Учимся говорить. Советы тренера, готовившего к выступлению перед Путиным

Учимся говорить. Советы тренера, готовившего к выступлению перед Путиным

Фото: © REUTERS/Carlo Allegri

4411
Основатель коммуникационного агентства PR Inc. Ольга Дашевская сегодня часто выступает публично, а для кого-то и играет роль наставника: так, она помогла преодолеть боязнь аудитории бизнесмену, которому предстояло сказать речь на форуме с участием Владимира Путина. Но и сама Дашевская оратор не прирождённый: когда-то она тоже боролась со страхом и весьма необычным способом. Мы попросили её дать несколько дельных советов о том, как стать как минимум неплохим оратором.

Смотреть страху в глаза

 

Сейчас я уже опытный спикер и тренер по ораторскому мастерству, но было время, когда и у меня были трудности с публичными выступлениями. Свои страхи мне удалось побороть не совсем обычным способом. Я стала заниматься вокалом у сильного преподавателя, к которому ходили талантливые дети практически из всех музыкальных вузов столицы. Педагог, творческая натура, часто опаздывала — график занятий сбивался, ученикам приходилось ждать своей очереди по полтора часа. Таким образом мы никогда не оставались в зале один на один с учителем, на уроке присутствовали все. Со мной на занятия ходила девочка двенадцати лет, голос которой, когда она пела, к примеру, песни Барбары Стрейзанд, невозможно было отличить от оригинала. И в присутствии таких талантов мне нужно было открыть рот и запеть, что, к слову, во много раз страшнее, чем просто говорить. После у меня пропал всяческий страх, я смогла выступать перед любой аудиторией.

Сегодня меня часто приглашают выступать на профессиональных форумах и конференциях, таких как Baltic Weekend или Российская неделя маркетинга, торжествах по случаю вручения премий, проводить мастер-классы в университетах. И к каждой аудитории нужен особый подход: первых надо постоянно удивлять новым уникальным контентом, учащимся же нужно подробно и доступным языком разъяснять азы профессии и любой термин объяснять на примерах из жизни. 

Выступление перед президентом

Нежелание выступать не всегда возникает из-за боязни аудитории. Многие потенциальные ораторы не владеют техникой речи: говорят сквозь зубы, не выпускают полностью звук, не умеют интонацией держать слушателей. В таких случаях требуется обучение у преподавателя по ораторскому искусству или тренера. Некоторые спикеры нуждаются в корректировке дикции с педагогами по актёрскому мастерству, также можно привлечь логопеда. Я однажды работала с бизнесменом-интровертом, которому приобрести навыки ораторского искусства было необходимо для работы. Он был типичным выпускником физтеха: умный, молчаливый, выступать перед аудиторией ему было очень тяжело. Даже на деловых встречах он практически не разговаривал, на все вопросы отвечал его советник. Передо мной стояла задача подготовить человека к выступлению на крупном форуме перед президентом Путиным. Бизнесмен до обращения ко мне уже уволил нескольких профессиональных тренеров, о чём меня сразу предупредил его советник. Ему было сложно взаимодействовать с наставниками, так как в большинстве случаев они экстраверты, громко и много говорят, активно жестикулируют. От общения с ними он уставал значительно сильнее, чем от занятий. Интровертам нужен эксперт, обладающий способностью к эмпатии. 

Миссия выполнима 

Для самостоятельной подготовки к предстоящему публичному выступлению можно воспользоваться несколькими простыми, но эффективными способами, которые помогут в день X быть на высоте.

Вижу цель — иду к ней

У вашего выступления всегда должна быть цель. Если её нет, не стоит выходить к аудитории. Если есть, чётче определите её для себя и готовьтесь к докладу.

Краткость — сестра таланта

Проблема новичков в том, что они пытаются рассказать всё и сразу. Хорошее выступление — это тщательная подготовка перед ним. Определите основную мысль, которую хотите донести до аудитории и работайте с ней, не пишите большие тексты и тем более не заучивайте их. Объём выступления на мероприятии не должен превышать 15 минут, иначе присутствующим станет скучно. Сейчас на профессиональных мероприятиях вообще переходят от формата докладов к дискуссиям на выбранные темы.

Что должно остаться в головах слушателей после вашей речи

Ваш основной тезис, подготовленный заранее. Произнесите ключевую мысль не менее пяти раз, но разными словами и в разном контексте. Поверьте, у аудитории не сложится ощущение, что вы говорите об одном и том же. Но, если после выступления спросить слушателей, о чём говорил спикер, 90% скажут ту самую мысль, которую вы старались донести.

Уникальная техника

Воспользуйтесь техникой "Домик Бёрсон Марстеллер". Она строится на трёх главных элементах: послание, аргументы, опыт. Иными словами, донести вашу мысль помогут цифры, факты и живые примеры из собственного опыта. Специалисты по коммуникациям смеются над голословными рекламными лозунгами типа "уникальная кухня", "лучший ресторан", "великолепный модельер". Никому не понятно, почему они лучшие, эксклюзивные. Без конкретных фактов это не более чем субъективное мнение. Дайте аудитории факты, примеры, визуальные образы, она сама сделает вывод о предмете продвижения.

Позвольте слушателям представить то, о чём говорите

Сравните два предложения: "Он злился" и "Он выходил из себя, кидал бумаги, багровел, кричал на коллег". В каком случае вы представляете себе человека, который злится, ярче? Скорее всего — во втором. А ведь во втором случае не было произнесено слово "злился".  

Оставляйте слушателю место для собственных мыслей 

Если кроме описательных образов в своём выступлении вы используете визуальные, не слишком раскрывайте их. К примеру, вам показывают картинку блондинки и говорят: "Вот эта красивая блондинка неспешно шла по тротуару…" С большой долей вероятности найдутся те, кому не понравится изображение, которое вы показали, и слова о красоте и изяществе, которыми вы его наделили. Но, каждый из нас, услышав: "Она была хрупкой блондинкой с лёгким румянцем на щеках, часто неловко опиралась на правую ногу…", представит себе свою блондинку. Каждый поверит в ту блондинку, которую он представил.

Поддерживайте контакт с аудиторией

Разделите аудиторию на несколько секторов и поочерёдно переводите взгляд с одного на другой, как в большой компании. Я бы не стала пользоваться распространённым советом и акцентировать всё внимание на одном человеке: сложится впечатление, что выступление только для него одного. Говорите со своими слушателями, особенно если это молодёжь — без вовлечения в беседу ничего не получится, монолог им быстро становится скучен. Используйте юмор в своём выступлении. Удачная шутка способна за секунду влюбить аудиторию в спикера.

Используйте жесты

Большую часть информации мы воспринимаем через невербальные каналы: язык тела, мимику.

Работайте с голосом

Роняйте подбородок на грудь, чтобы звук был открытым. Помогайте себе интонацией выделить ключевые моменты.

Внешний вид

То, как вы выглядите, зависит от формата встречи и категории присутствующих. Совсем не обязательно облачаться в традиционный костюм. Сегодня на digital-конференциях помимо новейших технологических разработок можно увидеть все последние новинки спортивной обуви.

Сообщайте что-то новое

Если не можете сказать ничего нового — не выступайте. Всё просто.

Если вы сидите, расположитесь так, чтобы иметь возможность развернуться на 180 градусов и коммуницировать со всеми присутствующими. Если стоите на сцене, выбирайте место, с которого вам будет видна вся аудитория.

И не забудьте одну простую вещь: выступайте в хорошем настроении и искренне улыбайтесь!

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!