«Бэтмен против Супермена»: сумерки богов
Блокбастер про супергероев оказался разговорным триллером
Несколько лет назад Супермен отразил нападение инопланетян, однако в ходе схватки с захватчиками погибло множество мирных жителей. Среди них были работники Wayne Enterprise – компании, принадлежащей Брюсу Уэйну, также известному как Бэтмен. Мститель в маске видит в Супермене угрозу для всего человечества. У пришельца также есть к нему вопросы: по его мнению, Бэтмен не имеет права вершить над преступниками самосуд.
Уже затаили дыхание в ожидании грандиозной схватки? Можете выдохнуть. Вместо лёгкого блокбастера Зак Снайдер выкатил тяжеловесную махину, где на эпический мордобой отведено не так уж и много времени. Супермен спасает людей, успевая на полставки подрабатывать в газете, затем уставший приходит домой, включает новости и слушает обвинения в свой адрес. Героя посещают нехорошие мысли. Бэтмен занимается ровно тем же, хотя прессу собирает в разы лучше. Тем не менее, мстителя в маске беспокоит Супермен и его нехорошие мысли. Только бы пришелец не впал в депрессию и не превратил город в руины. Только не в мою вахту. За всем этим наблюдает Лекс Лютор, который не прочь избавиться от обоих мыслителей. Забавно, что супергерои толком не знакомы и ненавидят не столько друг друга, сколько свои медийные образы. Их слепой верой в газетные заголовки и выпуски новостей умело пользуется главный злодей.
Вместо эффектного противостояния мы видим, как три человека в одиночестве размышляют друг о друге и лишь в финальном акте переходят к активным действиям. В иной вселенной «Бэтмен против Супермена» вполне мог бы стать разговорным триллером. Однако в этой он метит в родственники к библейскому эпосу – «Ною» и «Исходу». За кадром завывают хоралы, с неба льёт дождь, градус пафоса пробивает ртутный стобик. К патетичному тону режиссёра обязывают многочисленные религиозные аллюзии.
Ещё в «Человеке из стали» сценарист Дэвид Гойер недвусмысленно намекал на культурное родство Супермена и Христа. Оба героя имеют двойственную природу: они посланы с небес, однако были воспитаны земными родителями. Перед тем, как отправить Супермена на Землю, его отец произносит многозначительное «Он станет для них богом». Возможно, такое прочтение образа супергероя подразумевали ещё его создатели. В криптонском имени Супермена, Кал-Эл, содержится частица «эл», которая переводится с иврита как «бог».
В «Бэтмене против Супермена» Снайдер продолжает развивать библейскую тему. В глазах общественности образ Супермена распадается. Одни видят в нём Спасителя, а другие ветхозаветного Яхве, способного в любой момент обрушить на головы людей огонь и серу. К последним относятся два миллиардера-филантропа – Лекс Лютор и Брюс Уэйн. В них мы находим этаких деятелей эпохи Ренессанса, главной ценностью которых является Разум. В их мире нет места для Бога, поэтому Супермен должен умереть. Чтобы усилить сходство героев с римлянами, режиссёр вооружает Бэтмена копьём с наконечником из криптонита – единственный оружием, способным поразить Человека из стали.
Вся стройная концепция начинает рушится, когда дело доходит до подзаголовка «Бэтмена против Супермена» – «На заре справедливости». Лента призвана стать основой для киновселенной DC Comics, подготовить зрителей к «Лиге справедливости» и сольным фильмам о других супергероях. В связи с этим значительная часть хронометража отведена на бессмысленные с точки зрения повествования намёки на будущие фильмы. Без этого хлама фильм бы только выиграл. Христианские мотивы Гойера превращаются в полный фарс, когда на экране появляются древнегреческая амазонка и повелитель Атлантиды с трезубцем наголо.
Вердикт:
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» вязнет в религиозных аллюзиях и экспозициях будущих фильмов. Фильм закрывает поднятые в «Человеке из стали» вопросы, развешивает ружья для сиквелов, но забывает как следует разыграть конфликт героев. Если вас интересует, кто же победил, Бэтмен или Супермен, вот вам небольшой спойлер. Победили продюсеры.