Глава AirAsia: Иногда даже приличный человек должен стать проституткой

Глава AirAsia: Иногда даже приличный человек должен стать проституткой

Фото: © REUTERS/Vivek Prakash

3088
Как владелец крупнейшего азиатского лоукостера работал стюардом на собственных авиалиниях, как разглядел большой потенциал в грузчике, почему ему приходится сотрудничать с "Манчестер Юнайтед", хотя он терпеть не может этот клуб? Тони Фернандес рассказал на бизнес-форуме "Атланты" в Москве.

Малайзиец Тони Фернандес оставил успешную карьеру в американской звукозаписывающей студии Warner Music (он занимал пост вице-президента компании по Юго-Восточной Азии) и решил воплотить в жизнь свою сумасшедшую детскую мечту — создать бюджетную авиакомпанию для всех. У него было 500 тыс. долларов стартового капитала и не было никакого опыта управления авиакомпанией. Предыдущий владелец малайзийской авиакомпании AirAsia с радостью согласился продать ему свой почти развалившийся бизнес (за шесть лет компания умудрилась потерять больше 100 миллионов долларов, у неё было всего два самолёта, а в штате числилось около 200 перепуганных сотрудников). Фернандеса называли сумасшедшим: только псих решится вложиться в умирающий проект в условиях авиационного кризиса (он купил AirAsia за три дня до трагедии 11 сентября в Нью-Йорке). Сегодня AirAsia — это крупнейший бюджетный перевозчик в Азии, восемь раз подряд она становилась лучшей бюджетной авиакомпанией в мире по версии Skytrax.

О знакомстве с Ричардом Брэнсоном 

По специальности я бухгалтер. Никогда не любил бухучёт, поэтому, как только появилась возможность забросить эту сферу, я ею тут же воспользовался. В своё время я музыкой увлекался, на клавишных инструментах играл. Вот и решил развиваться в этой сфере. Я обзвонил немало звукозаписывающих компаний, в каждой из которых меня посылали куда подальше. На собеседование позвали только в Virgin Records, по итогам которого меня также послали. Выхожу я с неудавшегося интервью, а мне навстречу идёт Ричард Брэнсон, основатель компании. Такие встречи обычно называют судьбоносными — те, которые могут изменить твою жизнь. Я мог повести себя как обычный робкий азиат (улыбнуться и поспешить по своим делам), но не стал:  подошёл к Ричарду и сказал, что я из Малайзии. Я этого, конечно, совершенно не ожидал, но этот факт его заинтересовал. Так завязался разговор, после которого я получил приглашение на работу в известную звукозаписывающую студию в Америке. С Брэнсоном я проработал два года, а потом он сказал мне, что хочет создать свою авиакомпанию. Я посчитал его неадекватным, подумал, что он злоупотребляет запрещёнными препаратами. Какая ещё авиакомпания, Ричард? (В 1984 году Брэнсон основал авиакомпанию Virgin Atlantic, которая стала второй по величине в Великобритании на дальнемагистральных направлениях, а также входит в топ-10 лучших авиакомпаний в мире по версии австралийского сайта AirlineRatings. — Прим. ред.)

О работе в музыкальном бизнесе

12 лет своей жизни я посвятил музыке. Свою карьеру успешно строил в Warner Music — в компании, которая прошла через несколько сделок по слиянию и поглощению. Сначала нас поглотил Time Warner Inc, потом America Online Inc — на тот момент меня всё это уже очень достало, надоели американские боссы. Я пришёл к одному из них и сказал, что не хочу больше работать в компании. А если честно, то конкретно с ним: я не разделял его видения развития бизнеса. Босс страшно обрадовался, он давно хотел от меня избавиться, считая, что я мечу на его место. Резонно считал, что скрывать. Я оставил Нью-Йорк и отправился в Лондон — тогда я ещё не знал, чем именно буду заниматься.

О рождении бизнес-идеи 

Я позвонил жене (теперь уже бывшей) и сказал, что бросаю музыку и создаю авиакомпанию. Когда она перестала смеяться, я повторил. Говорю: серьёзно, никаких шуток. Мальчишкой родители отправили меня учиться в Высшую школу экономики в Лондон. Это была школа-интернат, а как по мне, так концлагерь. Дико хотелось вернуться домой к родителям, думал, что хотя бы на каникулах буду навещать родных. Но мама сказала своё "нет": перелёты из Лондона в Куала-Лумпур слишком дорогие. Тогда у меня появилась мечта о собственной бюджетной авиакомпании, а воплотить её в жизнь меня вдохновила случайная встреча со Стелиосом из EasyJet в одном из лондонских баров (сэр Стелиос Хаджи-Йоанну, владелец компании. — Прим. ред.).

О стереотипах

Когда я купил AirAsia, в компании было всего около 200 перепуганных сотрудников, которые знали обо мне только как о герое музыкальных ток-шоу. Понимаю их опасения насчёт нового руководителя.

Секрет успешного бизнеса 

Чтобы добиться успеха в деле, нужно найти правильную бизнес-модель. По-моему, никто до AirAsia не предлагал бронировать и оплачивать место в самолёте онлайн. Многие утверждали, что люди не захотят светить свои банковские карточки в Интернете. Сейчас же это кажется нелепым. 

Кроме того, мы даём своим клиентам возможность регистрировать багаж самостоятельно: печатать багажные бирки и клеить их на свои чемоданы, не выходя из дома. 

Но инновации не обязательно должны быть технологичными. Сегментация рынка и то, как выстроены отношения между сотрудниками в компании, — главный секрет успешного бизнеса. Я уверен, что нет более важного актива компании, чем её персонал.

О своём управленческом стиле 

Невозможно быть успешным управленцем, если ты не готов работать "на рудниках" вместе со своими подчинёнными. Я был стюардом на борту самолёта, работал на багажной ленте. Поэтому хорошо знаю своих сотрудников, а они меня — и мой номер телефона, и почту, и в любое время они могут связаться со мной.

С одним из сотрудников AirAsia я познакомился, когда выгружал багаж с самолёта, он был носильщиком. Этот парень рассказал мне, что вынужден был бросить учёбу в школе: его семье нужны были деньги, и он отправился на заработки. Таких, как он, в Малайзии очень много. В то время мы как раз запускали собственную программу обучения для пилотов, 11 из 15 подготовленных нами лётчиков — это сотрудники AirAsia, и тот парень стал одним из них. Он и сейчас работает в AirAsia, пилотирует А320. Даже одной такой истории успеха достаточно, чтобы замотивировать огромное количество людей, а в нашей компании таких историй очень много.

О рекламе

Руководитель не должен экономить на рекламе. Я, кстати, всегда выступаю перед прессой в красной кепке с логотипом нашей компании. СМИ считают меня неплохим оратором и часто освещают мои публичные выступления, так вот, рядом с текстом — моя фотография в кепке.

Многие знают, что AirAsia — спонсор "Манчестер Юнайтед". Признаться честно, для меня этот факт был большой личной травмой, я терпеть не могу эту футбольную команду. Но есть в жизни моменты, когда даже очень приличный человек должен стать проституткой. Мне было больно видеть имя нелюбимого футбольного клуба на своих самолётах. Но нам нужно было как-то разрушить негативный стереотип, который сформировался в обществе. Многие считали, что опасно летать на малайзийских самолётах. Так вот, стоило только заявить, что AirAsia — официальный перевозчик "Манчестер Юнайтед", как вредоносный стереотип был уничтожен. 

Об амбициях

Все почему-то решили, что я хочу повторить успех Ричарда Брэнсона. Не поймите меня неправильно, мы с Ричардом хорошие друзья, но я не пытаюсь идти по его следам. У меня нет желания отправиться на Луну, мне гораздо интереснее выпить какого-нибудь алкогольного напитка на Красной площади. Вообще считаю, что на Луне делать нечего. 

О маме и Рэе Чарльзе

Моя мама была поразительной женщиной, преподавала уроки игры на фортепьяно. Потом это дело забросила и стала агентом Tupperware — компании, которая торгует пластиковыми контейнерами (производитель посуды, использующий сетевой маркетинг для распространения. — Прим. ред.). Неправдоподобный бизнес, я считаю, но она достигла в нём большого успеха. Использовала стандартный маркетинговый ход: звала своих подруг в гости на посиделки и за чашечкой кофе предлагала им продукцию компании. У неё это здорово получалось. С каждым разом приходящих в гости дам становилось всё больше и больше. На одну из таких вечеринок, кстати, мама пригласила Рэя Чарльза — может, помните, был такой музыкант (американский джазовый певец и композитор, обладатель 17 премий Grammy. — Прим. ред.). В это время он как раз был в Малайзии. Вечер был фантастический, мама и Рэй играли вместе за одним фортепьяно.

О Москве 

Я буквально несколько дней в Москве, это мой первый визит в Россию. Прилетел вместе со своей девушкой, и первым делом мы пошли гулять на Красную площадь. Я испытал дикий восторг — вёл себя как ребёнок. Нет, это не лесть. Вы же понимаете, что эту московскую достопримечательность практически в каждом фильме показывают. В фильмах про Джеймса Бонда, например. Признаюсь, что Harrods (самый известный универмаг Лондона, один из самых больших универмагов мира. — Прим. ред.) в сравнении с ГУМом — никого не хочу обидеть — нервно курит в сторонке.

Я транслировал свою прогулку по центру города онлайн в "Фейсбуке". Собрал 80 000 просмотров и 500 комментариев, большая часть из которых была с вопросом "Когда вы откроете рейсы в Россию?".

Позвонил в свой офис в Малайзии и сказал, что AirAsia нужно начать летать в Россию, и как можно быстрее. Думаю, что начнём с рейсов из Куала-Лумпур в Москву, потом в Питер, а дальше во Владивосток. Вообще, у меня грандиозные планы.

Страна у вас поразительная, и вы, конечно, ею гордитесь — правильно делаете. Мне здесь безумно понравилось. И да, можете сообщить "Аэрофлоту", что я ещё прилечу.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!