Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 мая 2016, 09:04

Прокляты и забыты: какие фильмы освистали в Канне-2016

Критики смотрят все картины из программы Каннского фестиваля первыми. Пресс-показ проходит даже раньше, чем фильмы посмотрят авторы: актёры, продюсеры, режиссёр. И первая реакция журналистов всегда попадает в новости.

Фото: © REUTERS/REGIS DUVIGNAU

Фото: © REUTERS/REGIS DUVIGNAU

У этих самых press screenings, показов для прессы, есть одна славная традиция. Как только начинаются титры, все критики, находящиеся в зале, ярко реагируют на показанное кино. Например, нормально смеяться в моменты, которые кажутся абсурдными, или всем залом аплодировать на ярких сценах. В Канне собираются лучшие и поэтому самые агрессивные критики, им всё можно.

И если журналистам не понравилось, то они, ничего не стесняясь, картину освистывают. Правда, это не свист, звук издают другой. По-английски это называется "boo", иначе говоря, фильм "забукивают". И это каждый раз событие, ведь реакция критиков — это по факту реакция зрителей на первом в мире показе. На светских показах, на которые звёзды идут по красной дорожке, на картинах только хлопают. Это вопрос уважения, ведь в зале сидит съёмочная группа. Под бурные стоячие овации они всегда плачут от счастья и обнимаются, и неважно, что там кричали злые критики. 

Киноведам никого не жаль, да и реакция у них после просмотра необдуманная, молниеносная. Потом они, возможно, переосмыслят фильм и в рецензии его восхвалят, но пока что они готовы утопить фильм и заставить создателей оправдываться за содеянное.

 

Не могу представить, как это ужасно, когда люди освистывают твой фильм в Канне. Это как если бы медсёстры освистали бы на родах твоего ребёнка. 

Вот фильмы, которые были "забуканы" на завершающемся Каннском фестивале.

Персональный покупатель (Personal Shopper) 

Что это за фильм?

Это вторая картина с участием звезды "Сумерек" Кристен Стюарт, показанная в Канне, после фильма Вуди Аллена. Швейцарца Оливье Ассайяса, бывшего кинокритика, в Канне и в целом во Франции принимают обычно тепло. Его предыдущая картина, тоже со Стюарт, "Зильс-Мария", выдвигалась аж в шести номинациях на "Сезар", французский аналог "Оскара". 

В "Персональном покупателе" Стюарт играет девушку-медиума, у которой умер брат-близнец, и она ждёт от него в Париже сигнала с того света. Параллельно она прислуживает одной знаменитости, покупает для неё одежду и украшения, потому что она сама не успевает.

Как отреагировала публика?

На показе люди смеялись в драматические моменты, массово уходили из зала до окончания, а в конце почти единогласно "букали" и свистели.

Заслуженно?

Да.

Ассайяс очевидно повторяется, это заметно даже в кастинговых решениях: и в блестящей "Зильс-Марии", и здесь его любимая американка Стюарт играет помощницу знаменитости. Ещё оба этих фильма посвящены вроде как кризису самоидентификации. Героиня постепенно теряет собственную личность, переживая тяжёлую личную трагедию. Повинуясь СМС с загадочного номера, она переодевается в одежду работодательницы, хотя это строго запрещено, а затем мастурбирует на кровати в её же квартире. Таким образом она, видимо, сильнее вживается. Ещё много времени посвящается потустороннему: медиум встречает довольно скверно прорисованного призрака, из которого выливается эктоплазма.

Выспренность фильма усугубляется его пустой и бессмысленно глупой концовкой. Ассайяс на пресс-конференции с уверенной улыбкой сказал, что его не волнуют вопли прессы и что это не первый раз, когда его фильмы не понимают. Тем печальнее, что понимать в этот раз совершенно нечего.

Незнакомка (La fille inconnue)

Что это за фильм?

