Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
6 июля 2016, 17:57

Как люди с клаустрофобией работают в офисе?

Как сохранить продуктивность, когда страх замкнутого пространства подпитывается буквально всем — от тесных переговорных комнат без окон до необходимости закрывать дверь в туалетной кабинке?

Фото: © Flickr / Laura Lewis

Фото: © Flickr / Laura Lewis

Кровавое собеседование

Игорь Тулин, владелец интернет-компании NewTube, рассказал нам историю, иллюстрирующую, как непросто людям с клаустрофобией находиться в привычных для всех остальных условиях. Когда он работал в банке на должности заместителя начальника отдела проектного финансирования, ему понадобился экономист для прогноза и анализа цен на недвижимость. Собеседование с одним из кандидатов ему запомнилось надолго.  

Фото: © Flickr / Dan DeLuca

— Пришла женщина в возрасте чуть за 30. Я сразу обратил внимание, что у неё печальный взгляд, в нём была какая-то "вселенская тоска". Однако мы хорошо поговорили — её компетенции соответствовали моим ожиданиям. На протяжении почти всего собеседования, которое проходило в моём кабинете, дверь была приоткрыта, и я обратил внимание, что женщина периодически поглядывает на неё, но не придал этому значения. Но вдруг мои сослуживцы взяли и закрыли дверь. Я даже не успел среагировать, как соискательница вспрыгнула на подоконник, вышибла стёкла, схватилась за внешнюю решётку и начала её трясти. При этом она истошно кричала: "Помогите!". Стали собираться прохожие. Она просила вызвать милицию и скорую, — вспоминает Игорь Тулин. 

Работники банка распахнули все двери, которые могли ей встретиться на пути к выходу, и сказали, что проход свободен. Минут через 15 спокойных уговоров, во время которых коллеги подчёркивали, что скорая едет, милиция тоже и что она может беспрепятственно покинуть здание, страдающая клаустрофобией соискательница постепенно пришла в себя. Она спустилась с подоконника и пошла к выходу.

От двойных стёкол ничего не осталось — они разлетелись вдребезги. Две шторы пришлось сдать в химчистку — были все в крови. Порезы у женщины были многочисленные. О решётку она раскроила себе лоб — пришлось зашивать. Кровью залила весь коридор и забрызгала стены, — рассказывает Тулин.

Побороть страх

Клаустрофобия — это тревога, которая возникает в замкнутом пространстве. Но когда люди знают, что выход из помещения есть и им можно воспользоваться в любой момент, они справляются со своим страхом. 

— Редко бывает, что человек с клаустрофобией совсем не в состоянии работать в офисе, — рассказывает Андрей Солоненко, доктор медицинских наук по специальности "Психиатрия и медицинская психология", юнгианский аналитик. — У меня есть пациенты с этой фобией, но больших сложностей в работе они не испытывают. Хотя неприятные ощущения у них, конечно, периодически в офисе возникают — и прежде всего в лифте. Почему? Потому что все знают, что в нём пусть и редко, но застревают. 

По мнению Солоненко, у нашей героини — участницы "кровавого" собеседования — присутствует какое-то более тяжёлое психическое расстройство, где клаустрофобия — лишь одна из составляющих.

Вообще клаустрофобия встречается невротического и психотического типа. Артём Гилев, заведующий отделением оказания интенсивной психиатрической помощи психоневрологического диспансера № 13, рассказал, что при невротических расстройствах человек действует осознанно, а вот при психотических он совершает неадекватные действия или у него совершенно необъяснимые фобии. Например, он может бояться буквы "А" — и это иррациональный страх. С неврастенией у пациента психотерапевт борется с помощью бесед, может назначить и медикаменты. При психотическом расстройстве медикаментозное лечение — основное и обязательное.  Фото: © Flickr / Felix Huth

— Клаустрофобия невротического типа поддаётся терапии. Человек может пройти курс лечения и избавиться от проблемы за месяц-два при благоприятном течении. Для таких людей не характерно агрессивное поведение — при чисто невротической клаустрофобии человек в случае приступа, скорее всего, покроется потом, у него разовьётся тахикардия, появится страх смерти, но на окна он бросаться не станет (у него снижаются критические способности, но он понимает, что надо выходить в дверь, а не в окно, на котором решётка). В случае женщины-экономиста, судя по симптоматике, имеет место невротический уровень. Такое поведение с разрушением окружающей обстановки характерно для психотических расстройств, — согласен с коллегой Гилев.

Для лечащего врача не имеет значения, какая именно фобия у пациента — боязнь открытых пространств, боязнь летать на самолётах или какая-то ещё. Лечат просто фобию как таковую, потому что зачастую один страх перетекает в другой. Именно поэтому и нет достоверных данных о том, сколько людей в России страдает клаустрофобией. 

— У меня был пациент, который страдал клаустрофобией и при этом работал машинистом в метро. Он ездил на Филёвской линии, где почти все перегоны — открытые, но каждый раз, как он попадал в тоннель, ему приходилось трудно. После прохождения курса лечения он справился с этой проблемой. Клаустрофобия ведь разная бывает. Кто-то вообще не переносит любых закрытых пространств и не может работать в принципе. А кто-то боится исключительно тесных помещений — лифта, салонов автобуса, подводной лодки, самолёта, — отметил Артём Гилев.

Офис как источник стресса

Фото: © Flickr / allispossible.org.uk

Многие люди не рассказывают начальству о том, что страдают этой фобией, и напрасно, уверена Анна Никурадзе, старший юрист департамента трудового права Института профессионального кадровика.

— Очевидно, что руководитель ничем не сможет помочь, пока сотрудник по-человечески не попросит его об этом или не предоставит соответствующего медицинского заключения. Если страдаете клаустрофобией, лучше сразу предупредите начальника об этом, договоритесь "на берегу" об особых условиях труда, — советует Никурадзе. — Например, больных клаустрофобией часто сажают за рабочие столы, расположенные рядом с открытой дверью, чтобы он чувствовал, что всегда может быстро и беспрепятственно покинуть помещение. 

Если же сотрудник с клаустрофобией предоставляет справку об инвалидности, то работодатель должен обеспечить ему условия труда, которые предполагает план реабилитации, прописанный в этом документе. Если работодатель не может предоставить такие условия, то он имеет право расстаться с сотрудником (ведь тот не сможет справляться с работой). Но ещё можно постараться найти подходящую должность в рамках организации.

— У меня есть подруга, которая страдает клаустрофобией, но поскольку она работает в open-space, то ежедневно с трудностями сталкивается только в лифте. В данном случае работодатель ничем ей помочь не может — не переезжать же в другой офис? Поэтому она поднимается на 15-й этаж пешком, — приводит пример Никурадзе.

Идеальное помещение 

А как же выглядит идеальный офис для людей, испытывающих тревогу в замкнутом пространстве? Об этом мы решили спросить у Амира Идиатулина, генерального директора архитектурной студии IND Architects и призёра Best Office Awards.

— При проектировании офисных помещений мы учитываем этот фактор, работаем над тем, чтобы будущие сотрудники не чувствовали себя подавленными в офисе. Если пространство сжатое, нет окон или они очень маленькие, то мы стараемся архитектурными методами помещение максимально увеличить. Для этого используем светлые цвета в интерьере, а если потолок низкий — делаем открытые инженерные коммуникации (это придает объём пространству, к тому же сейчас это модно). Очень часто, например, в холлах, где мало места, мы используем зеркала и различные стеклянные, глянцевые поверхности, которые отражают свет и создают глубину пространства, — объясняет Идиатулин.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров