Регион

Уведомления отключены

4 марта 2017, 13:00

Сектанты в России. Кто хотел кастрировать царя

Как крестьянин Кондратий Селиванов создал самую мощную секту в Российской империи.

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org © EAST NEWS © Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Коллаж © L!FE Фото: © wikipedia.org © EAST NEWS © Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

В России попасть в список сект было не самой сложной задачей — достаточно чем-то не угодить государю, знати или церковнослужителям. Но встречались и такие секты, от которых у любого современного человека волосы встанут дыбом.

text

Сам термин "ересь" был введён греческой церковью задолго до крещения Руси. Это отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, которое предлагает к нему другой подход

Первые упоминания про объединения, признанные русской церковью ересью, датируются XIV веком. Так, около 1350 года на Руси стали появляться богомилы. По их версии, существует два бога-творца: один добрый, другой — злой. Добрый создал всё духовное, злой — материальное. Также они отказывались от материальных ценностей.

В 1360-х распространилось течение стригольников. Они считали, что "официальная церковь основана на мзде", что все духовники берут либо деньги, либо товары для личного насыщения. Создали секту диакон Никита и стригольник (парикмахер) Карп. Основателей секты утопили в реке Волхов в 1375 году.

text

Создали секту диакон Никита и стригольник (парикмахер) Карп Основателей секты утопили в реке Волхов в 1375 году

Хлысты — разводы и запрет на чтение

Самыми известными и массовыми сектами были хлысты и скопцы. Хлысты появились около 1645 года. Исследователь Павел Мельников-Печерский считает, что её основателем стал крестьянин, который к моменту своей "гениальной затеи" жил во Владимирской области, Данила Филиппович. Он заявил, что ни одна церковная книга "никуда не годится" и решил создать свою, которая, по его мнению, будет единственно верной. А после этого объявил себя "богом Саваофом, который на колеснице спустился с небес на землю".

Фото: © wikipedia.org

Фото: © wikipedia.org

Далее, как пишет Мельников-Печерский, новый "проповедник" двинулся в Костромскую область. Там он уже объявил себя "верховным гостем", "превышним богом", "богатым гостем". Хотя, как отмечают историки, внешний вид и грамотность "нового духовного лидера", вероятно, хромали, у Филиппова нашлись последователи. Тех, кто его признал, переименовал в "людей божьих".

Крестьянин демонстративно утопил ряд церковных книг в Волге. Всем своим последователям он вообще не велел брать в руки книги, заявляя, что такое наставление дал ему лично ангел.

Следующим шагом было — придумать 12 "заповедей". Последователям было велено никогда не читать других писаний, не жениться (или развестись), не сквернословить, не бывать на гулянках, где есть алкоголь. В секте пропагандировали полный запрет на спиртное. Последователи были обязаны избегать секса. При любых расспросах о секте со стороны родственников или властей следовало молчать под страхом "не вознестись на небо". "Первое правило бойцовского клуба…". Но при этом приводить новых людей не возбранялось.

— Кнутом будут бить и огнём жечь — терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, а на земле духовную радость, — вот такой "бонус" обещал крестьянин.

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Хлысты учили, что душа родственника может переселиться, например, в корову, которую вы якобы съели. А вино, чай, кофе, сахар, лук, чеснок, картофель называли "сатанинскими" продуктами.

Что касается "молитв". Они происходили непременно ночью (по легенде, Филиппов же ночью спустился на колеснице). Все присутствующие должны были надевать только белое.

Мужчины приходили в длинной белой рубахе до пят, с широкими рукавами. Женщины поверх рубахи надевали белый сарафан или белую юбку, а голову покрывали белым в крапинку платком. В правой руке участники моления держали зажжённую свечу, а в левой — белый платок, называвшийся "покровом" или "крылом архангела". Обувь обычно снимали.

Московский чиновник Министерства юстиции Николай Реутский ("Люди Божьи и скопцы", 1872) указывал, что у хлыстов применялось и жертвоприношение. Были ли жертвами этого люди или только животные — не сообщается.

Во время “молитв” участники секты применяли радение. По сути, это песнопения, во время которых хлысты бегали по храму и кружились. В итоге многие доводили себя до бессознательного состояния. У некоторых начинались галлюцинации. Считалось, что чем активнее ты будешь "радеть", тем лучше.

Сами радения были нескольких видов.

1. "Одиночное" — подготовительное, продолжалось недолго.

2. "В схватку" — мужчина с женщиной.

3. "Стенкой" — несколько человек рядом или в кругу, где каждый прыгал, в такт размахивая руками.

4. "Корабельное" — один бегает за другим.

5. "Круговое", или "хороводное" — бегание по кругу.

6. "В раскодку", или "крестное" — становились парами накрест и перебегали в противоположные стороны.

7. "Круговое" — все кружатся отдельно, каждый вертится вокруг своей оси.

