Регион

Уведомления отключены

24 января 2017, 18:35

За чертой. Откуда взялась оседлость и что это значит

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости / Владимир Вдовин, wikireading.ru

Коллаж © L!FE  Фото: © РИА Новости / Владимир Вдовин, wikireading.ru

В связи с недавним высказыванием вице-спикера Госдумы Петра Толстого о черте оседлости тема, давно уже ставшая достоянием пыльных архивов, неожиданно вновь стала актуальной. В социальных сетях с жаром обсуждают черту оседлости и пытаются понять ,что конкретно подразумевал Толстой. При этом немногие представляют себе, чем она являлась в реальности и в чём заключалась её суть. 

Появление

До екатерининских времён никакой черты оседлости в Российской империи не было, хотя евреи, несомненно, были, правда в незначительном количестве. Черта оседлости была введена в 1791 году и была связана с тем, что по итогам нескольких разделов Польши в составе России оказалась значительная часть польских земель. А Польша к тому моменту была страной с наибольшим количеством еврейского населения. И после раздела Посполитой всё её население превратилось в подданных российского монарха. 

Екатерина II решила, что многочисленное еврейское население, доставшееся от Польши, следует ограничить специальной чертой проживания. Согласно указу императрицы, евреи должны были жить там же, где они жили до включениях их земель в состав России. Проще говоря, им было запрещено перебираться в русские города, за редким исключением. 

Позднее указ был более детально регламентирован последующими монархами, и уже в XIX веке были чётко ограничены территории, на которых в Российской империи дозволялось жить еврейскому населению. В число этих территорий входили 15 губерний, все они располагались на территории нынешних Польши, Украины, Литвы и Белоруссии. 

Чем было вызвано появление черты оседлости 

Считается, что введение черты оседлости было пролоббировано влиятельными купцами. К концу XVIII века, когда Польша вошла в состав России, евреи уже имели славу выдающихся торговцев и банкиров. Более того, многие европейские правители имели при себе гоф-фактора — нечто вроде финансового помощника, чаще всего еврея. Ценилось именно еврейское происхождение, поскольку только они имели организованные диаспоры во всех европейских странах, что позволяло прокручивать деньги почти так же быстро, как в современных банках. 

Купцы, разумеется, опасались, что хлынувшие в города евреи, как и другие инородцы, создадут диаспоры, быстро завладеют всей торговлей и разорят их. Духовенство также опасалось появления в городах больших масс лиц нехристианского вероисповедания. Нации в те времена ещё не изобрели, поэтому основным мобилизующим и объединяющим фактором была религия. И представители отличающихся от доминирующих в регионе религиозных групп повсеместно сталкивались с подозрительностью и недоверием. А власти стремились ограничить контакты между различными религиозными течениями, в Европе в те времена практически повсеместно считалось, что иудеи нелояльны власти.

Исключения из правил

Хотя формально евреям запрещалось проживать вне губерний, отведённых им под место жительства императорским указом, на деле всегда было немало лазеек и исключений. Самым простым способом снять любые дискриминирующие ограничения была смена веры. В том случае, если еврей принимал православие или лютеранство, все ограничения с него моментально снимались, поскольку они касались не евреев, а иудеев, т.е. лиц, придерживающихся иудаизма. Однако в те времена к вопросам веры относились серьёзно и далеко не каждый мог себе позволить сменить веру предков, тем более что и в еврейской общине т.н. выкресты подвергались очень суровому осуждению вплоть до конца XIX века. 

Второй способ — получить высшее образование. На лиц с высшим образованием не распространялись ограничения, связанные с чертой оседлости, и они могли свободно жить где угодно. Однако университетов в стране было не так уж много, и, кроме того, были опасения, что многие пожелают воспользоваться этой лазейкой, поэтому в университетах была введена процентная квота на число учащихся-евреев, соответствующая их пропорции от общей численности населения (если университет находился в черте оседлости, квота повышалась). 

Третий способ — получить нужную профессию. В число нужных городских профессий входили аптекари, фельдшеры, повитухи, врачи, стоматологи. Кроме того, разрешалось жить вне черты оседлости бывшим кантонистам (рекрутам из числа евреев, набираемых по спецнабору), отслужившим в армии. Также в числе тех, кто мог жить в любом городе, были ремесленники, но с обязательным условием быть записанными в ремесленный цех. Вместе с этими людьми разрешалось жить и их семьям. 

Четвёртый способ — самый сложный. Стать купцом первой гильдии. Всего было три купеческих гильдии, и в первую входили самые богатые и крупные купцы, сейчас их назвали бы миллионерами. 

Пятый способ — пригодный только для женщин. Можно было самовольно уехать из черты оседлости и записаться в проститутки. Тогда вместо паспорта женщине выдавался т.н. заменительный билет, более известный как "жёлтый билет", который разрешал ей заниматься проституцией при условии постановки на учёт в полиции. Способ малопригодный, поскольку, получив однажды жёлтый билет, в дальнейшем было очень трудно устроиться на какую-либо другую работу.

Шестой способ — эмигрировать в другую страну. Желающим уехать не чинилось никаких препятствий. По понятной причине, способ не пригоден для тех, кто переезжать в другую страну не планировал.

Всем остальным черту оседлости разрешалось покидать, но только на время. В частности, срок, на который житель покидал черту оседлости, не должен был превышать шести недель. Кроме того, он обязательно должен был иметь паспорт, выданный губернатором. Получить такой паспорт можно было, только внятно объяснив свою цель путешествия за пределы черты.

                                                                                       ***

Правила проживания евреев в специально отведённых им местах постоянно изменялись на протяжении XIX века, постепенно смягчаясь. В общей сложности черта оседлости просуществовала в России около 120 лет. Де-факто она была отменена в годы Первой мировой войны в 1915 году, когда евреям в условиях угрозы наступления немецких войск было разрешено селиться где угодно, за исключением Петербурга и его пригорода. Официально же черта оседлости была отменена уже Временным правительством весной 1917 года.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров