"Налоги на творчество" застряли в руках Владимира Мединского
Планы Минэкономразвития сделать из Роспатента мегарегулятора в области интеллектуальной собственности натолкнулись на жёсткое противодействие Минфина, Минюста и других ведомств.
Минфин, Минюст, Минкультуры и Государственно-правовое управление президента РФ раскритиковали подготовленный Минэкономразвития проект нового положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности (это полное название Роспатента). Об этом Лайфу рассказали источники в аппарате правительства, знакомые с текстами заключений ведомств. А это значит, что Минкультуры Владимира Мединского совсем не готово делиться регулированием высокодоходной сферы с Роспатентом Григория Ивлиева.
Интеллектуальная собственность — это не только инновационный сектор экономики, который России надо развивать, чтобы "слезть с нефтяной иглы". Это ещё и многомиллиардная сфера авторских и смежных прав.
До недавнего времени эта сфера была подведомственна Министерству культуры. Министерство выдало четырём обществам по коллективному управлению правами аккредитацию — то есть право собирать отчисления от имени всех писателей, композиторов, исполнителей в мире. Договор с ними заключать не требуется — достаточно, что творцы явно не отказались от услуг этих союзов. Невостребованное вознаграждение остаётся у собравших его обществ.
Знакомьтесь, вот эти собиратели. Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) взимает отчисления в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм — за 2015 год получила более 1 млрд рублей.
Российский союз правообладателей (РСП) собирает вознаграждение с производителей техники за проигрывание гражданами произведений на плеерах, компьютерах и т.п., в 2014 году отчитался о 2,7 млрд руб.
Российское авторское общество (РАО) коллекционирует отчисления для авторов текстов и музыки, в 2014-м получило около 4,6 млрд руб.
Партнёрство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) собирает отчисления художникам и скульпторам при перепродажах изобразительного искусства, и эта организация фактически только разворачивает работу.
ВОИС, РАО и РСП оставляют за свои услуги по управлению 30-40% собранного, то есть не меньше 2 млрд рублей. Этот бизнес, как видно, несравним с нефтяным по общему обороту, но он гораздо, гораздо проще и не требует почти капиталовложений.
Поэтому многие обеспокоились, когда выяснилось, сколько собиратели тратят на себя — покупая замки, виллы, дорогие квартиры и автомобили. Действительно, расходы РАО на оплату типовых операций своих юристов едва ли могут быть выше, чем у ведущих юридических фирм страны: например, у "Пепеляев групп" в год на оплату труда приходится 400—500 млн рублей. Если же у чиновника находится в ведении такая отрасль, он может лишиться внимательности, изучая схемы распределения вознаграждений авторам и исполнителям.
В августе 2015 года президент России поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву и первому вице-премьеру Игорю Шувалову разработать изменения в законодательстве, чтобы сделать более прозрачной работу обществ по коллективному управлению правами. Контроль над этими обществами решено было передать из Минкультуры в Минэкономразвития, которому из прямого ведения правительства в 2012 году был передан Роспатент. Последний ещё в июле 2015-го возглавил Григорий Ивлиев — бывший замминистра культуры. Предполагалось, что Ивлиев и Роспатент получат всю полноту власти, связанную с авторскими правами.
А вот дальше дело пошло предельно медленно.
9 июня нынешнего года, перспективы будущего интеллектуального мегарегулятора в очередной обсуждали на правительственной комиссии по административной реформе.
Ивлиев опять продекларировал, что новые полномочия помогут инновационному развитию страны. Но основополагающий документ — положение об обновлённом Роспатенте (его утвердят постановлением правительства) ещё не готово: Минфин, Минюст и Государственно-правовое управление президента не согласны с проектом документа. По данным Лайфа, также есть возражения у Минкультуры и Минобрнауки.
Часть претензий довольно формальны (Роспатенту дают задачи, которые пока не забрали у других организаций), но другие принципиальны. Речь идёт о тех самых полномочиях по утверждению обязательного типового устава авторских обществ — именно в уставах аккредитованных обществ прописывается, какую долю от собранных миллиардов они могут оставить себе.
