Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
3 октября 2016, 11:30

Экстрим 24/7: авиадиспетчеры рассказали о внештатных ситуациях на работе

Как сохранять спокойствие, когда нужно каждую минуту сажать самолёт с 200—300 людьми на борту? Один знакомый авиадиспетчер ответил на этот вопрос так: "Я представляю, что на экране передо мной точки, которые я должен развести. Не самолёты, а просто точки, и всё".

Коллаж: © L!FE. Фото: © Jacquelyn Martin/AP/FOTOLINK/East News © Stockbroker/EAST NEWS © flickr.com/W. Tipton

Коллаж: © L!FE. Фото: © Jacquelyn Martin/AP/FOTOLINK/East News © Stockbroker/EAST NEWS © flickr.com/W. Tipton

О том, каково это — быть представителем одной из самых стрессовых профессий, какие внештатные ситуации происходят в небе, рассказали несколько диспетчеров из разных аэропортов России.

В зоне риска

Каждое неудачное решение диспетчера может привести к необратимым последствиям. Непредвиденные ситуации возникают также из-за гроз или по невнимательности пилотов к командам диспетчера.

— Особенно сложно работать в грозу летом. Во-первых, в сезон отпусков движение самое плотное, бывает до 18 авиалайнеров на связи. И если обычно самолёты летают по трассам и можно легко вычислить траекторию полёта, просчитать, в каком месте они могут пересекаться, то только не в грозу. Пилоты то и дело сходят с трассы, пытаясь обойти грозовой фронт. При этом аэропорты, как правило, закрывают, поэтому самолёты становятся в зону ожидания. Количество высот ограничено, пространство тоже, образуется своего рода "свалка" из самолётов. Это как бочка с водой, которая может в любой момент переполниться, и тут уже благополучное разрешение ситуации зависит от диспетчера.

— Порой критическая ситуация возникает, когда пилот случайно переключает радиостанцию (чаще всего это происходит с экипажами из Азии). А бывает, что пилот подтверждает не тот эшелон (сами понимаете, что потенциально это грозит столкновением судов), так что острый слух диспетчера должен улавливать любую ошибку.  На практике до крайней точки доходит очень-очень редко, хотя за смену в среднем пилоты раз 10 подтверждают команду диспетчера с ошибкой.

— Во время полёта по маршруту Москва — Новосибирск у самолёта отказал двигатель. Пилоты до последнего момента молчали, но в конце концов им всё-таки пришлось доложить об аварийном положении. Поскольку пассажиры ни о чём не догадывались, было принято решение не сообщать об инциденте на борту, дабы избежать паники, — вспоминает один из авиадиспетчеров (Лайф рассказывал, что пилоты обычно не распространяются о настоящем ЧП). — На одном двигателе самолёт не может лететь на определённой высоте, поэтому была отдана команда идти на снижение. Но не тут-то было. Навстречу этому самолёту летели ещё несколько авиалайнеров. Ситуация казалась безвыходной, лётчикам пришлось снижать самолёт, грубо говоря, прямо на лайнер, который летел под ними. Невероятной сложности задача, но, к счастью, её удалось решить. Ювелирная работа пилота и диспетчера. Чудом опасность миновала. Потом по факту возгорания двигателя прокуратурой было проведено множество проверок.

— Был случай, когда у авиадиспетчеров загорелось рабочее место (мы сидим в окружении множества компьютеров, кабелей и проч.) Система дала сбой, и всё начало полыхать. Одни диспетчеры в панике побежали, другие пытались до последнего выполнять свои обязанности (это не трудоголизм, а необходимость: они ведь управляют воздушным судном). Закончилось хорошо, сработала автоматическая система пожаротушения.

Эмоциям здесь не место?

Диалог между пилотом и диспетчером строго регламентирован. Записи разговоров прослушиваются руководством, и за каждое лишнее слово специалисты могут быть оштрафованы.

