Как Джоан Роулинг убила Гарри Поттера
Татьяна Столяр объясняет, почему новая книга о Гарри Поттере — издевательство над поклонниками. Внимание, текст содержит спойлеры и сведения, которые могут расстроить фанатов поттерианы.
30 июля на сцене лондонского театра Palace состоялась премьера постановки "Гарри Поттер и проклятое дитя" — продолжение истории о самом известном волшебнике. На следующий день в Великобритании и по всему миру (кроме России — отечественных поттероманов традиционно обделили) начались продажи одноимённой книги-сценария, по которой ставили спектакль.
Я как истинный поттероман сразу же прочитала новую историю и с горечью констатирую: лучше бы Джоан Роулинг оставила Гарри Поттера в покое и никогда не писала эту пьесу. Противоречия с предыдущими книгами, логические ошибки, нарушение канонов волшебного мира — и это только часть ужаса, с которым сталкиваешься в процессе чтения.
Я его не брошу — потому что он хороший
Почти десять лет назад, в январе 2007 года, сидя в отеле "Балморал" в Эдинбурге, Роулинг написала: "Шрам не беспокоил Гарри 19 лет. Всё было хорошо" и поставила точку. Не только в романе "Гарри Поттер и Дары смерти", но и в истории о Гарри Поттере вообще. Дальше были прицельные заявки в мир взрослой литературы: роман "Случайная вакансия" и попытка оживить детективный жанр серией о приключениях хмурого сыщика и его красавицы-секретарши (на данный момент вышли уже три книги), которую Роулинг выпускает под видом бывшего сыщика военной полиции Роберта Гэлбрейта.
Взрослые романы самой богатой писательницы мира публика и критика встретила без экстаза — да, хорошо, но не более того. Поэтому параллельно англичанка потихоньку содрала этикетку "табу" с произведения всей своей жизни. Сначала выпустила "приложения" — книги об устройстве волшебного мира. По одному из таких произведений — "Фантастические твари и места их обитания" — Warner Bros. уже этой осенью выпускает фильм, сценарий к которому адаптировала сама Роулинг, в главной роли — оскароносный Эдди Рэдмейн. На официальном сайте поттерианы Pottermore всё чаще появлялись статьи от Роулинг, где она рассказывала о дальнейшей судьбе того или иного персонажа. В "Твиттере" "мама Поттера" и вовсе чуть ли не ежедневно с радостью дискутировала с поклонниками на тему волшебного мира. Фанаты, конечно, всю эту активность принимали на ура и умоляли написать продолжение.
Три года назад Роулинг смиловалась и заявила, что новой истории о Поттере быть. Правда, задумала она тогда не полноценный роман, а пьесу, да и то в соавторстве со сценаристом Джеком Торнтоном (профи по подросткам — автор сериала "Молокососы" и "Отбросы") и видным театральным режиссёром Джоном Тиффани (лауреат театрального "Оскара" — "Тони" и любимец лондонской публики). Но это всё, согласитесь, нюансы, так что, как бы ни пыталась Роулинг изображать спокойствие (#Это_не_роман #Это_не_приквел, — сыпала она в "Твиттере"), все восприняли новость однозначно: продолжение Гарри Поттера! Еее!
Из мальчика-героя в мужчину-неудачника
В новой истории с детства знакомые персонажи вдруг становятся далёкими и непонятными. Да, Гарри и компании теперь под 40, но только на возраст списать столь радикальные изменения невозможно. Мальчик-который-выжил предстаёт в восьмой книге крайне неуверенным в себе мужчиной. Возглавляет отдел мракоборцев — а по ощущениям обычный офисный клерк.
Гарри постоянно рефлексирует на тему своего прошлого: особенно Поттера тревожит, что его путь к победе над злом устелен трупами знакомых и незнакомых людей. Заметим, что со времён царствования тёмных сил прошло довольно много времени, и всё это время о трагических событиях он не особенно вспоминал, а тут вдруг в один прекрасный момент задумался о том, что из-за него погибла уйма людей, — непонятно. Да и умирали все не ради Гарри Поттера, а во имя победы над Волдемортом и его последователями.
Но это ещё полбеды, главная причина головной боли (и это я не про шрам) взрослого волшебника — плохие отношения с младшим сыном Альбусом Северусом. Если для всего мира Гарри Поттер идол, то для собственного отпрыска — непонятный и неприятный человек. Ну а как может нравиться старший, который говорит избитое "Я не буду ничего объяснить, я знаю лучше, что тебе нужно, я твой отец".
Однажды во время очередного тягомотного диалога родитель и сын бросают друг в друга уничтожающее:
Когда открываешь книгу о Гарри Поттере, ждёшь волшебства, но никак не вымученных проблем отцов и детей. Не знаю, конечно, как воспримут новую историю те, кто познакомился с поттерианой во взрослом возрасте, но для меня, выросшей на книгах о юном волшебнике, читать "Гарри Поттера и бытовуху" крайне мучительно. Это как случайно увидеть, как твои бабушка с дедушкой занимаются сексом. Вроде всё и понятно, но не хотелось бы.