Сейчас в типовом уставе доля прибыли не указана, и Минкультуры активно заверяет, что после критики готово внести такой пункт. Замдиректора нормативно-правового департамента Минкультуры Ксения Мирясова рассказала Лайфу, что планируется ввести ограничение в 35—40% собранных денег — правда, столько ВОИС, РАО и РСП оставляют себе и сейчас. Но, если устав будет утверждать Роспатент, цифры могут оказаться совсем другими, и договариваться придётся уже с другими людьми.
В это противостояние постоянно норовят вмешаться крупные бизнес-игроки — продюсеры. Дело в том, что в действующем типовом уставе допускаются три формы общества по коллективному управлению правами — общественная организация, ассоциация и некоммерческое партнёрство. Сейчас РАО, ВОИС и РСП — это общественные организации, а стать их членами (и, соответственно, войти в органы управления) могут только физлица: отдельные композиторы, певцы и т.п. Музыкальные и кинокомпании — юрлица — не могут прямо влиять на распределение денег и т.п.
В конце 2015 года ряд продюсеров написал обращения к обществам с призывом изменить эту ситуацию. В противном случае они обещали изъять свои произведения из-под управления обществ. В числе недовольных — Игорь Матвиенко, Игорь Крутой, Константин Меладзе и др.
— Реформа этой сферы является первоочередной и необходимой в первую очередь из-за отсутствия прозрачности в деятельности аккредитованных обществ для правообладателей, — отметил в беседе с Лайфом Андрей Лукинов, директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко.
Роспатент во главе с Ивлиевым этой зимой объявил о своеобразном реверансе в сторону прозрачности — ведомство поучаствует в создании Национального цифрого реестра интеллектуальной собственности, который якобы позволит отслеживать использование произведений.
Пытаются делать шаги навстречу продюсерам и сами аккредитованные общества. Гендиректор РСП Андрей Кричевский сообщил Лайфу, что его союз уже планирует преобразование из общественной организации в ассоциацию — в которую смогут входить юрлица.
— РСП постарается быть первопроходцем. Это будет первый пробный шар. Затем по этому пути могут пойти и другие общества по коллективному управлению, — сказал Кричевский, одновременно занимающий пост гендиректора ВОИС.
В этом преобразовании общества по коллективному управлению сильно зависят от Минкультуры. Как пояснил Кричевский, существенным вопросом было — нужно ли в случае реорганизации заново проходить аккредитацию. Недавно получен ответ из министерства: можно сохранить уже полученную. Относительно создания мегарегулятора собеседник отметил, что скоропалительные решения могут привести к разрушению и без того хрупкой, только начинающей работать в нашей стране конструкции системы защиты интеллектуальных прав.
Переход львиной шкуры к Роспатенту не в пользу обществ по коллективному управлению — если в отрасль придёт новый контролёр и решит, что госаккредитацию надо проходить заново, то право собирать деньги от имени всех российских и западных творцов может уйти совсем в другие руки.
По словам Лукинова, у продюсеров ещё немало вопросов к обществам по коллективному управлению. К примеру, если владелец смежных прав не отыскался за три года, то деньги уходят в распоряжение общества по коллективному управлению, сетует он. По мнению продюсеров, нераспределённые средства должны неограниченный срок лежать на специальных счетах. Если получатель отыщется через много лет — деньги должны достаться ему.
Свои замечания Лукинов представлял этой весной на рабочей группе в Госдуме, где обсуждался законопроект Минкомсвязи, вовсе отменяющий коллективное управление правами без договора.
Замглавы Минкомсвязи Алексей Волин скептичнее всех настроен по отношению к инициативам и разборкам Мединского, Ивлиева и руководителей авторских обществ. Когда в конце 2014 года РАО и РСП лоббировали идею глобальной лицензии, в одной из служебных записок на имя Мединского приводилось мнение Волина об авторах глобальной лицензии, которых он называл "мошенниками и ворами".
По замыслу Минкомсвязи, собиратели должны не только заключать договоры с теми, в пользу которых собираются деньги, но и публично отчитываться о своих доходах и расходах, адресатах выплат. Впрочем, у этого разработанного в августе 2015 года законопроекта меньше всего сторонников — потому что от него выиграют авторы, но не общества по коллективному управлению.