Братья Дарденн — живые классики, которые с 1999 года каждый фильм представляют на Каннском фестивале, да ещё и постоянно в фаворе: за это время они получили две "Золотых пальмовых ветви", Гран-при жюри и приз за сценарий. Бельгийцы Жан-Люк и Пьер — мастера реализма в кино, все их сюжеты — будто истории из программы "Пусть говорят", будто бы "невыдуманные истории, о которых невозможно молчать". Жизнь их героев-пролетариев трудна, и через невыносимые трудности в их судьбах режиссёры прорисовывают почти незаметные притчевые смыслы.

Главная героиня, молодая Женни, работает хирургом. Когда её рабочий день уже заканчивается, на приём приходит чернокожая проститутка, которую врач отказывается принять. Затем её сразу убивают, и Женни решает узнать, кто же была эта девушка и за что с ней так поступили.

Как приняли?

Это, кажется, первый фильм Дарденн, который в Канне освистали. До этого и жюри, и критики принимали все картины восторженно, хотя против награждения их первого фильма "Розетта" высказывались многие.

Заслуженно? 

Скорее нет.

Братья не стоят на месте и развиваются, двигаются ближе к зрительскому кино. Раньше в их фильмах играли только непрофессиональные актёры, но теперь они берут и звёзд: в предыдущей картине "Два дня, одна ночь" главную роль сыграла Марион Котийяр. Так и с их новыми фильмами, они становятся чуть ближе к зрительскому, жанровому кино. Впрочем, детективная завязка оказывается липовой. То есть Дарденн всё же сняли не понятное и приятное всем кино, а лишь новый фильм Дарденн, чего от них и стоило ждать. Странно только, что критики почувствовали себя обманутыми: думали, видимо, что им покажут другую картину.

Это всего лишь конец света (Juste la fin du monde)

Что это за фильм?

Ксавье Долан — это взращенный Канном вундеркинд. Ему всего 27, и с первой же картины "Я убил свою маму", которую он снял в 19 лет (причём сценарий он написал в 17), он неизменно попадает на конкурс фестиваля. За красивую и неординарную картину "Мамочка" в 2014 получил приз жюри.

Сценарий нового фильма "Это всего лишь конец света" написан по одноимённой франкоязычной пьесе. Известный актёр-гей неизлечимо болен (напрямую не называется, но СПИДом) и скоро умрёт. Он 12 лет не общался со своей истеричной семьёй — мама, старший брат, младшая сестра, — и прилетает к ним, чтобы рассказать о своём грядущем конце. Играют известные французские актёры: Гаспар Ульель, Леа Сейду, Марион Котийяр, Венсан Кассель.

Выйдет в российский прокат ориентировочно в октябре 2016-го.

Как приняли?

"Забукали".

Заслуженно?

Скорее да.

Это определённо худший фильм Долана, несмотря на космические амбиции и внушительный актёрский состав. Как и любая приличная экранизация театральной пьесы, фильм — это разговорная драма в трёх декорациях. Главный герой разговаривает со всеми по очереди, а потом со всеми вместе за обеденным столом — вот и всё, что происходит. Пытаясь избавиться от этой чрезмерной театральности, Долан снимает всё крупными планами: камера буквально прилипает к лицам актёров, вы будете половину фильма разглядывать скулы молчаливого Гаспара Ульеля. Все персонажи, кроме главного героя, очень истеричны, и потому почти всё время друг на друга кричат. Наконец, сюжет пару раз разбивается сценами воспоминаний под оглушительную дискотечную музыку. Звучит, например, песня-мем Dragostea Din Tei:

Французское название, Juste la fin du monde, — это поговорка, которую правильнее было бы перевести как "это же не конец света", то есть для всего мира смерть героя останется незамеченной. А вот Ксавье интерпретирует пьесу ровно наоборот. Когда главный герой выходит из отчего дома, на пол падает замертво птица, как предвестник того, что действительно начинается последний день на земле. И вот это сильное, пугающее ощущение того, что каждая смерть — это апокалипсис, очень впечатляет.

Естественно, "забукивание" на Ксавье никак не повлияло. Он очень самовлюблён и каждый свой фильм называет своим лучшим, как и в этот раз. Правда, после этого добавил, что устал от режиссуры и после следующей картины хочет больше играть сам.