В волшебном мире секс есть
"В сказках секс не нужен. Никто не трахается на фоне единорогов" — это известное высказывание Джоан Роулинг до "Проклятого дитя" не нуждалось в пояснении. В предыдущих книгах секса действительно не было. Конечно, понятно, что волшебники не драконы, но нужды размышлять об интимной жизни персонажей как-то не было. А вот в новой книге читатель вынужден задуматься о репродуктивных процессах в волшебном мире.
В самом начале и на протяжении всей пьесы фигурирует слух, что отец Скорпиуса Малфоя — бледного, худого мальчика с платиновыми волосами — вовсе не Драко, а Волдеморт. Роулинг всегда крайне педантично относилась к соблюдении хронологии в книгах, поэтому без труда можно вычислить дату рождения Скорпиуса — примерно 2005—2006 год, а Тёмный лорд, как известно, был убит в мае 1998-го. Так каким образом Волдеморт мог быть отцом мальчика? Заморозил сперматозоиды, не иначе.
Задуматься о личной жизни самого известного злого волшебника в истории вынуждает и факт наличия у него дочери Дельфи. Читатель узнаёт, что "проклятое дитя" появилось в результате связи Волдеморта с... Беллатрисой Лестрейндж. Допустим, Пожирательница смерти была столь предана властелину, что даже изменила своему законному супругу, но возникает вопрос: когда они успели? Судя по всему, Дельфи появилась на свет накануне Битвы за Хогвартс, соответственно, счастливая мать только разродилась — и сразу отправилась навстречу своей гибели.
Добавим к этому туалетный юмор, когда Альбус с помощью оборотного зелья перевоплощается в Рона Уизли и обращается к Гермионе с предложением "давай заделаем ещё одного ребёнка".
Где логика
Вышеупомянутый слух о Скорпиусе / Тёмном лорде — важная часть новой истории. Из этого слуха вырастают сюжетные линии и им же объясняются особенности характера Скорпиуса. Но по факту сплетня эта ничем не подкреплена, да и её происхождение объясняется крайне странно: якобы, когда жена Драко заболела после сложных родов и семейство удалилось подальше от людских глаз, многие решили, что скрывается семейство Малфоев из-за того, что к делу причастен Тёмный лорд. Да-да, вот так небрежно, для галочки, Роулинг поясняет одну из важных составляющих новой истории.
В произведении "Проклятое дитя" вообще крайне много формальностей и халатности. Кто-то скажет, что это не полноценный роман, а пьеса, но мы же помним, что, как бы Роулинг ни позиционировала книгу, — всё-таки это продолжение истории, а значит, все устоявшиеся правила должны быть соблюдены. Поттероманы привыкли, что действия персонажа и события объясняются — пусть и не сразу (как в случае со Снейпом), но объясняются.
А тут вдруг выясняется, что у Волдеморта есть взрослая дочь, которая при этом долгие годы ждала возмездия, следила за Гарри и его сыном Альбусом (каким, интересно, образом), хотя с рождения обладала невероятными силами, даже превосходящими мощь Тёмного лорда.
Или почему Альбус и Скорпиус решили воскресить именно Седрика Диггори — а как же остальные погибшие "во имя Гарри Поттера"?
Почему никто не заметил, как Альбус и Скорпиус, вернувшись в прошлое, активно мешают Седрику Диггори выиграть турнир Трёх волшебников, — где были судьи и зрители?
И ни на один вопрос, который справедливо возникает у читателя, никто не собирается ответить.
Роулинг нарушает свои же законы
Но если на всё вышенаписанное в экстазе от "это же новая книга, Гарри Поттер вернулся" ещё как-то можно смотреть сквозь пальцы, то тот факт, что Роулинг повсеместно нарушает свои же законы волшебного мира, по-настоящему оскорбляет. Юные Альбус и Скорпиус спокойно используют магию вне стен Хогвартса и никто из Министерства магии об этом не знает. У Альбуса нет разрешения на посещение Хогсмида, но он спокойно там прогуливается. Скорпиус непонятно как оказывается в Министерстве магии. Но самое вопиющее нарушение своих же правил Роулинг допускает при использовании маховиков времени. Вдруг выясняется, что можно изменить событие любой важности.
Как фанатам жить дальше
"Гарри Поттер и проклятое дитя" — печальная иллюстрация того, как важно вовремя остановиться. Джоан Роулинг на протяжении 20 лет говорили спасибо миллионы взрослых и детей по всему миру. Сейчас ей хочется только посочувствовать. Да, очевидно, непросто решить, что делать дальше после того, как ты уже осуществил дело своей жизни. Очевидно, непросто расстаться с любимыми героями. Но через книги Джоан Роулинг объясняла читателям, что боль и испытания — обязательная составляющая нашей жизни, с которой нужно смириться. Сама она, видимо, почему-то об этом наставлении забыла.
И раз в нашем магловском мире заклинание "Обливиэйт" не работает, лучший способ забыть о "предательстве" Роулинг — перечитать семь предыдущих книг.