Минкультуры проведёт грань между искусством и политикой
Российский институт истории искусств (РИИИ) по заказу Минкультуры проанализирует всю историю России, чтобы ответить на важнейшие вопросы: нужна ли свобода творчества, как отличить произведение искусства от политической провокации? Должно ли государство устанавливать диктат в области культуры?
Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов
По заказу ведомства учёным Российского института истории искусств (РИИИ) предстоит выявить, в каком историческом периоде (с древних времён до современности) и при каких условиях взаимодействие деятелей культуры и представителей власти давало наилучший результат. По наиболее удачной исторической модели Минкультуры в будущем планирует выстраивать отношения с современной творческой интеллигенцией.
Руководить научным исследованием с мудрёным названием "Фундаментальные основания государственной культурной политики: историко-философский аспект" будет культуролог и философ глава РИИИ Александр Казин. Лайф узнал у него, какие цели ставят перед собой авторы работы.
Отличить искусство от провокации
Казин считает, что подобные акции приводят к возникновению конфликтов на пустом месте, и это мешает развитию культуры. Поэтому, опираясь на факты истории, предстоит разработать и научно обосновать принципы взаимодействия деятелей культуры и государства. Это должно помочь им лучше понимать друг друга.
Найти идеальное сочетание свободы и творчества
В исследовании на примерах из разных эпох попытаются обосновать связь свободы творчества с художественным результатом.
Казин отмечает, что сталинская эпоха при всех гонениях на творческую интеллигенцию была одной из величайших эпох в плане культуры. А Андрей Тарковский, по его мнению, только в рамках советской цензуры создавал шедевры, а последние фильмы, снятые во время эмиграции, вышли значительно слабее, добавил он.
Подружить художников с властью
В качестве одного из аргументов своей точки зрения Казин приводит Московский кремль и Успенский собор, построенный по заказу Ивана III Аристотелем Фьораванти, а также планировку Санкт-Петербурга, в которой принимал активное участие Пётр I. По мнению Казина, взаимоотношения власти и художников всегда динамичные, они меняются и могут выдавать самые неожиданные результаты. И это тоже надо учитывать в сегодняшней ситуации.
— Молодой Пушкин был другом декабристов, а зрелый — другом царя, — отметил глава РИИИ. — Юный Достоевский был членом кружка петрашевцев, а зрелый Достоевский читал свои романы императрице и был убеждённым монархистом. Или знаменитый Лев Тихомиров, один из руководителей партии "Народная воля", организовывавшей убийство Александра II. Тихомиров вынужден был эмигрировать и за границей пересмотрел свои взгляды, став одним из главных теоретиков монархической государственности.
Доказать, что высшие достижения русской культуры связаны с православным христианством
Казин и его коллеги планируют на конкретных примерах доказать, что творчество писателей, художников, архитекторов, композиторов разных веков так или иначе связано с "высшими достижениями" отечественной культуры раннего периода — "Троицей" Андрея Рублёва, храмом Покрова на Нерли, "Словом о полку Игореве" и другими.
Преодолеть кризис в современной культуре
По мнению Казина, выход есть. Требуется чётко прописать интересы государства в области культуры. И эти интересы необходимо учитывать государственным театрам, музеям, картинным галереям, концертным организациям. Поиском этих интересов займутся Казин и его коллеги.
Ранее похожую мысль озвучивал министр культуры Владимир Мединский: "Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся. Либо те, которые считаем нужными".
— Вряд ли художник, получающий деньги от государства, должен в своём творчестве уничтожать это государство или устраивать политические провокации против этого государства на его же деньги, — считает Александр Казин. — Это по меньшей мере нечестно и непорядочно. Поэтому я поддерживаю в этом плане высказывание министра культуры. Если вы не хотите соблюдать интересы государства — ради бога! Есть частные театры, галереи и издательства.