Неоновый демон 

Что это за фильм?

Николас Виндинг Рёфн — скандально известный датчанин, как и Ларс фон Триер. Его фильмы необыкновенно красивы, жестоки и сложны для восприятия. Чтобы проникнуться эстетикой, посмотрите это видео о жестокости в его картинах:

 

 

Новая работа — это хоррор-триллер, посвящённый модельному бизнесу. Девушка-сирота неземной красоты приезжает в Лос-Анджелес, где обнаруживает, что за успех на подиуме модели буквально съесть друг друга готовы. В ролях — юная звезда Эль Фаннинг ("Загадочная история Бенджамина Баттона"), Кристина Хендрикс (сериал "Безумцы"), Эбби Ли ("Безумный Макс") и Киану Ривз.

Как приняли?

На первом показе критики разделились во мнении: по ощущениям и хлопало, и "букало" примерно поровну людей.

Заслуженно?

Нет.

"Неонового демона" легко ругать и сложно понять. Картина по замыслу совершенно безупречна: кино о моде и стиле, в котором ничего, кроме изумительно красивых сцен, в общем-то и нет. Необыкновенно красивых девушек минимум полчаса обмазывают блёстками под светом неоновых ламп. Киану Ривз, тоже симпатичный, открывает ночью дверь номера в мотеле и видит там грациозную пуму. 18-летняя Эль Фаннинг раздевается на абсолютно белом фоне. И так весь фильм.

Фильм очень медленный и очень претенциозный, но при этом завораживающий. Рёфн, часто снимающий о своих фетишах, в этот раз решил поговорить о человеческой красоте, несправедливой силе, которая у кого-то есть, а у кого-то нет. Персонажи из мира моды превращают красоту в предмет культа, в погоне за идеальной красотой режут себя руками хирурга, а ещё друг друга. То есть они настолько заворожены красотой главной героини, что пытаются натурально её съесть или хотя бы попить её крови, вдруг это сделает их ближе к эталону. В общем-то, это лучшая визуализация чувства зависти к ближнему.

Последнее лицо (The Last Face) 

Что это за фильм?

Шон Пенн не только известный актёр, но и режиссёр. Его картина "В диких условиях" была довольно популярна среди обычных зрителей, а "Обещание" с Джеком Николсоном было отобрано в основную программу Канна-2001.

Картина посвящена гуманитарным миссиям ООН в Африке. Главная героиня (Шарлиз Терон), директор организации, встречается с полевым врачом (Хавьер Бардем). У них случается любовь на фоне гражданской войны.

Как приняли?

Единогласное "забукивание" в конце, массовые выходы из зала и смех на драматическом фильме, который начался уже на 10 секунде. 

Заслуженно?

Да, да, да.

Это, возможно, худший фильм Каннского фестиваля — 2016. Невыносимо скучная и глупая драма делает смехотворной даже гуманитарную миссию ООН, которую собиралась превознести. Титр перед фильмом, от которого смеялись критики, сравнивает жестокость войны с "жестокостью отношений мужчины и женщины". Всё действие происходит между двумя красивыми белыми иностранцами, которые активно любят друг друга на фоне умирающих в муках чернокожих мирных жителей. Причём даже из любовной линии Пенн устраивает парад стереотипов: Бардем изменяет Терон, но затем оправдывается, и она снова его любит. Актриса произносит своим красивым голосом за кадром: "Я начала по-настоящему жить, только когда встретила Мигеля". Под конец врач гибнет, а Шарлиз зачитывает проникновенную речь на благотворительном вечере. 

Чтобы показать жестокость войны, Пенн проходится по основным штампам фильмов об африканских войнах: играющие в мячик детишки, умудрённые опытом старики с мудрым взглядом. В фильме много жестоких сцен: ребенку вскрывают живот и наматывают его кишки на столбы, например. Зрителю буквально приходится смеяться над тем, как чудовищна война. Лучше бы Пенн просто занимался благотворительностью в пользу голодающих Африки, а не снимал про это кино.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar