Галериста Марата Гельмана обвинили в незаконном вывозе картин за границу
Художник Гор Чахал обратился в прокуратуру, когда увидел одну из своих работ на выставке в Норвегии.
Художник Гор Чахал обвинил арт-менеджера, галериста и общественного деятеля Марата Гельмана в незаконном вывозе его работы за границу. Как сообщил Лайфу сам Чахал, он случайно увидел в социальной сети Twitter фотографию своего произведения "Солнце правды, добра и красоты" на выставке Icons в норвежском культурном центре Hå gamle prestegard. Художник утверждает, что согласия на вывоз и выставление работы он не давал.
— Работу я сделал в 2003 году. Это цифровое изображение, распечатанное на холсте. Данный вариант — самый большой. Произведение никогда не принадлежало Гельману, а находилось у него во временном хранении. Знаете, художнику всегда сложно хранить работы, особенно если они больших размеров. Марат повесил "Солнце правды, добра и красоты" у себя в загородном доме, я не был против: дом всегда был полон важных гостей, кто-то мог обратить внимание и приобрести работу, это уж лучше, чем пылиться в запаснике галереи, — рассказал Чахал.
По его словам, последний раз официально эту работу Марат Гельман повёз в 2013 году на Icons в Санкт-Петербург.
— Тогда произошёл неприятный инцидент: при транспортировке пострадала картина Дмитрия Гутова и страховщики заставили организаторов получить разрешения на все работы у владельцев, — продолжил Чахал. — Тогда я и подписал документ о том, что передаю своё произведение на временное хранение в музей ПЕРММ, где тогда работал Гельман. Все бумаги у меня есть, всё как надо. Потом мы с Маратом серьёзно разругались, и он меня везде забанил, я с ним не могу связаться, а когда обращаюсь к его сотрудникам, то получаю лишь обещания "мы разберёмся, не волнуйтесь".
Галерист же уверен, что права на экземпляр "Солнце правды, добра и красоты" давно принадлежат ему.
— Эта работа существует в трёх экземплярах. Тот экземпляр, который в Норвегии, принадлежит мне с 2004 года. Все, кто был в моём загородном доме, его видели. Второй экземпляр принадлежит Виктору Бондаренко, третий — участвовал в выставке музея ПЕРММ. Работы, которые мне принадлежат, я часто использую в выставках в России и за рубежом. Это не требует согласия автора. Я думаю, что та работа, на которую у него (Гора Чахала. — Прим. Лайфа) есть письмо от ПЕРММ, так и лежит в запаснике музея. Документов на мою у меня действительно нет. Мы были близкими людьми, я финансировал изготовление его проектов, и работа была как компенсация за мои затраты.
Однако художник настроен решительно: он уже обратился в прокуратуру с требованием выяснить, как Гельман смог вывезти за границу его произведение без его согласия.