Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 июня 2016, 07:30

Минкультуры проведёт грань между искусством и политикой

Российский институт истории искусств (РИИИ) по заказу Минкультуры проанализирует всю историю России, чтобы ответить на важнейшие вопросы: нужна ли свобода творчества, как отличить произведение искусства от политической провокации? Должно ли государство устанавливать диктат в области культуры?

Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

По заказу ведомства учёным Российского института истории искусств (РИИИ) предстоит выявить, в каком историческом периоде (с древних времён до современности) и при каких условиях взаимодействие деятелей культуры и представителей власти давало наилучший результат. По наиболее удачной исторической модели Минкультуры в будущем планирует выстраивать отношения с современной творческой интеллигенцией.

Руководить научным исследованием с мудрёным названием "Фундаментальные основания государственной культурной политики: историко-философский аспект" будет культуролог и философ глава РИИИ Александр Казин. Лайф узнал у него, какие цели ставят перед собой авторы работы.

Отличить искусство от провокации

"Надо понять, где проходит грань между искусством и политикой. На мой взгляд, огромный фаллос, нарисованный на Литейном мосту в Санкт-Петербурге арт-группой "Война" напротив здания ФСБ, — это не столько художественная акция, сколько политическая провокация, осуществлённая средствами рисования. Или Павленский. На каком основании его называют художником? Потому что он поджигает покрышки у храма Спаса-на-Крови или прибивает свои половые органы на Красной площади?"

Казин считает, что подобные акции приводят к возникновению конфликтов на пустом месте, и это мешает развитию культуры. Поэтому, опираясь на факты истории, предстоит разработать и научно обосновать принципы взаимодействия деятелей культуры и государства. Это должно помочь им лучше понимать друг друга.

Найти идеальное сочетание свободы и творчества

"Некоторые ограничения, которые могут возлагаться на свободу творчества художника, в известной мере могут помогать ему творить, дают ему основания для определённых художественных решений. Свобода творчества — довольно хитрая вещь, это палка о двух концах"

В исследовании на примерах из разных эпох попытаются обосновать связь свободы творчества с художественным результатом. 

Казин отмечает, что сталинская эпоха при всех гонениях на творческую интеллигенцию была одной из величайших эпох в плане культуры. А Андрей Тарковский, по его мнению, только в рамках советской цензуры создавал шедевры, а последние фильмы, снятые во время эмиграции, вышли значительно слабее, добавил он.

Подружить художников с властью

"Существует легенда, что власть и культура должны быть друг другу чужды и чуть ли не враждебны. Это миф и совершеннейший вздор. Есть много удачных примеров взаимодействия представителей искусства и власти, в результате которого были созданы шедевры"

В качестве одного из аргументов своей точки зрения Казин приводит Московский кремль и Успенский собор, построенный по заказу Ивана III Аристотелем Фьораванти, а также планировку Санкт-Петербурга, в которой принимал активное участие Пётр I. По мнению Казина, взаимоотношения власти и художников всегда динамичные, они меняются и могут выдавать самые неожиданные результаты. И это тоже надо учитывать в сегодняшней ситуации.

— Молодой Пушкин был другом декабристов, а зрелый — другом царя, — отметил глава РИИИ. — Юный Достоевский был членом кружка петрашевцев, а зрелый Достоевский читал свои романы императрице и был убеждённым монархистом. Или знаменитый Лев Тихомиров, один из руководителей партии "Народная воля", организовывавшей убийство Александра II. Тихомиров вынужден был эмигрировать и за границей пересмотрел свои взгляды, став одним из главных теоретиков монархической государственности.

Доказать, что высшие достижения русской культуры связаны с православным христианством

"Человек как образ Божий — вот ценностно-нормативное основание русской культуры. Наши представления об истине, красоте и добре в конечном счёте связаны именно с христианским духовным полем"

Казин и его коллеги планируют на конкретных примерах доказать, что творчество писателей, художников, архитекторов, композиторов разных веков так или иначе связано с "высшими достижениями" отечественной культуры раннего периода — "Троицей" Андрея Рублёва, храмом Покрова на Нерли, "Словом о полку Игореве" и другими.

Преодолеть кризис в современной культуре

"Совершенно очевидно, что современная культура и искусство переживают кризис. В этом никто не сомневается. У нас сегодня фактически нет гениев, сравнимых с той же эпохой авторского кино. Последние представители доживают свои годы. То же самое в музыке, живописи, поэзии. Это пример отрицательного влияния рыночной культуры на искусство"

По мнению Казина, выход есть. Требуется чётко прописать интересы государства в области культуры. И эти интересы необходимо учитывать государственным театрам, музеям, картинным галереям, концертным организациям. Поиском этих интересов займутся Казин и его коллеги.

Ранее похожую мысль озвучивал министр культуры Владимир Мединский: "Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем те, что нам нравятся. Либо те, которые считаем нужными".

— Вряд ли художник, получающий деньги от государства, должен в своём творчестве уничтожать это государство или устраивать политические провокации против этого государства на его же деньги, — считает Александр Казин. — Это по меньшей мере нечестно и непорядочно. Поэтому я поддерживаю в этом плане высказывание министра культуры. Если вы не хотите соблюдать интересы государства — ради бога! Есть частные театры, галереи и издательства.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar