Власть маленьких людей: вообще-то здесь я решаю, кого пускать в мой кабинет

Власть маленьких людей: вообще-то здесь я решаю, кого пускать в мой кабинет

Коллаж © L!FE. Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников, © wikipedia.org

5351
Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда линейный сотрудник строит из себя большого начальника. Лайф выслушал истории о том, как подобные кадры, наделённые сверхлидерскими качествами, показывают свою неоправданную значимость и ведут себя неподобающе по отношению к окружающим, а также выяснил у экспертов, что же делать со специалистами с синдромом маленького начальника.

"Алло, главврач у аппарата"

— У нас в больнице в приёмном покое работала медсестра, которая со временем потеряла какую-либо ответственность за свои поступки. Сначала она отвечала на грубость со стороны некоторых пациентов также грубостью, потом, когда врач отходил на пару минут, она садилась за стол и начинала измерять давление больным, одним словом, выполняла обязанности врача, пока тот отсутствовал. Пыталась всем своим видом показать, что она главный врач. Как-то раз дело дошло до того, что она перестала пускать некоторых пациентов. Тогда на неё начали поступать многочисленные жалобы, но даже это её не останавливало. Медсестра продолжала вести свою политику. Однажды она стала отвечать на звонки и представляться главным врачом. Но не тут-то было! В приёмный покой позвонил главный врач, и каково было его удивление, когда он узнал, что начальник — вовсе не он. Медсестру, несомненно, уволили после произошедшего, — вспоминает врач-невролог.

Прокурор всея Руси

— На практике в прокуратуре изо дня в день я наблюдала картину, как одна женщина, которая работала в отделе делопроизводства и занимала не самую высокую должность, строила помощников прокурора. Между собой они её называли прокурором всея Руси. Как-то раз мне дали задание, связанное с канцелярской работой, а это означало, что работать надо было целый день с ней. Только мне стоило шагнуть через порог — она сразу дала мне ряд указаний: "распечатай документ и принеси его мне", "дверьми в моём кабинете не хлопать и на обеде меня не отвлекать". А когда гражданин пришёл в канцелярию, чтобы отдать жалобу, она ему заявила, что начался обеденный перерыв, дополнив ответ гневными словами: "вообще-то здесь я решаю, кого впускать в мой кабинет", хотя до обеденного перерыва оставалось буквально две минуты и она спокойно могла у него принять заявление и поставить штамп. В тот день, когда мне довелось с ней поработать, я поняла, почему сотрудники ей дали такое прозвище. Дело в том, что задания, которые приходили из области, она раздавала сотрудникам, будто она отдала приказ на их исполнение. Без комментариев, конечно, не обходилось: "шеф прислал задание, которое необходимо выполнить в срочном порядке в установленный срок, ты меня понял?", — делится юрист-консультант Мария.

Менеджер с важным видом

Когда я училась на втором курсе, мне предложили подработку — регистрировать участников на экономической конференции. В процессе работы к нам с важным видом подошёл какой-то молодой парень: в костюме, галстуке, с зализанными волосами, и он постоянно что-то требовал. "Давайте побыстрее", "Я вам ничего повторять не буду", "Почему кончился кофе" (он ещё и безграмотный — кофе закончился, а не кончился). Я решила посмотреть в список — и выяснилось, что он менеджер по продажам какой-то мелкой фирмы. Следом за ним подошёл мужчина в джинсах, свободной рубашке, свитере, который не торопил и очень вежливо с нами разговаривал. Он спросил у нас: "Девчонки, а где тут туалет?". Смотрю в список — а это был генеральный директор крупного банка, — рассказывает Александра.

Что делать, если у сотрудника синдром маленького начальника?

Какова причина поведения линейного специалиста, который стремится воспользоваться своей маленькой властью, какие действия предпринимать руководителю по отношению к такому сотруднику и как ужиться в коллективе с работником, который возомнил себя большим боссом, — об этом рассказали профессиональные HR-специалисты и опытные психологи.

Любовь Малиновская, HR-директор интернет-сервиса "Помогатель.ру", утверждает: если руководитель понимает, что подчинённый ведёт себя несоответствующе занимаемой позиции, целесообразно действовать следующим образом:

  • провести тренинг вежливого общения и поведения для сотрудников (для всех или для определённого отдела);
  • внедрить систему отзывов и оценок клиентов, пациентов и даже коллег из смежных отделов. Это может быть ящик обращений, либо мини-анкета на бумаге или онлайн, либо кнопка (хорошее или плохое обслуживание), также это может быть книга отзывов на видном месте. При подсчёте отзывов можно премировать и депремировать сотрудников;
  • в небольших коллективах можно использовать приватную беседу, на которой руководитель или HR-специалист вежливо и спокойно объяснит, как принято общаться в компании, и укажет на некоторые нюансы поведения сотрудника, который чувствует свою неоправданную власть;
  • перевести такого подчинённого на должность, не связанную с общением (если он интроверт и тяготится внешними контактами).

 

— Во многих компаниях есть незаменимые сотрудники, в случае ухода которых нарушается весь рабочий процесс. Так, сотрудник очень быстро осознаёт свою незаменимость и в одночасье превращается в "хозяина положения", который считает возможным отказываться от каких-то дел, оказывать давление на сотрудников и даже шантажировать коллектив. Чтобы подобных ситуаций не происходило, руководителю следует распределять задачи и обязанности между работниками равномерно. Например, в США активно используют понятия узкой специализации и взаимозаменяемости, — делится директор кадрового центра "Агентство 21 век" Светлана Петровичева. — Если поведение такого сотрудника отрицательно сказывается на рабочем процессе коллектива, то ему следует чётко разъяснить его обязанности и указать на то, что поручения он будет выполнять только тогда, когда его попросит об этом его непосредственное начальство. Если это не подействует, то ситуацию нужно обсудить со своим руководителем.

— Тема власти маленьких людей известна в психологии под названием синдром вахтёра. Выявить склонность к вахтёрству на рабочем месте довольно просто, для этого применяют тест одного вопроса с очевидным ответом. Тест полностью описывается его названием: притворитесь клиентом фирмы и задайте сотруднику вопрос по работе, ответ на который очевиден. Например, кассиру, который сейчас занят покупателем, стоящим перед вами: "Скажите, вы работаете?". Любой ответ, кроме спокойного "да/нет", указывает на непригодность сотрудника к работе с людьми, а выраженность эмоций при ответе — на степень профнепригодности. Лучше всего сотрудников с синдромом вахтёра вообще не принимать на работу, а из работников нижнего звена выбирать исключительно флегматиков. Во-первых, сотрудников с явной склонностью к синдрому вахтёра следует нагрузить дополнительными функциями за небольшую доплату — это повысит их ступеньку в общественной иерархии и отвлечёт от напряжённого ничегонеделания. Во-вторых, для профилактики или даже исправления начального вахтеризма их следует, как это ни парадоксально, хвалить. Премировать тоже можно, но похвалить словами в присутствии других сотрудников, поместить на доску почёта — жизненно важно, — утверждает врач-психиатр и психотерапевт Сергей Горин.

— Причины такого поведения скрыты в личностных особенностях этих сотрудников. Глубоко в душе такие люди чувствуют свою незначительность, в крайних случаях — ничтожность. Весь мир для них выглядит враждебным, где нет друзей и хороших понимающих фигур, где лучшая защита — это нападение. Такое восприятие реальности формируется в раннем детстве, — рассказывает Марина Смовж, аналитический психолог.

Марина Смовж отмечает, что сотрудник данного типа компенсирует бессознательное ощущение тем, что он выбирает разместиться поближе к фигурам, наделённым властью в компании, таким образом, ореол власти руководителя попадает и на его голову, либо парочка известных персон в клиентском списке маленького начальника дают повод ощущать власть, поэтому с другими людьми сотрудник будет общаться как с недостойными и на них он спроецирует свою внутреннюю несостоятельность.

— Властное поведение маленького человека — это не что иное, как демонстрация нарциссических нарушений, которые, естественно, раздражают других работников компании. Для такого человека столкнуться с сотрудниками, которые враждебно к нему настроены, — лишнее доказательство того, что мир плох и вести в нём себя надо нападая. Поэтому только обратная стратегия доброжелательности его коллег будет иметь результат, — делится Марина Смовж, аналитический психолог.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!