Несмотря на то что секс между парами был запрещен, историки на форумах обсуждают, что после "радений" бывали групповые оргии, которые якобы могли лучше сплотить членов секты. Так, Мельников-Печерский отмечает, что дети, которые рождались после таких радений, считались замечательным даром. А рождались они часто…

"Сын мой!"

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Саваоф познакомился с 33-летним беглым крестьянином родом из Муромского уезда, Иваном Сусловым, которого назвал "родившимся Христом". Точной даты знакомства нет, но историки полагают, что это произошло в районе 1680-х годов. Суслов учил, в общем-то, тому же, чему и его предшественник.

Филиппов скончался в 1699 году. Историки указывают, что произошло это после разговора с "Христом". После этого Суслов сбежал и скитался по домам учеников. К тому моменту за хлыстами уже начинали следить власти. В конце XVII века Суслов перебрался в Москву.

Суслов пережил Филиппова на 17 лет. В 1716 году его сначала даже похоронили на территории Ивановского монастыря. Правда, как указывают историки, в 1739 году над хлыстами состоялся судебный процесс, где было установлено, что никакого отношения к вере оба крестьянина, в общем-то, не имеют. В результате останки Суслова достали, сожгли, а прах развеяли по ветру. Перед смертью "главные по секте" находили кому "передать пост". Но после суда 1739 года явление перестало быть массовым, в своём первозданном виде просуществовав до конца XVIII — начала XIX века. Упоминания о "последователях" и "учениях, основанных на хлыстовстве", прекращают встречаться в XX веке.

Тотальная кастрация

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Куда дальше в плане издевательств над своими последователями пошли скопцы. Сама секта была основана около 1772 года крестьянином из Орловской губернии Кондратием Селивановым.

person

Кондратий Селиванов

Сначала он примкнул к хлыстам, где притворялся немым. А потом "чудесным образом" заговорил. Особенно радикально Селиванов относился к тому, что хлысты, несмотря на запрет, могли заниматься сексом. Поэтому предложил наиболее простой вариант раз и навсегда решить "проблему" — оскопление (кастрация).

Как отмечают историки, он даже устроил раскол среди хлыстов: так, одни полностью поддерживали идею Селиванова, а другие планировали отправиться на небеса "в полном комплекте". В результате крестьянин объявил себя "Искупителем", и сманил часть последователей хлыстовства в свою секту — скопцов.

— Скопцы отличаются от хлыстов единственно физическим изуродованием тела, составляя с ними одну и ту же секту, — отмечает Мельников-Печорский.

Селиванов быстро нашёл себе двоих последователей. Это крестьянин из Тульской губернии Александр Шилов, в доме которого собирались хлысты. Второй — один из членов "Хлыстовщины" — юродивый Андрей (фамилия неизвестна).

После того как скопцы отделились (или их выгнали из хлыстов за слишком "радикальные" взгляды), они отправились в Тульскую губернию, где и была их первая "жертва". В Алексинском уезде они называли себя монахами и киевскими затворниками.

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

В доме фабриканта купца Лугинина скопцы уговорили крестьянина Емельяна Ретивова на кастрацию, которую сами называли "убелением". В течение нескольких дней после этого оскопили ещё несколько других фабричных крестьян.

Ретивов поехал в Тамбов для покупки кож и проездом, в селе Сосновке, что близ Моршанска, вовлёк в свою секту дворового крестьянина Софона Попова. Последний взял с собой сына Ульяна, крестьян Ивана Прокудина, Пимена Плотицына и даже дьякона Семёна Алексеева. Они приехали к скопцам и прошли тот же обряд. После того ещё несколько крестьян из Сосновки ездили с тою же целью к Ретивову.

В общем, к 1774 году "монах" оскопил 60 человек. Среди них, как отмечают историки, были женщины и дети.

Оскопление проводили топором или раскалённым ножом. Мужчинам могли отсечь яички или провести "полную ампутацию". Изначально отрезанные органы съедали другие члены секты, позже их стали просто сжигать.

Женщинам отрезали или сжигали половые губы, соски. Иностранцы, которые случайно узнавали об обрядах в секте, приходили в ужас.

Как указывают историки, в качестве одного из методов истязаний использовали "неполное оскопление" (когда человек лишается не детородного органа) и каннибализм.

Барон Гакстгаузен, путешествовавший по России, записал рассказ одного из хлыстов (здесь уточним, что, вероятнее, всё же речь идёт об их последователях — скопцах) Ярославской губернии.

Во время моления, в чан, наполненный теплою водой, сажают пятнадцатилетнюю или шестнадцатилетнюю девушку, которую успели склонить к оскоплению. Когда она усядется в чане, к ней подходят старухи, делают глубокий надрез на её груди, потом отрезывают один из сосцов, левый, и останавливают течение крови. Девушке дают в руки икону. Потом отрезывают часть тела, кладут на блюдо, разрезывают на мелкие куски и раздают присутствующим, которые и едят их. После этого вокруг неё танцуют и поют.

