Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
16 мая 2016, 08:40

Театральный критик Григорий Заславский возглавит ГИТИС

Фото: © Парк Искусств Музеон

Сегодня министр культуры Владимир Мединский представит Российской академии театрального искусства нового ректора. Договор с Кариной Мелик-Пашаевой не продлён.

"Я, как говорит в фильме "День выборов" кандидат в губернаторы Цаплин, обычный человек, по утрам ем яичницу, и естественно, расстраиваюсь, когда читаю о себе плохие слова…"

"Обычный человек" закончил театроведческий факультет ГИТИСа в 1993 году. В ноябре 2015 года в соцсети Facebook он полушутя-полусерьёзно впервые поднял тему своего назначения на должность ректора: "За последнее время меня уже несколько человек спросили, правда ли, что я буду следующим ректором ГИТИСа. Да, но сначала мне надо разобраться с ООН. Там сегодня больше проблем, а дома у меня есть верный советчик в этом вопросе в лице старшего сына, а с ГИТИСом я пока ещё не решил, что делать. Единственное: я бы, конечно, не позволил платить преподавателям такие низкие зарплаты". Таким образом, критик уже озвучил первое обещание в качестве ректора. Время покажет, насколько увеличатся зарплаты преподавателей в ГИТИСе.

Заславский уже раскритиковал методы преподавания в театральном вузе: "Происходящее в последние несколько дней в более или менее широком театральном и узком критическом пространстве, на мой взгляд, возвращает к одной из главных проблем: кто учит сегодня театральной критике. Вот Анна Анатольевна Степанова, которую мы, я в том числе, любили, когда она учила нас в ГИТИСе, недавно выразила недоумение, что я её отфрендил в ФБ. Это так. Потому что, по моему разумению, есть какие-то границы, которые отделяют профессора от студенческой шпаны, и есть какие-то очень важные принципы, которым учителя должны учить тех, кто приходит на театроведческий факультет ГИТИСа".

Много громких слов новый ректор ГИТИСа сказал, когда арестовали первого замминистра культуры Григория Пирумова по "делу реставраторов". По признанию критика, Пирумова ему "чисто по-человечески очень жалко". Заславский даже сравнил арест замминистра с арестом Ходорковского.

"Замминистра культуры выезжает отметить Масленицу, поучаствовать в каких-то мероприятиях культурных в Ростов-на-Дону, ни от кого не скрываясь, и вдруг его там задерживают, сразу же возникают аналогии, что его арестовывают практически как Ходорковского, которого не стали задерживать в Москве, а это было сделано в Новосибирске"

Но только словами критик на этот раз не ограничился: во время заседания коллегии Минкультуры 30 марта 2016 года он предложил изменить меру пресечения арестованным по "делу реставраторов": "Те, кто подозревается в экономических преступлениях, не должны находиться в СИЗО. СИЗО — это очень тяжёлое место. Мне кажется, что мы должны какое-то принять обращение, чтобы эти люди, вина которых ещё не доказана, до суда находились под домашним арестом".

Как у театрального критика, у Заславского есть свои фавориты и те, кого он недолюбливает. К примеру, театр Олега Меньшикова (театр им. Ермоловой) он считает неудачей. Зато, по мнению критика, Сергей Голомазов — хороший режиссёр, и Театр на Малой Бронной он "сумел вернуть к жизни интересной, самой разнообразной". А модного режиссёра Кирилла Серебренникова Заславский старается сильно не превозносить: "Ставит он, как мне кажется, хороший спектакль — я хвалю, ставит не очень удачный спектакль — я ругаю". Работы другого театрального провокатора, Константина Богомолова, критик оценивает в целом положительно. Например, отзыв о крайнем спектакле Богомолова "Князь": "Вы можете меня презирать, возмущаться, но первое действие мне просто понравилось. Дальнейшее вызвало немало вопросов, впрочем, обычных в связи с Богомоловым, но обещанной скандальности не было".

Заславский называет "дорогим человеком" Олега Табакова, а Андрей Кончаловский позволяет критику поправлять свой галстук-бабочку на театральных тусовках. А вот с драматургом Юрием Поляковым у него сложились напряжённые отношения. Критик крайне негативно отзывается о пьесах Полякова, в том числе и об их постановках. О спектакле "Чемоданчик" в Театре сатиры Заславский язвительно написал: "Если бы я был другом Ширвиндту, я бы спросил его: друг, ты же гений, зачем ты взял эту пьесу, из неё всё равно ничего хорошего не выйдет. Если бы я был добрым товарищем Полякова, я бы тихо сказал ему: Юра, зачем тебе этот еврей, ты же не любишь их, он же назло тебе испортит твою гениальную пьесу. Но я не дружу ни с тем, ни с другим".

Критик не всегда находит общий язык и со своими коллегами. На волне скандала с "Золотой маской" осенью прошлого года театральные критики заявили о создании собственной ассоциации, призванной объединить театральное сообщество. Григорий Заславский не был включен в её состав, что его возмутило: "Я в неё не вошёл. Мне, правда, и не предлагали. Но если бы и предложили — не вошёл. Меня утешает, что нет в ней ещё десятка известных имен, которых, как и себя, прости господи, я не отнёс бы к последним или даже предпоследним театральным критикам, всё имена известные: Марина Токарева, Марина Тимашева, Ольга Галахова, Ольга Егошина… Я насчитал около 20 мне известных имён столичных и провинциальных критиков, регулярно пишущих о театре, которых в списках нет. Думается, неслучайно".

Заславский в принципе критично относится к "Золотой маске", считая, что премия присуждается по странным критериям: "Как она может быть объективной, когда экспертный совет не меняется десятилетиями? Когда провинциальные театры оценивают всего два человека? Когда в списки номинантов из года в год попадают одни и те же театры или личности"? Заславский придерживается негативного мнения и о генеральном директоре "Золотой маски": "Как болезненно и даже непримиримо относится Мария Евсеевна Ревякина, когда слышит мнение, отличное от её собственного. Сразу грозится подать в суд. И я уже поневоле радуюсь тому, что в России сейчас действует мораторий на смертную казнь".

С 2013 года Заславский является руководителем рабочей группы по театральному делу Общественного совета при Минкультуры. Критик считает общественный совет подстраховкой для Мединского, который, по его мнению, "часто бросает неосторожное слово и не всегда понимает, что его слово, как министра, воспринимается несколько иначе, чем если бы он был частным человеком". А так министр культуры может сослаться на Общественный совет при объяснении своей позиции, и его не будут лишний раз критиковать.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar