь же все боролись за выживание. Пассажиры "Адмирала Нахимова" с ужасом вспоминают, как мужчины выталкивали женщин с плотов, когда последние цеплялись руками. Конечно, о таком позорном факте в своей истории в открытую никто не рассказывает.

Но были люди, которые даже в этой страшной катастрофе оставались людьми. Пассажиры наперебой вспоминают подвиг 19 бортпроводниц, которые не только помогали с эвакуацией, но и отдавали свои спасжилеты. При этом, по слухам, некоторые из них не умели плавать. В списках погибших значатся фамилии девяти бортпроводниц.

Ленинград, Тюменская область, Липецк, Хабаровск, Саратов... Украина, Молдавия, Литва — такова страшная география жертв трагедии.

Уголовное дело

Уже на следующий день после крушения прокуратура возбудила уголовное дело в отношении капитанов: примечательно, что спаслись оба. С данной ношей не смог жить Александр Чудновский, которого Марков оставил вместо себя. Он спустился в свою каюту и закрылся на ключ.

Из обвинительного заключения по уголовному делу N 18/58369-86 следует, что "столкновение судов, кораблекрушение и гибель многих пассажиров и команды парохода "Адмирал Нахимов" явились следствием грубого нарушения правил безопасности движения на морском транспорте, допущенного капитаном теплохода "Пётр Васёв" Ткаченко В.И., капитаном парохода "Адмирал Нахимов" Марковым В.Г. и вахтенным вторым помощником капитана Чудновским А.Р.". Вина капитана "Адмирала Нахимова" заключалась в том, что он передал помощнику управление, а помощника, видимо, — что согласился и неверно оценил обстановку. Ткаченко же избрал опасный вариант расхождения судов и не оценил обстановку должным образом.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!