На каторгу

Фото: © РИА Новости

Фото: © РИА Новости

Власти обратили внимание на происходящее в марте 1774 года. В Сосновке священники узнали, что в одном из домов кастрируют людей, и передали эту информацию епископу, а последний обратился в Синод. Летом того же года в Сосновку выдвинулся статский советник Александр Волков. Как отмечают историки, правившая тогда императрица Екатерина II велела как можно быстрее разобраться с делом и особенно с виновными. Ей нужно было знать только приговор. Уже в сентябре 1774 года Селиванова высекли кнутом и сослали навечно в Иркутскую губернию. Первых, кто согласился оскопиться, также высекли и сделали крепостными. Остальным просто "вправили мозги" и велели не отвергать церковь. Такая же участь ждала и "правую руку" Селиванова, Александра Шилова, которого участники секты считали переродившимся Иоанном Предтечей.

person

Пётр III

Более 20 лет о Селиванове не было ничего слышно. Тем не менее в 1795 году он вернулся из Сибири и поехал сразу в Москву. Он объявил себя мужем императрицы — Петром III, который на самом деле скончался после государственного переворота в тюрьме. К слову, Кондратий уверял, что "он – Петр III" — оскопился ещё во время брака с Екатериной, из-за чего в постели у них были, мягко говоря, проблемы. В 1796 году Кондратия арестовали и отправили в Петербург.

"Ты — мой отец?!"

Император Павел I — сын скончавшихся к тому моменту императора Петра III и императрицы Екатерины II — решил посмотреть на "папу". По легенде, между ними состоялся следующий диалог.

— Ты мой отец? — спросил Павел.

— Я греху не отец. Прими моё дело, и я признаю тебя своим сыном, — заявил крестьянин Селиванов.

После этого его отправили в Обуховский дурдом. В 1802 году, уже при императоре Александре I, его выпустили и отправили в богадельню при Смольном монастыре. Предводитель секты не прекращал действовать. Так, он умудрился склонить к кастрации статского советника Российской империи Алексея Елянского, ряд офицеров и представителей знати.

В 1804 году Елянский отправил Александру I проект "переустройства Российской империи". В нём предлагалось Селиванова сделать духовным учителем императора, а в армию отправить сектантов, которых русская церковь официально признает и пострижёт в монахи. Воюющие "монахи", в общем.

Куда и чем смотрел император?

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Кадр видео “youtube/Big Mad World”. Скриншот © L!FE

Появляется законный вопрос: почему император не потребовал прекратить кошмар, который происходил у него буквально под носом? Чем руководствовался правитель?

Как указывает Борис Башилов, Александр I относился к начинаниям своего отца негативно, пытаясь переделать если не всё, то хотя бы большую часть. Поэтому, если Павел пытался скопцов разогнать, то его сын в целом относился нейтрально (Б. Башилов "Александр Первый и его время", 1992).

person

Александр I

— Александр I приказал Елянского, как явно ненормального человека, отправить в Суздальский монастырь, а с Селиванова приказал взять подписку не производить больше оскоплений. Он дал такую подписку, но оскопления, конечно, продолжали производиться, — отмечает Башилов.

Историки указывают, что скопцы продолжали орудовать, только наращивая размах. Так, в доме Селиванова на "радения" собирались до 300 человек обоего пола. Селиванов уговорил (или распустил слух), что царь в курсе происходящего, и запретил полиции к нему заходить "Высочайшим указом его императорского величества". В 1805 году его дом якобы посетил даже сам государь.

Более 15 лет продолжался разгул скопцов — до 1819–1820 года. Примерно в это время фаворит императора, генерал-губернатор Петербурга Михаил Милорадович, выясняет, что на "радениях" продолжают кастрировать. Причём в секту уже вступили и матросы, и офицеры. По слухам, к скопцам примкнули два племянника генерал-губернатора. Остались ли они в целости и сохранности, не сообщается.

Об этом Милорадович рассказывает Александру. Последний приходит в ярость и требует разогнать скопцов. Селиванова ссылают в суздальский Евфимиев монастырь, где он и оставался до своей смерти в 1832 году.

Согласно подсчётам Е.В. Пеликана, между 1805 и 1871 гг. следователями было обнаружено 5444 скопца (3979 мужчин и 1465 женщин). (Пеликан Е. "Судебно-медицинские исследования скопчества", 1873).

Так, в 1929 году в Ленинграде состоялся судебный процесс над скопцами. Среди прочего, их обвиняли в антисоветских настроениях и использовании наёмного труда.

В материалах дела значится, что, к примеру, родной дядя уговорил 15-летнего Андрея Пивдунена оскопиться, обещая золото и шубы. Когда условие было выполнено, мальчика заставили "работать не покладая рук". Так прошло два года, а потом подростка выгнали из дома за то, что он требовал денег.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров