Россияне привыкли экономить

Россияне привыкли экономить

3896

Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

Население адаптировалось к текущему уровню экономии и считает его уже некой нормой, — такие выводы содержатся в исследовании, проведённом по заказу Центробанка.

Россияне стали менее пессимистично воспринимать своё ухудшевшееся в кризис материальное положение. Таковы результаты опроса населения, проведённого по заказу Центробанка. С исследованием ознакомился Лайф.

За последние три месяца доля негативных суждений граждан по поводу финансовой стороны своей жизни ощутимо снизилась — с 47% до 39%. Однако положительных оценок больше не стало — их доля осталась примерно на том же уровне в 10%.

По сути, это говорит о том, что меняется не материальное положение россиян, а их отношение к нему. Граждане попросту стали безразличнее к этому вопросу.

В ходе опроса только 40% россиян признались, что в последнее время стали больше экономить, чем раньше. Это на треть меньше, чем годом ранее — тогда было 54%. При этом почти вдвое выросла доля тех, кто говорит, что экономить приходится столько же, сколько и раньше.

— Такие результаты говорят не столько о том, что люди перестают экономить и восстанавливают прежний, докризисный уровень потребления, сколько о том, что население адаптировалось к текущему уровню экономии и считает его некой нормой, — отмечает в своём отчёте Центробанк.

Финансовых оснований для снижения градуса пессимизма в оценках населения своего материального положения действительно нет, считает главный аналитик Global FX Сергей Мельников: "Ситуация с доходами с августа этого года особых изменений не претерпела — они как падали, так и продолжают падать.

В октябре реальные доходы населения в годовом исчислении опустились на 5,9%, причём отрицательная динамика фиксируется уже два года подряд. Столь сильного и длительного спада не наблюдалось с далёких 90-х годов. В таких условиях экономия становится не временной мерой стабилизации бюджетов семей, а новым образом жизни".

Разумная экономия стала общественной нормой, как, например, ещё несколько лет назад такой же нормой являлось покупать всё в долг в период бума потребкредитования, соглашается гендиректор компании "Полипласт" Алексей Горенкин.

При этом адаптация к режиму экономии происходит в семьях с разным уровнем дохода, разница только в том, что одни меняют премиум сегмент на массовый, а другие — массовый на эконом.

— В первый год кризиса звучали жалобы на то, что вместо отдыха в Таиланде, Доминикане, Испании и Италии приходится лететь в Грецию из-за экономических соображений. В этом году та же Греция воспринимается этими же гражданами уже как отличное место для отдыха, — отмечает главный специалист "Алор Брокер" Сергей Королёв. — В период экономических трудностей планка опускается во всём — это и автомобиль с более дешёвыми расходниками, и одежда и обувь менее известных брендов.

Как отметил управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков, падение реального располагаемого дохода в течение 24 месяцев подряд  на фоне периодических заявлений высокопоставленных чиновников о достижении дна кризиса, или начале его преодоления, выработало у граждан устойчивый скептицизм.

— Нужно признать, что адаптация населения к более низкому уровню потребления представляет собой закономерную реакцию на рост кризисных явлений в экономике, — говорит эксперт. — Единственной альтернативой этому мог быть рост относительной депривации среди граждан, которая вылилась бы в волнообразное увеличение числа эпизодов немотивированной агрессии, суицидов и прочее. Иными словами, адаптация россиян к более низкому уровню жизни в текущих условиях — вполне здоровая реакция, меньшее из возможных зол.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×