 У меня есть интересный опыт, которым может похвастаться далеко не каждый диспетчер. Мой муж — пилот, и пару раз мы встречались с ним в эфире. Я работала диспетчером старта. В мою зону ответственности входила в том числе взлётно-посадочная полоса, то есть разрешать взлёт было в моей власти. И, когда я услышала голос мужа, сердце готово было выпрыгнуть из груди от волнения и восторга. В горле пересохло, но я чётко и звонко произнесла команду: "Взлёт разрешаю. Счастливого пути".

— Не всегда диспетчер серьёзен на работе, порой случаются комичные ситуации. Мы с ребятами дали прозвища самолётам по их "национальной принадлежности". Китайские называем "чайниками", а грузинские — "грузинами" и так далее. Так вот, однажды коллега прокололась: по ошибке в эфире назвала не позывной воздушного судна (TAMAZI, грузинская авиакомпания), а выдала: "Грузин", снижайтесь, эшелон 250". В эфире повисла небольшая пауза, так как пилот, похоже, опешил, — вспоминает один из диспетчеров московского авиаузла. — Ещё интересно, что "чайники" плохо понимают наше произношение, и обычно после неудачных попыток перевести их на частоту соседнего сектора нам ничего не остаётся делать, кроме как передавать цифры на китайском.

— Хотя нам и нельзя общаться на посторонние темы в эфире, но как минимум однажды на моей памяти романтика победила правила. Моя коллега встречалась с пилотом. И вот как-то раз самолёт, в котором он был за штурвалом, вошёл в её зону ответственности, они встретились в эфире, и он ей сделал предложение руки и сердца. Вот такая авиационная любовь.

— Забавный случай произошёл в ночную праздничную смену. В эфире пилоты поздравляли девушек-диспетчеров с 8 Марта, и вот командир очередного воздушного судна говорит нам приятные слова. И именно в этот момент мой коллега по работе, мужчина, нажимает кнопку ответа и громко басом отвечает ему: "Спасибо большое, очень приятно", — смеётся специалист по управлению воздушным судном.

Портрет воздушного лоцмана

Чтобы состояться как специалист в этой области, необходимо обладать особыми качествами. Нужно хорошо ориентироваться и представлять предмет в пространстве, иметь хорошую память, сохранять самообладание в любых стрессовых ситуациях. А состояние здоровья, бесспорно, играет самую важную роль.

— В течение всей профессиональной деятельности здоровье диспетчеров находится под пристальным контролем высококвалифицированных специалистов в области авиационной медицины. Диспетчеры регулярно проходят медицинскую комиссию, а также медосмотр перед каждым дежурством, — говорит один из диспетчеров.

Другой замечает, что профессия эта достойная и высокооплачиваемая, но, чтобы её получить, нужно пройти через многие испытания и постоянно учиться.

— Один раз в два года мы обязательно проходим курсы повышения квалификации, дважды в год — переподготовку к осенне-зимнему и летнему периодам. Один раз в три года сдаём экзамен по английскому языку, также посещаем курсы по поддержанию языкового уровня. Некоторых для совершенствования языка отправляют на учёбу в Англию.

Сколько получает диспетчер

В московских аэропортах размер заработной платы авиадиспетчера зависит от его класса: 

  • диспетчер 1-го класса — от 150 тыс. рублей;
  • диспетчер 2-го класса — от 110 тыс. рублей;
  • диспетчер 3-го класса — от 80 тыс. рублей.

График работы: 3 дня через 3.

Отпуск: 67 календарных дней.

— Условия труда комфортные, очень удобный график. Работаем: "день", "утро", "ночь". А потом три дня выходных. У нас остаётся достаточно времени на себя и семью. При этом мы знаем, как будем работать, например, через год-два. Можем посчитать, выпадет ли смена на Новый год или майские праздники, и спланировать всё заранее, в том числе и отпуска (последние — строго по графику), — говорит авиадиспетчер.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров